Один из современников митрополита Зиновия писал:
«Вижу, у церковной ограды стоит старый монашек и разговаривает со старушками в белых платочках. Одет неважно: на голове поношенная скуфья, ряса потертая, на ногах лапти. Стоит, опирается обеими руками на посох.
Разговор шел за жизнь. Старушка жаловалась, что зять пьет горькую и ее обижает. Старичок-монах наставлял ее, как приняться за дело, чтобы отвадить зятя от пристрастия к хмельному. Я дождался окончания разговора и обратился к монашку:
– Простите, Христа ради, где мне найти митрополита Зиновия?
Старичок посмотрел на меня и тихо сказал:
– Митрополит Зиновий – это я.
Ну, я так чуть не повалился от удивления!
– Владыка, это Вы?
Я видел наших столичных митрополитов в черных шелковых рясах, в белых клобуках, с алмазными крестами, с драгоценными посохами в руках, как их с почтением принимали из черной лакированной машины, вели под руки в храм со славой колокольного звона, через строй истово склонившихся священников, а они милостиво-величественно, обеими руками, раздавали народу благословение.
А тут бедный, старенький монашек с посохом и в лаптях. Это был старец-святитель Зиновий-митрополит. Это про него сказал Патриарх Грузии Илия II: «Владыка Зиновий – великий святитель Православия».
Когда владыка Зиновий стал митрополитом, он отказывался от постройки резиденции, продолжив жить в однокомнатном домике, где были кровать, стол и два книжных шкафа.
А ведь едва не выгнали из монастыря
Когда Захария, так звали будущего митрополита, в шестнадцать лет пришел в известную своими старцами Глинскую пустынь, дело не заладилось.
Глинская пустынь, единая духовной традицией с Оптиной, отличалась особой строгостью в испытании послушников: немало было таких, кто шел в монастырь за жизнью на всем готовом. Поэтому вначале кандидатов в Глинскую на полгода посылали в гостиницу, чтобы научились служить людям, а потом в прачечную, за терпением «немонашеского делания». Если послушник проходил два первых послушания, ему назначались новые, если не справлялся, настоятель советовал вернуться к жизни в миру.
С послушанием в гостинице Захария справился легко, а вот в прачечной на него стали поступать жалобы.
Его переводили на кухню, в трапезную, другие места, но и там жалобы не прекращались. Захария чувствовал, что скоро его попросят покинуть монастырь. Как он ни старался, работа не ладилась.
Захария со слезами просил Бога о помощи.
Вступился за мальчика его же наставник, схимонах Герасим, считавшийся «очень строгим». Проверяя намерение Захарии, о. Герасим стал гнать парня из монастыря, угрожая побоями. Захария говорил, что потерпит, лишь бы остаться. Тогда и началась подготовка к настоящей монашеской жизни: долгие службы и молитвы, скудная еда, молчание, исповедь, постоянное внимание, отсечение своей воли даже в помыслах.
С началом Первой мировой войны Захарию призвали в армию. На прощание его духовный отец старец Герасим сказал, что они больше не увидят друг друга, но в монастырь Захария возвратится.
Захария просил Бога, чтобы его определили на службу, где не нужно убивать. Его определяют конвоиром, он проводит долгое время в белорусских Пинских болотах. Из-за сырости заболевает экземой и тромбофлебитом, но возвращается живым.
Медведи, друзья русских святых
В 1922 году Глинский монастырь власти закрыли, и уже постриженный монах Зиновий решил уйти в Грузию, где в горах удавалось до поры скрыться нескольким отшельникам. В селении, где он остановился по дороге, должна была пройти паспортная проверка, а о. Зиновий не был прописан. Он спрятался на ночь в лесу, нашел что-то вроде укрытия, развел костер и молился святому Николаю – был канун дня его памяти.
Как вдруг совсем рядом раздался рев: медведь! Понимая, что уже не убежит, о. Зиновий продолжал молиться, а затем – заснул…
Утром его разбудил сын охотника, в доме которого остановился о. Зиновий; мальчик принес молоко и обнаружил, что … о. Зиновий спит в медвежьей берлоге! А рядом – свежие медвежьи следы: медведь ходил вокруг, но к своей берлоге так и не подошел.
Хозяин не мог поверить, что священник ночевал в медвежьей берлоге и остался живым: «Медведи такого не прощают! Это тебя, отец Зиновий, спас святитель Николай».
В 1936 году о. Зиновия арестовали и выслали на Урал.
Виноград Божий
В жизни о. Зиновия как-то особенно очевидно явен промысл Божий. Когда священник прибыл на место ссылки, он сразу раздал все продуктовые запасы сокамерникам. Один из попутчиков последовал примеру отца Зиновия, а другой посмеялся: «Завтра-то что есть будете?» Днем заключенные были на работах, а вечером вернулись в свой барак. На кроватях отца Зиновия и его спутника было все нетронутым, а у того, кто их осмеял, не осталось даже матраса – все украли уголовники.
Ночью в камеру привели еще одного заключенного. Места уже не оставалось, и он хотел лечь на бетонном полу, застелив его газетой. Отец Зиновий вместе со своим верным спутником разрезали свои одеяла и поделились с молодым человеком. После рассвета тот сказал отцу Зиновию: «Отец, пока я здесь, вас никто не тронет!» Оказалось, что этот человек был «авторитетом» среди уголовников.
Однажды в пятидесятиградусный мороз, когда отец Зиновий возвращался вечером после работы в барак, он увидел в снегу горсть свежего винограда. В бараке он раздал всем по ягодке, радуясь чуду от Господа.
В начале 1941 года, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, он вышел на свободу и даже был реабилитирован. В Тбилиси, куда он поехал, у него, правда, украли документы, и как безпаспортного, арестовали, обыскали, нашли четки. Но начальник милиции воскликнул: «Преступников надо ловить, а это монах! Кого вы привели?». Батюшку освободили и принялись восстанавливать документы.
В ожидании паспорта отец Зиновий ходит на службы в Сионский собор. На него обратил внимание грузинский патриарх Каллистрат, пригласил служить внештатным священником, а позже назначил отца Зиновия благочинным русских приходов Грузии и Армении, остававшихся в юрисдикции Московского Патриархата. И было отмечено, что со времени благочиния о. Зиновия отношения между Грузинской и Русской церквями, осложнившиеся после революции 1917 года, стали налаживаться. Сам о. Зиновий очень любил Грузию, хорошо знал ее историю.
«Негостеприимный» жест
В пору службы о. Зиновия в Грузии произошел еще один чудесный случай. В 1950-х годах отец Зиновий как член Синода Грузинской церкви участвовал во встрече делегации Александрийской церкви. Делегацию сопровождал епископ Пимен (Извеков; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси).
В момент, когда важные гости выстроились в тбилисском храме для приветствий, отец Зиновий вдруг подошел к главе Александрийской Церкви, стоявшему, как гость, на почетном месте, и попросил его «подвинуться», поменявшись с ним местами, причем очень настойчиво. (Позднее владыка вспоминал, что действовал в этот момент не по своей воле и вполне понимал кажущуюся неуместность своего поведения.)
Грузинское духовенство было шокировано таким обращением с гостем. Гости проявили сдержанное недоумение.
Однако через пару минут с верхней части иконостаса упала икона – прямо на голову арх. Зиновия, успевшего «подвинуть» стоявшего здесь ранее высокого гостя. Удар был так силен, что головной убор отца Зиновия (клобук) разорвался, но сам о. Зиновий совсем не пострадал, получив легкий обморок без всяких последствий.
Никто из присутствовавших не сомневался в чудесности происшедшего.
Помощь Богородицы
В 1956 г. состоялась хиротония архимандрита Зиновия во епископа, через год он был назначен викарием патриарха Грузии Мелхиседека III с титулом «епископ Степановский». При грузинском патриархе Ефреме владыка Зиновий в 1960 г. стал епископом Тетрицкаройским, а в 1972 году – митрополитом. После этого владыка Зиновий заболел.
Врачи в один голос твердили, что больной уже умирает. Близким владыка Зиновий тогда открыл: его посетила Пречистая Дева Богородица, после чего, на удивление врачам, он пошел на поправку.
Став архиереем, по мирским понятиям, «очень большим начальником», владыка Зиновий и зримо, и в тайне, оставался простым монахом. Пережив войну, гонения, ссылки, видя многие примеры как стойкости, так и падений, всю жизнь болея, он знал цену «земным богатствам». Сохранял внутреннюю тишину, радушие, гостеприимство. Умел вдохновить, вдохнуть силы, надежду. Говорил обычно мало, старался прежде выслушать, потом ответить, если надо.
От приходящих к нему за духовным советом, о. Зиновий ждал послушания: «Если спрашиваешь, тогда слушайся, – говорил он. – А если не исполнишь, тогда зачем идешь за благословением». Однажды он не разрешил причащаться м. Ангелине, игуменье Ольгинского монастыря за то, что она осуждала священников.
Об этом доложили патриарху Алексею I (Симанскому), переиначив дело: будто о. Зиновий хотел закрыть этот монастырь. Вышел конфликт. Впоследствии патриарх Алексей I, сожалея о явном непонимании, пожертвовал церкви св. Александра Невского, где служил владыка Зиновий, икону в серебряном окладе.
Владыка более всего старался, чтобы все жили в мире, уважая друг друга. А к миру ведет прежде всего собственное смирение: «Главное, никогда не считать себя чем-то значительным, способным на трудовые и молитвенные подвиги. Все может человек, если даст ему Господь», – говорил владыка.
Как митрополит, человек «публичный», владыка постоянно читал, чтобы быть в курсе событий, ведь приходили люди разных возрастов, профессий, взглядов, образования, обычаев, – чтобы, по слову апостола, быть всем, чтобы спасти хотя бы некоторых.
Хирург Г.А. Гзиришвили вспоминал: «Знакомство с Владыкой пробудило во мне огромное желание быть крещеным, тем более, что Владыка сам предложил быть моим крестным отцом. Мне было тогда 30 лет. Он стал моим крестным отцом и самым близким человеком. После крещения я стал иначе смотреть на жизнь, на богатство, на людей и даже на больных. Самые сложные операции удавались.
Помню больную в тяжелом состоянии, которая была прооперирована по поводу рака почки и выздоровела. Она и вся ее семья не знали, как благодарить меня. Они были русские, и я их направил в церковь к Владыке со словами: «Мои успехи зависят от Бога и от моей веры».
Владыке Зиновию я обязан пониманием человеческой души, страданий, переживаний больного человека, и если я стал хорошим врачом, то в этом большая заслуга Владыки…».
Как епископ, а особенно как молитвенник и духовник, владыка сталкивался с распространенной проблемой «окруженности» чадами, не в меру почитающими своего духовного отца, а главное, надеясь найти лишь в нем опору и постоянную помощь и отказывающимися от личных усилий, роста. Таких владыка обличал, напоминая: «не надейся на князи, ни на сыны человеческие, в них же несть спасения».
Владыка не раз посещал Москву, Троице-Сергиеву Лавру и свою любимую Глинскую пустынь – вместе с ныне Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом). Встречался с близкими ему глинскими старцами, праведниками, Андроником (Лукашом) и о. Серафимом (Романцовым). Посещали и его многие архиереи, когда нужен был совет, или просили его молитв.
Сам владыка главным делом своей жизни считал молитву. По собственному опыту он называл ее «барометром духовной жизни». Будет молитва – будет в душе мир, как бы ни складывались дела, потому что – на все воля Божия.
Занятый днем делами, владыка больше молился ночью. Видя уставшего больного старца молящимся, келейники уговаривали его больше отдыхать, но он им отвечал: «Не мешайте».
Святой наших дней
Незадолго до смерти, предчувствуя свою кончину, в день памяти Серафима Саровского владыка принял схиму с именем Серафим. В самый день – а это был день святителя Николая – попрощался с близкими людьми, причастился и во время чтения канона на исход души, сказав: «Я от вас ухожу, но там (указывал на небо) буду за вас молиться», мирно почил.
Своих близких он просил слушаться Грузинского патриарха Илию: «Ваш духовник – патриарх Илья. Он мой духовный сын и хороший человек. Будьте с ним рядом».
Отпевали владыку монашеским чином. Возглавил собор иерархов и священнослужителей сам патриарх Илия II. Во время погребения пели русский и грузинский хоры, словно символизируя мир между Поместными Церквями, который настал во многом благодаря владыке Зиновии.
Сразу же после смерти отца Зиновия после молитвенного обращения к нему стали происходить чудеса и исцеления. И очень быстро начали собирать материалы для прославления владыки.
25 марта 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил к лику местночтимых святых схимитрополита Серафима (Мажуга), а 30 ноября 2017 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении преподобного Зиновия (Мажуги).