Православный портал о благотворительности

Ответственность православного врача

Есть определенные медицинские показания, по которым женщина не должна иметь ребенка. Но она забеременела, пришла к врачу, и врач, исходя из врачебной этики, обязан ей предложить, а иногда даже убедить ее в необходимости прерывания беременности. Однако для православного врача это невозможно, недопустимо. Мы в любом случае должны такую женщину наблюдать, вести ее беременность, не пугать ее, не мотать ей нервы. Конечно, могут быть самые разные ситуации, все в руках Бога, но в случае неблагоприятного исхода такого врача никто не оправдает

Страх перед врачами зачастую заставляет нас идти на крайне необдуманные поступки и греховно рисковать своей жизнью. Особенно остро стоит вопрос о медицинской помощи женщинам, ожидающим ребенка. Нужно ли прибегать к традиционному обследованию во время беременности или же лучше все оставить на «волю Божию»? Об этом мы беседуем с православным врачом-гинекологом, кандидатом медицинских наук Татьяной Силантьевой.


Персонал роддома г.Вязьма на молебне


— Татьяна Викторовна, необходимо ли наблюдаться у врача в период беременности?
— Да, это необходимо, и это вопрос, который не подлежит обсуждению. Женщина может не знать о тех скрытых заболеваниях, которые у нее есть и которые могут крайне неблагоприятно влиять на течение беременности, внутриутробное развитие ребенка и на его дальнейшее здоровье. В то же время это могут быть заболевания, которые очень хорошо лечатся современной медициной. Врачи в состоянии помочь такой женщине и обеспечить нормальное течение беременности, роды и развитие ребенка после родов. Именно поэтому обследование, которое проводится в консультации, беременной женщине необходимо.

— В православной среде будущие мамы нередко считают, что во время беременности лучше вообще не прибегать к врачебной консультации, чтобы не запугали и не «залечили»…
— Необследованная женщина, поступая в роддом без необходимых анализов, подвергает очень большой опасности и себя и ребенка. Во-первых, у женщины могут быть те или иные физиологические отклонения, которые препятствуют рождению ребенка через естественные родовые пути. В такой ситуации единственный путь спасти ребенка и женщину — это кесарево сечение. Иногда бывает, что женщина поступает в роддом в период выраженной родовой деятельности, и тут выясняется, что возможности сделать кесарево сечение нет, или делать его уже поздно, или слишком опасно, и в результате погибает и ребенок и мать. Во многих случаях такую ситуацию можно заранее выявить и провести плановую операцию. Во-вторых, у женщины, которая не наблюдалась в период беременности и поступила в больницу сразу на роды, могут быть заболевания, в том числе и инфекция, которая опасна как для нее, так и для окружающих. Тем самым она подвергает опасности других будущих рожениц и детей. Даже если она находится в отдельном боксе, это все равно большая угроза окружающим. Получается, что она рискует не только своим собственным здоровьем, но и здоровьем своего ребенка, а также здоровьем всех окружающих ее людей. И не стоит думать, что православная женщина гарантирована от опасных инфекционных заболеваний, ведь и вирусный гепатит, и ВИЧ передаются не только половым путем.

— Как же поступают врачи в роддоме в тех случаях, когда поступившая к ним роженица не была обследована?
— В Москве такую женщину в обычный родильный дом не примут, или, точнее, не должны принимать. Если у женщины нет отдельной карты, где указаны результаты анализов, которые проводятся на определенных сроках беременности, она попадает на роды в специализированный роддом. Там рожают женщины вообще не обследованные, но в таком случае она и себя, и ребенка подвергает опасности. Врач, который принимает такую женщину на роды, несомненно, рискует благополучным исходом родов. Некоторым женщинам необходимо определенное лечение, для того чтобы роды закончились благополучно. Например, к врачу по договоренности поступает женщина, которую он никогда раньше не видел, а у нее тяжелый порок сердца, и она должна была бы рожать в специализированном роддоме. Надлежащую помощь ей оказать не могут, а на то, чтобы вызвать бригаду, часто уже нет времени.

— Чем же можно объяснить такое пренебрежение своим здоровьем и здоровьем своего ребенка?
— К сожалению, врачи в женских консультациях зачастую запугивают женщин. Первая беременность для женщины всегда состояние новое. Она волнуется, тревожится, и если в консультации ее встречают словами, что, мол, у вас и то-то, и то-то, и вот вам направление на прерывание беременности, то, конечно, после такого визита к врачу ей вряд ли захочется продолжать там наблюдаться. И тогда женщины идут к другим врачам, которые ведут их беременность неизвестно как, вплоть до родов в ванне…

От врача в женской консультации зависит очень многое, особенно при первом визите. Он должен женщину успокоить, настроить ее на благополучный исход и расположить к себе, так чтобы она приходила к врачу с доверием, а не со страхом.

— Но если существует реальная угроза здоровью, должен ли врач сказать пациентке об этом?
— Хотя я работаю врачом уже много лет, для меня этот вопрос очень непростой. Потому что есть определенные медицинские показания, по которым женщина не должна иметь ребенка. Но она забеременела, пришла к врачу, и врач, исходя из врачебной этики, обязан ей предложить, а иногда даже убедить ее в необходимости прерывания беременности. Однако для православного врача это невозможно, недопустимо. Мы в любом случае должны такую женщину наблюдать, вести ее беременность, не пугать ее, не мотать ей нервы. Конечно, могут быть самые разные ситуации, все в руках Бога, но в случае неблагоприятного исхода вся ответственность ложится именно на врача. И для врача православного здесь есть мучительная проблема. Как он может отправить женщину на прерывание беременности и попустить убийство живого человека? Но если исход будет трагический, такого врача никто не оправдает.

— Может быть, здесь должна проявляться ответственность матери?
— Что значит ответственность матери, если я ей на первом приеме не сказала, что беременность необходимо прерывать? Она просто не знала об этом, поэтому о ее ответственности речи идти не может. Тяжелое заболевание почек, сердца, печени — и все может закончиться печально. Поэтому доктор обязательно должен поставить женщину в известность об имеющихся у нее серьезных проблемах, и женщина должна об этом знать, а православная женщина тем более. Но на этом примере можно понять, как трудно приходится православному врачу, работающему в обычной женской консультации.

— Существует ли для православной женщины другая необходимость обращаться к гинекологу, кроме беременности?
— Даже у девочек могут быть гинекологические заболевания, и православные девочки не исключение. Онкологические заболевания также имеют самую разнообразную природу. Например, у девочки хронический тонзиллит, она с детства постоянно болела ангинами и т.п. У такой девочки может быть масса патологий, как общих, так и гинекологических. Совершенно неправильное мнение, что если женщина не живет половой жизнью, то и обращаться к гинекологу ей не нужно.

Также надо сказать несколько слов о бесплодии. Несомненно, появление на свет нового человека — в руках Божиих. Но существуют современные действенные методы лечения бесплодия, их очень много, и они никак не противоречат православной вере. И ими, конечно, не стоит пренебрегать. Молитвы к Господу о даровании чада вовсе не исключают обращения к врачу за помощью.

Беседовала Мария Виноградова

Источник: «Церковный вестник»

См. также: Роман Гетманов: ЭКО – это конкурс на жизнь

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version