В Интернете можно увидеть объявления с просьбой сдать кровь для людей, попавших в беду. Какова в России реальная потребность в донорской крови? Достаточно ли ее в медицинских учреждениях? Как сотрудничает Служба крови с НКО по вопросам донорства? Об этом и многом другом рассказывает главный трансфузиолог Федерального медико-биологического агентства России, директор Центра крови ФМБА России Ольга Гришина.
– С 2008 года Минздравсоцразвития РФ и ФМБА в рамках нацпроекта «Здоровье» реализуют Программу развития добровольного донорства крови. За это время большинство регионов достигли уровня самообеспеченности кровью и ее компонентами. Ежегодно около 2 млн россиян приходят на донорские пункты. Но в мегаполисах есть проблемы с отдельными группами крови, тромбоконцентратом. В столице сосредоточены клиники, которые оказывают высокотехнологичную помощь на мировом уровне. В крупные города приезжают больные со всей страны, а доноров с собой, разумеется, не привозят. Кроме того, в Москве работают учреждения и подразделения службы крови различной ведомственной подчиненности (Минздравсоцразвития и ФМБА России, Департамент здравоохранения города Москвы, Министерство здравоохранения Московской области, РАМН, Министерство обороны РФ, ФСБ и др.). Они не могут передавать друг другу компоненты крови. Межведомственная разобщенность, отсутствие желания чиновников правильно организовать свою работу приводят к тому, что родственники пациентов втягиваются в поиск нужного компонента крови. После принятия ряда актов ситуация должна нормализоваться.
– Каких успехов удалось достичь в ходе реализации программы развития Службы крови?
– Значительно возросла инфекционная безопасность всех производимых компонентов крови, снизился риск переливания компонента крови от инфицированного донора за счет карантинизации компонентов крови, которые отправляются в лечебные учреждения. Количество донаций (процедур сдачи крови) за четыре года выросло почти в полтора раза. Благодаря этому за два года Службе крови удалось обеспечить все прикрепленные к ней лечебные учреждения необходимыми компонентами крови.
– Сказывается недостаток информации о донорстве на количестве желающих сдать кровь?
– Отсутствие у населения осведомленности о значимости донорства, стереотипы о донорстве – основные причины резкого спада донорского движения, который произошел несколько лет назад. Поэтому в Программу развития Службы крови включили пропаганду донорства. Информационная кампания проводилась четыре года. Это повысило информированность граждан по вопросам донорства, что сказалось на росте числа доноров. Информационно-пропагандистская составляющая программы не должна прекращаться. Отсутствие постоянной информационной «подпитки» вновь приведет к дефициту донорской крови.
– Сколько в России безвозмездных доноров? Многие ли сдают кровь за вознаграждение?
– По сведениям Российского научно-исследовательского института гематологии и трансфузиологии, доля безвозмездных доноров постепенно увеличивается(по данным за 2010 год, она составляет 91,4%).
Безвозмездный донор в день донации обеспечивается бесплатным питанием или компенсацией на питание. Размер вознаграждения в качестве компенсации за сданную кровь платным донорам устанавливаются органами власти субъектов РФ и различается в зависимости от вида донации – за одну сдачу крови, плазмы или тромбоцитов (от нескольких сотен до 1,5-2 тыс. рублей).
– Какая схема привлечения доноров эффективнее: оплата или заинтересованность идеей помочь другим?
– Безвозмездные доноры – основа стабильной и успешно развивающейся системы обеспечения лечебных учреждений кровью и ее компонентами. Согласно исследованиям, люди, сдающие кровь из материальных соображений, а не ради желания спасти жизнь или здоровье другого человека, имеют более высокий процент выявления инфекций, передающихся через кровь. Меньше вероятность, что они будут сообщать о факторах, которые помешали бы им быть донорами. Денежная компенсация подрывает представление о донорстве как о бескорыстном даре ближнему, сказывается на имидже донорства и Службы крови. Кроме того, компенсация привлекает, в основном, социально незащищенные группы населения. Их материальное положение становится стимулом для сдачи крови и ее компонентов за вознаграждение.
– Кто такие «кадровые» доноры?
– Активные или «кадровые» доноры – люди, которые совершают три и более донаций в год. Также есть доноры «резерва», сдающие менее трех раз в год кровь или плазму.
Именно кровь кадровых (иногда их еще называют «штатными») доноров, регулярно посещающих учреждения Службы крови, представляет наименьшую опасность для реципиента из-за меньшего риска выявления передающихся через кровь инфекций.
– Что нужно знать, чтобы стать донором?
– Впервые сдающему кровь нужно иметь при себе паспорт, никаких справок не требуется. Приветствуется отсутствие серьезных заболеваний и бодрое расположение духа. Подробнее об этом можно узнать на сайте http://www.yadonor.ru или по телефону бесплатной горячей линии 8-800-333-33-30.
– Многие говорят о том, что донорство вредно для здоровья. Так ли это?
– В 2008 году, когда программа начиналась, ВЦИОМ провел опрос населения по вопросам донорства крови. Около 82% опрошенных были уверены, что во время сдачи крови можно заразиться ВИЧ, гепатитом или другими инфекциями. Но давайте попробуем представить себе, как такое заражение может произойти. Ведь донор не получает чью-то кровь, а отдает свою. Сегодня для дачи крови используют только одноразовые медицинские системы, поэтому инфицирование донора исключено. Зато при каждой донации происходит обновление кровотока. В медицине давно используют плазмаферез – метод лечения различных органов за счет удаления из крови плазмы, содержащей токсичные и метаболические компоненты, вредные для организма. Сдавая кровь, вы не только помогаете людям, но и обновляете свой организм. Процесс восстановления после кроводачи проходит быстро и не оказывает значимого влияния на жизнедеятельность и работоспособность донора. Единственное ограничение – нежелательны большие физические нагрузки в день донации. Многочисленные обследования доноров как после процедуры донации, так и в отдаленном периоде не выявляют отклонений в состоянии здоровья от нормы.
– Правомерно ли, когда в больнице врачи говорят «у нас есть кровь необходимой группы для операции, но чтобы пополнить ее запас, необходимо кому-то из знакомых сдать кровь»?
– Принуждение близких к сдаче крови входит в противоречие с определением добровольности донорства. Доноры-родственники зачастую воспринимают донацию как жертву, которую они с риском для здоровья обязаны принести ради спасения близкого. По результатам исследований, среди доноров-родственников наблюдается самый высокий процент выявления гемотрансмиссивных инфекций. Они, как правило, плохо информированы о правилах подготовки к донации и процедуре кроводачи и склонны скрывать заболевания, которые могут стать причиной отвода от донорства. Хотя более трети из них становятся активными донорами и продолжают потом сдавать кровь по убеждению. Сознание, что ты помог спасти близкого, безусловно, повышает самооценку. Такой поступок служит примером для подражания. Порой в лечебном учреждении оказываются несколько пациентов, нуждающихся в переливаниях и имеющих, как правило, редкую группу крови. В этом случае обращение за помощью к близким – вынужденная мера, но необходимая. Поэтому человек должен попытаться понять – речь идет о вымогательстве, опирающемся на страхе родственников за здоровье близкого человека, или о неотложной помощи. И если речь идет о вымогательстве, то самый простой способ борьбы – звонок на горячую линию регионального органа Управления здравоохранением или в Управление организации Службы крови ФМБА России. Оно осуществляет контроль и надзор в сфере донорства крови в масштабах страны.
– Работаете ли вы с НКО, занимающимися вопросами донорства крови? Как относитесь к их деятельности?
– Работа по привлечению доноров требует рекрутинга, взаимодействия с работодателями, органами государственной власти всех уровней, постоянного контакта с донорами, содержания донорских баз. Поэтому я выступаю за включение в нашу работу общественных и волонтерских объединений. Сегодня наши партнеры – волонтеры инициативной группы»Доноры – детям». Эта группа вошла в состав фонда «Подари жизнь», учрежденного Диной Корзун и Чулпан Хаматовой. Большую помощь оказывает и Национальный фонд развития здравоохранения (исполнительный директор – Елена Стефанюк), один из проектов которого («Сдать кровь – спасти жизнь») направлен на развитие массового безвозмездного донорства в России. Привлечение к донорству новых организаций, широкая агитационная и разъяснительная работа, издание методических пособий, приглашение на донорские акции знаменитых соотечественников – вот основные виды помощи со стороны НКО. Мы с благодарностью принимаем эту помощь. И в свою очередь участвуем в консультациях и обучающих семинарах для волонтеров, оказываем экспертную поддержку при взаимодействии представителей фонда с благотворителями, выступаем экспертами и соавторами печатных изданий НКО.
Материал сайта www.asi.org.ru