Детский дом «Павлин» – реабилитационное учреждение, предназначенное для детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Он создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в 1999 году при московском храме святителя Митрофана Воронежского, построенного в конце XIX века при детском приюте великой княгини Елисаветы Феодоровны. Елисаветинский приют был учрежден в 1893 году Московским Советом детских приютов и существовал за счет благотворительной помощи меценатов. При советской власти приют и храм были закрыты. После возобновления богослужений в храме Святителя Митрофана Воронежского в 1990 г. была возрождена и его традиция: прихожане храма начали работу по оказанию помощи детям-сиротам. В настоящее время эта работа является одной из важнейших в приходе. |
Татьяна Абрамовна Кривозерцева, директор православного детского дома «Павлин»: «Один ребенок, назовем его Федор, жил на свалке три года с пьющей мамой. Мальчик питался объедками и был полностью изолирован от общества – со сверстниками он не общался. Из-за этого у него был практически нулевой словарный запас. Таких слов, как, например, ворона или крокодил, он вообще не знал. Через какое-то время мама умерла от туберкулеза, и ребенок попал к нам в «Павлин».
Как-то воспитатель спросила Федора, боится ли он крыс. Ребенок ответил: «А чего ж их бояться? За хвост её схватил, наступил, шкуру содрал, пожарил и съел». Для него это было нормально. Федор был как Маугли, его приходилось обучать всему с нуля. К тому же, у него были психические проблемы и тяжелое состояние здоровья. С ним пришлось очень серьезно работать. Сейчас уже Федор практически ничем не отличается от других детей в «Павлине».
Кривозерцева Татьяна Абрамовна – директор православного детского дома «Павлин» с 2002 года. Закончила Первый Медицинский институт г. Москвы по специальности врач-профпатолог. Работала по специальности более двадцати лет. |
Многие дети попадают в «Павлин» некрещеными. Отец Феодор Кречетов, окормляющий детский дом, крестит ребят. Ни у одного ребенка за семь лет работы детского дома ни разу не возникло сомнения в том, что он – православный, никто из детей не говорил, что не верит в Бога. Но среда, в которой дети находились до того, как попали в «Павлин», наложила на них свой отпечаток.
О. Феодор Кречетов: «Бывает очень сложно общаться с теми, кто только что попал в приют. Дети еще не успели «переплавиться» и прийти в себя после тяжелых жизненных потрясений. Они еще не сумели преодолеть непослушание, неуважение к старшим, не избавились от жаргона и матерной брани, а иногда и от воровства. Чаще всего ребенок осознает, что был неправ, но нисколько не переживает по этому поводу и исправляться не собирается».
В православном детском доме «Павлин» сегодня живет 18 мальчиков от 8 до 17 лет из Москвы, Московской, Ленинградской, Владимирской областей, из Латвии, и даже из Хакасии и Башкирии. Они регулярно посещают храм, исповедуются и причащаются, соблюдают посты.
Татьяна Абрамовна: «Недавно мы получили лицензию на сотрудничество с Департаментом образования города Москвы. Статус детского дома изменился – это дает нам возможность открыть группу для детей 3-4 лет. До получения лицензии взять на воспитание таких маленьких детишек мы не имели права».
Раньше детский дом «Павлин» был учреждением так называемого временного пребывания: детей сюда приводили с улицы посторонние люди или сами родители, находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах. Иногда ребят приводила милиция или направляли сюда отделы опеки. У детей часто не было никаких документов – у сотрудников возникали большие проблемы с оформлением ребят. Сейчас детей в «Павлин» направляет Московский отдел образования – все дети поступают с документами, и это значительно упрощает работу персонала.
Дина Владимировна, старший воспитатель средней группы, работает в «Павлине» с 1998 года: «Многие из них вообще не учились, пока не попали в детский дом. Бывает очень сложно просто усадить ребенка за парту и сделать так, чтобы он начал читать и писать. Подростки крайне не любят трудиться».
«Педагогически запущенные» дети обучаются индивидуально в самом детском доме с нанятыми преподавателями. Педагоги помогают подросткам догнать своих сверстников и начать учиться в школе. Но и в школе им бывает нелегко. Для многих не существует авторитета взрослых, так как они испытывали унижения, оскорбления и многое другое от старших. Взрослый человек для них – тот, кто может оскорбить, «послать», унизить. От общения с такими взрослыми дети ожесточились и усвоили «взрослый жаргон».
Сложнее всего наладить контакт с трудными подростками. Если, например, мальчик видит, что воспитатель многое от него терпит, но не перестает к нему хорошо относиться, он постепенно оттаивает и смягчается. По словам воспитателей, со временем контакт с такими детьми налаживается.
Но, к сожалению, во многих детях очень крепко сидят «негативные переживания». Они видели, как родители ругались, дрались и били друг друга, а иногда доставалось и им самим. Они уверены в том, что все взрослые агрессивно настроены по отношению к ним, что никто не желает им добра. Воспитателю бывает очень сложно помочь ребенку с этим справиться.
Проблема возникает и в отношениях детей между собой. Многие мальчишки зациклены на себе – эгоцентризм мешает общению с другими детьми. У многих детей не складывается дружеских отношений между собой. Скорее отношения складываются по принципу родственных. Вроде бы дети не родственники, но они живут рядом, учатся вместе, у них общий быт – получается, что ребята вроде бы связаны некими узами. Этот фактор мешает им дружить. Как только случается какая-то ссора, мальчишки обычно говорят: «Нет, он мне не друг».
Правда, ребята из «Павлина» охотно общаются и дружат с детьми из других учреждений, например, из музыкальной школы. Кстати, многие дети из многодетных семей тоже не дружат между собой. Такие ребята тоже ищут себе друзей «на стороне».
А теперь – о некоторых воспитательных моментах: Если кто-то кого-то обидел или оскорбил, воспитатели настаивают на том, чтобы ребенок извинился перед другим ребенком. Подросток должен осознать, что был неправ. Когда он это осознает, в наказание делает тому, кого обидел, что-нибудь полезное. Например, зашивает ближнему куртку или выполняет за него послушание. А еще педагоги считают, что в период переходного возраста самое главное – сохранить с ребенком хорошие отношения.
Светлана Владимировна, старший воспитатель в младшей группе: «У нас есть методики, которые мы достаточно эффективно применяем. Первая методика – «поощрение – наказание». Суть ее заключается в том, что поощряется какой-либо поступок ребенка в сложной ситуации. Например, дошколятам было сложно сосредоточиться на уроках, они постоянно вертелись и отвлекались. Тем, кто лучше всех вел себя на уроках, выдавались нарисованные на бумаге поощрительные купоны. Те, кто набирает десять купонов – получает приз в виде сладкого или канцелярских принадлежностей.
С 18 сиротами в «Павлине» работает больше тридцати сотрудников, благодаря этому у педагогов и воспитателей появляется возможность наладить более тесный контакт с детьми и уделить внимание каждому.
В «Павлине» нельзя смотреть телевизор и играть в компьютерные игры – считается, что это препятствует гармоничному развитию детей. Зато в детском доме ребята очень любят читать. Подростки ограничены в видеоинформации, но это компенсируется чтением классической литературы.
В «Павлине» пытаются сделать так, чтобы у ребенка оставалось как можно меньше свободного времени.
Приоритетное направление православного детского дома – это музыка. Больше половины детей учатся в музыкальной школе, находящейся неподалеку от «Павлина». Ребята создали свой ансамбль, они играют на саксофоне, ксилофоне, аккордеоне, фортепиано. Как говорил преподобный Нектарий Оптинский, «музыка развивает душу», оказывая особое влияние на человека.
Татьяна Дмитриевна, учитель музыки: «У нас много способных ребят. Я думаю, что трое вполне смогут заняться музыкой профессионально».
Музыка делает детей более тонкими, их душа раскрывается. Ребята учатся благородству и чуткости по отношению к другим.
Помимо игры на музыкальных инструментах, воспитанники поют в хоре, занимаются рисованием, хореографией, играют в театральном кружке. Большое внимание уделяется спорту: еженедельно дети плавают в бассейне, учатся верховой езде на конно-спортивной базе, находящейся неподалеку, занимаются самбо, играют в футбол, хоккей, ездят на лыжах, катаются на коньках.
Каждое лето старшие ребята ходят в байдарочные походы в Карелию, где учатся вести себя в экстремальных условиях, не ныть и мужественно преодолевать трудности. В осенние каникулы воспитанники обычно ездят в паломнические поездки – в этом году посетили Воронеж и Курск, Задонск и Костомарово. В прошлом году ребята путешествовали по Украине – были в Киево-Печерской Лавре, Киеве, Чернигове и Харькове, а также в Санкт-Петербурге.
В столярной мастерской будущие мужчины учатся делать мебель – стеллажи для библиотеки, а те, кто помладше – строгают себе деревянное оружие: мечи и щиты.
У ребят есть и ежедневные послушания – они моют полы, посуду, сами себе стирают одежду, убирают территорию и.т.д. Детский дом тесно связан с Зосимовой пустынью и с военной православной дивизией, находящейся неподалеку. Воспитанники из «Павлина» с удовольствием трудятся на послушании при монастыре и общаются с воинами из дивизии.
По достижении 18 лет государство по закону должно выделить ребенку-сироте квартиру, после чего воспитатели отпускают его в «свободное плавание».
Татьяна Абрамовна: «Если у ребенка была жилая площадь, мы добиваемся ее закрепления за сиротой».
Но на этом миссия воспитателей, педагогов и других сотрудников детского дома не заканчивается. «Мы делаем все возможное для того, чтобы ребята смогли продолжить обучение и получить хорошее образование. Выпускники детских домов обычно не приспособлены к жизни. Мы стараемся их адаптировать к реальной жизни», – говорит директор «Павлина».
Один воспитанник уже поступил в Свято-Димитриевское медицинское училище, двое других собираются поступать в военно-музыкальное училище.
Светлана Владимировна: «Мы надеемся на то, что нам удалось заложить в них что-то хорошее. Пока сложно сказать, потому, что дети ещё маленькие, только двое достигли 18-летнего возраста».
«Павлин» – негосударственный детский дом, он существует только на деньги спонсоров и на средства, которые выделяет учредитель «Павлина» – храм святителя Митрофана Воронежского. «Павлин» нуждается в спонсорской помощи.
Не хватает денег на выплату и увеличение зарплаты сотрудникам «Павлина» – средняя зарплата составляет всего 6-8 тысяч рублей. Из-за низкой зарплаты детскому дому не хватает квалифицированных воспитателей и педагогов. По подсчетам на одного ребенка в месяц уходит в среднем около двадцати тысяч рублей. В эту сумму включается пропитание, обучение, зарплата обслуживающего персонала, хозяйственные расходы, ремонт и много чего еще. С увеличением спонсорской помощи, спасенных мальчишек в «Павлине», возможно, станет больше.
Кстати, из «Павлина» еще никто не убегал. Это говорит о том, что детям здесь хорошо.
Мария ВЛАДИМИРОВА
НОУ «Православный детский дом «Павлин» 127422 г. Москва, ул. Тимирязевская 22. Тел./факс: (095) 977-60-74 ИНН 7713385660, КПП 771301001, р/с 40703810200020000034 в АКБ «ПЕРВЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ» (ЗАО) г. Москва к/с 30101810900000000408, БИК 044525408, ОКПО 51042951, ОКАТО 45277592000, ОКВЭД 85.31, 80.10.1, 80.10.2, 80.10.3, 85.32; ОКФС 54, ОКОПФ 81.