Отныне вам будет еще удобнее служить людям

На прошлой неделе, в Учебном центре по ГО и ЧС г.Москвы завершилось обучение второй группы священнослужителей по курсу “Защита в чрезвычайных ситуациях”

На курсах МЧС батюшки не без удивления узнали, как много опасностей подстерегает нас в современном мегаполисе и как от них защититься. Знать это необходимо, поскольку удостоверение, выданное по итогам обучения на курсах МЧС, предоставляет священникам возможность работать с пострадавшими там, куда их непосредственно доставляют: неважно, где это в близлежащей больнице или в нескольких десятках метров от эпицентра события. Право находиться непосредственно в зоне ЧС полученное удостоверение не дает (для этого необходимо освоить полноценное обучение на спасателя в течение двухсот восьмидесяти часов). В режиме ЧС священнослужители будут оказывать духовную помощь пострадавшим и их родственникам.

На прошлой неделе, в пятницу в Учебном центре по ГО и ЧС г.Москвы завершилось обучение второй группы священнослужителей по курсу «Защита в чрезвычайных ситуациях»

Преподаватели-спасатели рассказывали об основах безопасности, сопровождая правила примерами. Не обо всем можно сообщить в открытой печати, но предлагаем читателю запомнить два простых способа индивидуальной защиты: при опасности отравления хлором, спасти вашу жизнь способна простая марлевая повязка, смоченная раствором пищевой соды, при угрозе отравления аммиаком – марлевая повязка, обработанная слабым раствором уксусной или лимонной кислоты. Противогазы хотя и имеются в свободной продаже (найти их можно через Интернет), но достаточно громоздки, каждый день «на всякий пожарный» их таскать не станешь. Зато быстро изготовить средства для спасения возможно из подручных средств.

Однажды фашисты изобрели новый способ умерщвления людей, на который не нужно было тратить даже пули. В грузовом фургоне выхлопная труба выводилась не на улицу, как обычно, но непосредственно в закрытый кузов. Машина, набитая жертвами, ехала к месту их будущего захоронения. Когда фургон прибывал к цели, «невольные пассажиры», надышавшись угарным газом, были мертвы. Но тот, кто догадывался прижимать к носу платок, смоченный собственной мочой, выживал.

Несколько практических занятий было посвящено постижению азов оказания первой медицинской помощи

Соблюдение техники безопасности важно на всех предприятиях. Известны случаи, когда предприятиям, экономящим на этом, приходилось потом раскошеливаться на гораздо более крупные суммы. Один из преподавателей учебно-методического центра МЧС, прежде эксперт по безопасности в одном из крупных аэропортов, рассказал о крушении самолета, в результате десятки тонн авиационного топлива пролилось на озеро в сотнях километров от Москвы. Группа, в составе которой был рассказчик, выехала на место чрезвычайного происшествия. Чтобы ликвидировать экологическую катастрофу – огромный слой керосина, несколько специальных автомашин-перевозчиков топлива откачивали его с поверхности водоема. После этих работ на водной глади остался тонкий слой экологически вредного продукта. Далее, в соответствии с технологией, по озеру рассыпали реагент, который, вступил в реакцию с остатками керосина. Существуют специальные машины, разработанные для сбора образовавшегося вещества. Но руководство аэропорта прежде не озаботилось их приобретением. Участники ликвидации ЧС облачились в костюмы «Л-1» (прорезиненные, которые используют рыбаки и охотники) и принялись гнать образовавшийся продукт к берегу при помощи обыкновенных досок. Битва за экологическую чистоту в таком режиме продолжалась месяц. Руководству же авиапредприятия пришлось выплачивать крупные штрафы. После чего последние решили, что создать службу собственной безопасности, укомплектовав ее всей необходимой техникой, будет все-таки экономичней.

Сердечно-легочная реанимация

Когда преподаватели курсов поинтересовались: не приходилось ли кому-то из священнослужителей-слушателей курсов прежде участвовать в ЧС (по определению, чрезвычайные ситуации, это катаклизмы техногенного или природного характера связанные с массовой гибелью людей и крупными материальными потерями), поднялся один из батюшек и сказал: «Смотря, что считать чрезвычайными ситуациями. Если события в Белом доме в начале девяностых подходят под это определение, то тогда участвовал».
– Как же вы попали тогда в Белый дом? – интересовались мы у отца Никона позже в приватной беседе в местной столовой.
– Я, – признался священнослужитель, – прежде служил в глубинке. В нашей округе такая была бедность, что там не водилось даже бандитов. И вдруг, по счастливой случайности, мне удалось познакомиться с депутатами Верховного Совета. Я уже обрадовался возможности получить первый транш «гуманитарной помощи», как грянули известные события. Пришлось мне отправляться в Белый дом на поддержку своих новых товарищей. Никому из участников тех событий до последней минуты не было ясно: убьют его или не убьют. Но даже молчаливое появление рядом священника благотворно влияло на окружающих. Вдруг из буфета Верховного Совета принесли мясо. Мне советуют: «Батюшка не ешьте, если пуля попадет в живот, возможен перитонит». А мясо, – восклицает батюшка с щемящей интонацией, которая уместна, наверное, только в преддверии Великого поста, – парное, нежное – ЧЕТЫРЕ килограмма. Я глядел на него, страдая, несколько часов, обещая себе сохранять в желудке место для пули. Но, согласитесь, мясо в желудке – лучше, чем пуля. Слава Богу, в тот раз в меня попало только мясо.

От преподавателей-психологов батюшкам стало известно, что в зоне ЧС существует запрет на дачу необоснованных обещаний и фразу «все будет хорошо». Однажды, когда, подразделениям МЧС приходилось разыскивать пропавших в завале шахтеров, убитой горем матери, спасатель пообещал, что обязательно найдет ее сына и все будет хорошо. Нескольких пострадавших отыскать не удалось. В их числе и сына этой женщины. «Как вы думаете, – обратилась лектор–психолог к слушателям, – разыскала ли она спасателя, пообещавшего найти ее сына? И что она после этого сделала? Вся группа спасателей улетала «под громы и молнии» проклятий».

Священнослужители внимательно слушают преподавателя, понимая чрезвычайную важность приобретаемой информации

Последнее выездное занятие прошло в Управлении кризисными ситуациями г. Москвы. Сюда ежедневно поступает до десяти тысяч телефонных звонков с просьбой о помощи. Больше всего – сообщений о пожарах, на втором месте – выезды на вскрытие дверей. Но приедут спасатели только в том случае, если при этом существует угроза жизни людей или значительного материального ущерба. «Спасатели, – доверительно объясняли офицеры управления иереям и диаконам, – не медвежатники, они не станут бережно возиться с замками, в их арсенале инструмент способный перекусывать металл толщиной до четырех сантиметров – они просто перекусят у двери петли. Если человек захотел сэкономить пять тысяч рублей на услугах фирм, специализирующихся на вскрытии дверей, и получить от МЧС аналогичную помощь даром, знайте, что такой дверью, с поврежденными петлями, в дальнейшем пользоваться будет невозможно. И тогда уж подсчитывайте сами, сколько стоит новая дверь».

Немалую долю в выездах спасателей занимают иные бытовые причины. Например, если у вас, дорогой читатель, разобьется обыкновенный медицинский градусник, оказывается, это тоже повод для того, чтобы немедленно встретиться со специалистами МЧС. Они приезжают, собирают ртуть и дают жильцам дальнейшие инструкции.

Курсы для священнослужителей «Защита в чрезвычайных ситуациях» проходят в рамках соглашения, которое заключили Церковь и МЧС после прошлогодних лесных пожаров. Священнослужители-слушатели курсов и сотрудники МЧС открыли для себя друг друга. Первым, в частности, было очень приятно познакомиться с представителями человечества, которые искренне преданы своему делу и служат не за зарплату (которая у спасателей, кстати, по московским меркам очень небольшая), но за идею. Которые готовы не только оказать всю необходимую помощь попавшим в беду гражданам, но если понадобится – отдать за них свои жизни. У которых неосознанно завет Христа: нет больше той любви, когда кто отдаст свою жизнь за други своя, – становится служебным долгом, нормой жизни. В случае со спасателями, это даже не «други», а совсем незнакомые люди. И такое у сотрудников МЧС не редкость.

Батюшки не без удивления узнали как много опасностей подстерегает нас в современном мегаполисе…

Полковник Евгений Чернышев, бывший руководитель Управления кризисными ситуациями г.Москвы, в марте 2010 года погиб на пожаре. Он не прятался за спины подчиненных, но считал своим долгом прибывать на место чрезвычайного происшествия даже в свободное от дежурства время. Так вышло и в тот день. Получив информацию о пожаре, Евгений, по обыкновению, прервав отдых, прибыл на место и лично успел вывести из очага пятерых человек, когда в пылающем павильоне рухнула крыша и погребла под собой спасателя. Посмертно он был представлен Президентом к званию Героя России. Подчиненные любили его и до сих пор, когда вспоминают о командире, в голосе их сквозит горечь потери. Когда полковник Чернышев по утрам строил своих сотрудников для постановки боевой задачи, вместе с ним на построения, прихрамывая, неизменно выходил белый кот, которого полковник однажды где-то подобрал еще котенком. Потеряв хозяина, его четвероногий любимец упорно продолжал каждое утро выходить на боевые расчеты, но после сорокового дня перестал. На пятый же месяц пропал куда-то вовсе…

Панорамные противогазы, кроме того, что больше имеют возможностей для обзора, еще являются и безразмерными, т.е., более удобными для тех, кто носит бороду. Потому их(с известной степенью юмора) можно условно обозначить как «православные»

Для подведения итогов обучения и вручения удостоверений МЧС священнослужителям, 4 марта в учебно-методический центр пришел выпускник первой группы священнослужителей, окончившей аналогичные курсы прежде, священник Филипп Ильяшенко, клирик храма свт.Николая в Кузнецах. Он доложил собравшимся, что батюшкам первой группы уже пришлось применить полученные знания на практике, в связи с ликвидацией последствий теракта в Домодедово.

Напоследок, отец Филипп напомнил собравшимся эпизод, когда к священнику Алексею Мечеву, в то время безвременно похоронившему свою супругу и не находящему утешения, приехал святой праведный Иоанн Кронштадский и сказал: «Ты думаешь, я пришел тебя утешать? Нет, я этого делать не стану. Радуйся! Отныне ты сможешь еще больше служить людям!». «Тоже самое, – подытожил отец Филипп, – я могу адресовать ныне и вам – выпускникам курсов МЧС для священнослужителей. Отныне вам будет еще удобнее служить людям!»

Кандидат военных наук Лев Евгеньевич Якушенко, читавший лекцию «Основы защиты населения путем эвакуации», в частности, поделился с клириками своим мнением по поводу эвакуации пассажиров «Титаника». Льву Евгеньевичу представляется, что представители современного поколения поведут себя иначе, нежели участники тех давних событий. Когда судно, столкнувшись с айсбергом, получило пробоину и начало тонуть, по корабельному радио, во избежание паники и давки, попросили подняться на палубу только стариков, женщин и детей, для того, чтобы приступить к их эвакуации. Так вот, – отметил лектор, – вип-персон, которых в том престижном первом рейсе на корабле имелось не мало, потом не обнаружили ни среди спасенных, ни среди мертвых. Мертвые – это те, кому не хватило места в спасательных шлюпках. Они с палубы судна ныряли в океан и погибали от переохлаждения. Но вип-персон – людей высокого сословия, представителей бизнеса, не оказалось даже среди плавающих трупов. Это значит, что подчиняясь команде, прозвучавшей по радио, они продолжали оставаться на своих местах в каютах и ушли на дно вместе с кораблем, оставляя место в шлюпках немощным. «А как, – размышлял вслух преподаватель, – поступят современные вип-персоны?»

Преподаватель вспоминал, как, проживая в Ташкенте, в 1966 году, будучи 17-летним мальчишкой, попал в зону землетрясения. В шесть утра, он проснулся от сильных толчков и с ужасом увидел как потолочные перекрытия подлетают на полметра вверх и тут же с грохотом падают обратно. Будучи в шоке, он не мог двинуться с места. Подоспевший отец, сгреб его в охапку и, в чем был, выволок на улицу. Шел апрель, раздетым на свежем воздухе было совсем не жарко. Они стояли внизу и смотрели как вокруг рушатся здания… Теперь Лев Евгеньевич трудится в структурах МЧС и сам оказывает помощь попавшим в беду людям.

У спасателей и священнослужителей много общего: и тем и другим ради спасения людей порой приходится жертвовать своими жизнями. Прошлым летом погиб офицер МЧС полковник Чернышев. А позапрошлой осенью, сражаясь на невидимом фронте за спасение душ, – священник Даниил Сысоев.

Преподаватель учебного центра МЧС Константин Борисович Тикунов как и все спасатели-профессионалы имеет пластиковую карту – удостоверение, книжку, и металлические жетоны. Предполагается, что спасатель может и не вернуться с поисково-спасательной операции. Так заповедь Спасителя: нет выше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих, стала для сотрудников МЧС служебным долгом, нормой жизни

И все же священнослужители не изменили своего главного суждения: какими бы сверхсовременными не оказались средства защиты и действенными способы эвакуации, главным Спасателем останется Господь. В этой непреложной истине не давно смогла убедиться семья диакона Максима Хелемендика (на фотоснимке – справа). Супруга отца Максима во время последних терактов в московском метро ехала именно в том поезде, который взорвали на станции «Парк культуры». После первого взрыва на ст.м. Лубянка не объявляли никакой эвакуации, пассажиры пребывали в неведении. «Эвакуировал» жену диакона, по его словам, Господь. На станции метро «Фрунзенская», молодая женщина услышала внутри себя повеление: «Выходи». Она повиновалась и вышла из вагона. На следующей станции в этом поезде прогремел взрыв. Когда услышав о теракте, встревоженный священнослужитель, бросился звонить жене: «Ты где?». Она ответила: «В храме – у «Нечаянной радости»

В выездной день «клирики-курсанты» посетили пожарно-спасательный центр (п.-с.отряд №204). С недавних пор пожарники входят в состав МЧС. На фото: представители Службы спасения демонстрируют навыки верхолазания…

Спасатели демонстрируют новейшее оборудование

Эта чудо-машина умеет ездить боком. Что может оказаться чрезвычайно ценным, скажем, в задымленном автомобильном тонеле, где недостаточно места для маневра

Следующий пункт ознакомления – поисково-спасательная станция «Строгино». Здесь спасают утопающих. Офицеры МЧС демонстрируют клирикам водное снаряжение

Далее в программе батюшек – ознакомительное путешествие по «подведомственной» акватории на аэросанях

Полина Юферева курирует в Синодальном отделе по социальному служению направление по взаимодействию Церкви и МЧС. Уже во время курсов, случайно выяснилось, что ее день рождения совпадает с международным днем Гражданской Обороны

Корабль перед началом движения подкачивает воздушные подушки и способен передвигаться не только по льду, но даже по дорогам (правда, только по горизонтальным: подъем в горку ему не по силам)

Зимой на озере тоже есть кого спасать. Вся акватория усеяна рыбаками и «моржами»

Храм на территории учебного центра МЧС

Диакон Андрей РАДКЕВИЧ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?