Что такое Болонская система образования
В 1999 году министры образования 29 европейских стран собрались в итальянском городе Болонья и подписали декларацию о единой зоне европейского высшего образования. Главное в документе:
– программы высшего образования в вузах стран-пордписантов к 2010 году должны быть устроены однотипно, высшее образование имеет два уровня – бакалавриат и магистратуру;
– обучать разным специальностям будут сообразно запросам рынка;
– студенты смогут свободно выбирать, где лучше продолжить обучение; начать его можно будет в одной стране, а потом переехать в другую;
– все дипломы стран-участниц, а также стран, которые присоединятся к декларации позже, будут взаимно признаваться. То есть с дипломом вуза – участника системы можно будет просто приехать в Европу и работать, а не проходить долгое подтверждение документов и переподготовку.
Сейчас по принципам Болонской системы учат в 49 странах – не только в Европе.
Какие страны сейчас входят в Болонский процесс
Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия (пока), Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Белоруссия.
Еще ряд стран – например, Китай – имеют двухуровневую систему обучения, не являясь участником Болонской системы.
Смысл Болонской системы: не четыре или пять лет, а с пересадкой по пути
Болонская декларация ввела в вузах обучение из двух уровней:
– бакалавр – это человек, отучившийся в вузе не менее трех лет (по некоторым программам – 4-5 лет) и получивший специальность, востребованную на европейском рынке труда;
– магистр – человек, проучившийся после бакалавриата еще 1-2 года и получивший вторую (дополнительную) специальность или углубивший знания по основной. Защищает магистерскую диссертацию, которая в Европе считается первой ученой степенью.
Магистр может продолжать учиться в том же университете, куда он поступал на бакалавра, или уехать в другой, и даже в другую европейскую страну. Такая мобильность и возможность по ходу обучения сменить специальность – основная идея Болонской системы.
Кстати, в самой Европе двухуровневое образование так и не было введено в целом ряде областей – в архитектуре, праве, медицине, инженерных специальностях. Каждая страна решала вопрос о том, как конкретно будет устроена ее система образования, по-своему.
Еще Болонская декларация ввела понятие «образовательного кредита». Это не про деньги, это единица подсчета прослушанных учебных часов (количества занятий). Получить степень бакалавра или магистра нельзя, пока ты не набрал нужное количество «очков» – прослушанных курсов.
Предполагалось, что образовательный кредит будет универсальной единицей, а вся система образования собираться, как конструктор. Поэтому для получения степени студенту смогут засчитать часы, прослушанные не только в вузе, но и в других местах (колледж, дополнительная подготовка). Также предполагалось, что уже прослушанные часы будут перезасчитывать при получении последующих высших образований.
Изначально один образовательный кредит составлял 36 академических часов; сейчас в некоторых странах кредитом считается 25–30 часов. Для получения степени бакалавра нужно 180–240 кредитов, магистру – дополнительно еще 60–120 в зависимости от специальности. При этом программы одних и тех же специальностей в разных странах различаются по количеству кредитов.
Зачем одному и тому же учиться дважды: чем бакалавр отличается от магистра
В отличие от магистра бакалавр – практик. Он обязан хорошо ориентироваться в рабочих инструкциях и штатных ситуациях, но вот самостоятельно организовывать проекты и вести исследования его почти не учат (по образовательным стандартам бакалавру положено получить только «первичные навыки» подобной деятельности). То есть с нестандартной ситуацией бакалавр не справится.
Для некоторых бакалаврских специальностей в качестве выпускной работы допустима защита реферата. Но, если даже защищается творческая работа, она не должна касаться истории или теории специальности. Например, бакалавр-социолог может сделать анализ результатов небольшого социологического опроса, который он провел самостоятельно.
А вот в обязанности магистра уже входит умение «проводить фундаментальные исследования», он может организовывать проекты и проводить консультации.
То есть бакалавр – рядовой сотрудник, а руководитель проекта или исследователь должен быть уже магистром.
Участница, но не совсем
Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году и обязалась ввести у себя европейскую двухуровневую систему образования до 2010 года. Большинство наших вузов перешли на бакалавриат еще в 2009 году, однако документацию по учебным программам продолжали уточнять и доделывать до самого последнего времени.
Так что каждая конкретная страна признает не все подряд российские дипломы бакалавров, а лишь дипломы конкретных вузов, причем из некоторых вузов признаются лишь документы отдельных факультетов или специальностей.
И просчитывать продолжение образования в Европе надо очень сильно заранее: уточнить, документы каких именно российских вузов признает конкретный европейский университет, и поступать на бакалавриат исключительно туда.
С российским дипломом магистра за границей тоже все неоднозначно. Нужно проверить, не попадает ли ваша специальность в «список регламентированных профессий», для которого разные европейские страны требуют точного совпадения прослушанных предметов и часов со своими национальными программами.
Диплом в этом случае будут специально проверять, и, если вы недобрали образовательных кредитов, прослушали недостаточно обширный список дисциплин или не сумели доказать, что предметы под разными названиями аналогичны, диплом вам засчитают не полностью, пошлют доучиваться на какие-нибудь курсы либо составят особые рекомендации к трудоустройству – чтобы обойти пробелы в образовании.
Со временем у консультантов по карьере возникло правило: «хочешь найти работу в Европе без проблем – оканчивай магистратуру в Европе; для Северной Америки нужна учеба в США; для Азии подойдут азиатский или американский дипломы».
Насколько принятое 11 апреля решение Болонской группы отразится на судьбе российских студентов, сказать сложно – решение о приеме в магистратуру принимают конкретные вузы.
Еще ранее весной 2022 в России приостановили языковые экзамены TOEFL и IELTS, документ о которых нужен за границей. Сдать IELTS и TOEFL можно во всех соседних странах, кроме Белоруссии. Российский центр сдачи IELTS организовал туры для сдачи экзамена в Казахстан с оплатой в рублях.
Учиться в Европу ехали те, кто хотел там работать (и готов за это платить)
В Европу российские студенты ехали стабильно – по 50 000–60 000 человек в год, (это около 1,5% всех выпускников школ), в начале весны 2022 года количество заявок на обучение в Европе даже увеличилось.
В абсолютном большинстве стран магистратура для иностранцев платная. Даже в странах, где обучение не очень дорогое (Финляндия, Чехия, Германия), на учебу и жизнь понадобится в год до 10 000 долларов и больше – иностранных студентов часто не обеспечивают кампусом (то есть нужно отдельно снимать жилье), в некоторых странах даже при бесплатном обучении нужно оплачивать особые студенческие взносы, в любом случае – получать для выезда студенческую визу (и платить за нее), покупать учебную литературу.
Теоретически существует возможность получить на обучение грант или специальную стипендию от фондов, стимулирующих обучение иностранных студентов, но всех расходов такие стипендии не покрывают. В общем, выезд на учебу за границу – это небесплатно, довольно хлопотно и требует уверенности, точно ли такие сложности нужны человеку в его будущей карьере.
Когда обучение «по Болонской системе» – имитация
Еще до начала нынешних дискуссий отмечалось, что студенты (и преподаватели) многих российских вузов (особенно региональных) слишком плохо знают иностранные языки, чтобы читать зарубежные научные журналы, участвовать в международных конференциях и писать на языке квалификационные работы. Для таких людей возможность обучения в Европе – иллюзия.
Сейчас значительная часть студентов в МГУ учится по программе так называемой «интегрированной магистратуры», то есть в магистратуру зачисляют всех, кого ранее набрали на бакалавриат, и учат шесть лет вместо советских пяти. Однако, поскольку интегрированная магистратура закрытая (в нее нельзя поступить со стороны), по сути, она противоречит принципам Болонской системы.
Еще болонские программы предполагают большое количество часов на самостоятельную работу студента. Для этого нужны условия (библиотеки, лаборатории), которыми, увы, может похвастаться не каждый российский вуз. Обязательное наличие в вузовских библиотеках учебной литературы (и ее количество) в России стали прописывать в образовательных стандартах только после 2016 года. Наличие в вузовских библиотеках последней научной литературы – журналов и монографий – вообще ни в каких нормативах не прописано.
Российские вузы вообще устроены чуть иначе, чем в Европе. «У них» вуз – это еще и полноценный научный центр, где ведутся исследования. К ним логично привлекать магистров, таким образом, они практикуются в настоящей научной работе. Российские вузы – это исторически прежде всего учебные заведения, где все подчинено учебному процессу. Да, наука там была и есть, но даже тему кандидатской или докторской диссертации сотруднику могла продиктовать кафедра – «потому что нам нужен специалист, который читал бы вот такой учебный курс». У сотрудников российских вузов есть должностная обязанность вести исследования и публиковать научные работы, но после того, как они отчитают свои аудиторные часы.
Кроме того, российские студенты менее мобильны. Например, в странах Скандинавии часть обучения за рубежом проходят 16–21% студентов. В России доля таких студентов (включая недолгосрочные выезды на несколько недель или семестр без получения второго диплома) не превышает 5%. Также не слишком распространены переезды внутри страны (чаще уж студент сразу поступает в вуз в другом городе, чем едет туда в магистратуру).
Несовпадение ученых степеней: и кто тут бакалавр?
В Европе и России не совпадает система ученых степеней – ступеней для тех сотрудников, которые ведут научную работу после вуза.
В Европе после магистра можно получить степень «доктора» – PhD, приблизительно аналогичную российской степени «кандидата наук» (строгого соответствия нет). После PhD существует только позиция постдокторанта («постдока»), но это не степень, а должность руководителя исследовательской программы.
В России человек, который хочет заниматься наукой, должен поступить в аспирантуру, отучиться в ней и написать и защитить кандидатскую диссертацию.
Через пять лет после кандидатской можно защищать докторскую – еще более масштабную научную работу, аналога которой в Европе нет.
Появление магистров не заменило аспирантуру, но сделало научную карьеру в России более долгой: по ряду специальностей в аспирантуру берут только после магистратуры.
А вот, кто такие бакалавры, в России до сих пор не очень понимают. В конце 2000-х работодатели путали их с выпускниками колледжей (бывших ПТУ), да и сейчас иногда считают «недоучившимися до высшего образования».
Российская «до-болонская» система | Европейская система |
бакалавр | |
Выпускник вуза (специалист) | Магистр (написал и защитил магистерскую диссертацию) |
Кандидат наук (окончил аспирантуру, написал и защитил кандидатскую диссертацию) | PhD (написал и защитил докторскую диссертацию) |
Доктор наук (написал и защитил докторскую диссертацию) | Постдок |
Зачем в России начали реформу высшего образования: хотели сэкономить и международного признания
Первые попытки вводить двухуровневое обучение Россия предпринимала еще до появления Болонской декларации – в 1990-е годы. С одной стороны, у государства уже не хватало денег, чтобы финансировать вузы в прежнем объеме; с другой, встал вопрос о том, что выпускникам технических специальностей, которые после вуза идут работать на заводы (так как зарплаты там были выше, чем в научной и конструкторской сфере), столь широкое образование не нужно.
Тогда стали создавать первые усеченные учебные программы, еще часть учебного времени освободили за счет упразднения в вузах военных кафедр. В 1996 году возможность получение степеней бакалавра и магистра даже записали в российском законе «О высшем и послевузовском образовании».
После присоединения России к Болонской декларации переход к образованию по европейским сценариям происходил по распоряжению сверху и был довольно резким.
МГУ в 2009 году получил особый статус, поэтому там до последнего момента считали, что переход к бакалавриату их не коснется. В итоге программы срочно перерабатывали летом 2011 года, уже набирая на вступительных экзаменах первых бакалавров. Абсолютное большинство вузов перешли на новую систему раньше.
Образование «по европейским образцам» выходило дешевле: бакалавриат стал считаться полноценным высшим образованием, а учить бакалавра нужно было на год меньше, чем «специалиста» – выпускника советского образца.
При этом мест в бесплатных российских магистратурах поначалу было очень немного. В 2013 году на 94 бакалавров в вузах России приходилось только шесть магистров. Даже в 2014-м, когда количество магистров стало увеличиваться, их было в пять раз меньше, чем бакалавров. (В то же время в Европе в первые годы после введения двухуровневой системы в магистратуру поступали 75–100% бакалавров).
Еще одним замыслом сторонников Болонской конвенции было то, что российские дипломы признают в других странах, в Россию поедут учиться иностранцы и российские вузы смогут на этом заработать. Надежда эта не сбылась – стабильный прием иностранных студентов смогли наладить только некоторые крупные российские университеты, причем большинство таких студентов не из Европы, а из Азии.
В России есть все: 5 (6), 4+2, 2+2+2
Сейчас студенты в России учатся по самым разным программам. У нас есть не только бакалавриат и магистратура (по схеме 4+2), «как в Европе». Ряд специальностей (часть музыкантов, геологов, инженеров) на двухуровневое обучение в России так и не перевели – посчитали их слишком сложными и требующими непрерывного учебного процесса; они учатся пять, иногда пять с половиной лет. А в 2019 году МГУ начал набор на специалитет (шесть лет обучения) на факультете космических исследований.
В то же время в 2021 году появились сообщения, что быстрее европейских стран Россия вводит систему обучения 2+2+2 – такие программы, где поменять специальность по ходу учебы может не только магистр, но и бакалавр.
Допустим, человек поступил в вуз. В первые два года ему читают набор дисциплин, общих для разных направлений бакалавриата, а он присматривается к рынку труда. Если какая-то профессия на нем стала менее популярной, подает заявление и специальные предметы слушает уже с прицелом на другое направление. Или вообще подбирает себе уникальный пакет предметов – благо профессий на стыке разных наук (например, биологии и программирования) сейчас много.
Какие у нас проблемы
Первая – та же, что в целом с европейскими «курсами-кредитами»: часто под одним и тем же названием разным специальностям читаются фактически разные дисциплины. Такая проблема есть, например, у юристов. Под названием «право» будущие работники суда и будущие нотариусы изучают совершенно разный набор нормативов.
А как понять, математика для математиков и для биотехнологов – это один предмет или разные? И какую из них слушал вот тот студент?
Второй момент – индивидуальный маршрут – это хорошо. К 2020 году в магистратуру по другой специальности поступала примерно четверть российских магистрантов (еще треть выбирали смежные, остальные – учились на магистра по той же специальности, по которой поступали на бакалавра). Вот только среди сменивших профессию по ходу обучения встречались очень резкие виражи вроде химик>юрист, ветеринар>педагог-дефектолог.
По закону так можно, но в качестве такого образования сомневались и министр образования Валерий Фальков, и члены комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, которые рассматривали вопрос о будущем Болонской системы 6 июня 2022 года. В будущем переходы хотят ограничить смежными специальностями.
Третье. Работодатели на список специальностей в российском образовании не влияют почти никак. То есть образование у нас по-прежнему отдельно, а работа – отдельно.
Возможен ли вариант, что мы уже с сентября массово вернемся к образованию «как в СССР»?
Нет, массово к советскому пятилетнему образованию мы абсолютно точно не вернемся, по крайней мере с нынешнего сентября.
В Рособрнадзоре уже заявили, что выход из Болонской образовательной системы будет поэтапным; выпускников школы предупредят об изменении правил обучения как минимум за два года.
А глава комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова пояснила: для корректировки законов под новую отечественную систему образования нужно не менее года, а до ее внедрения пройдет не менее четырех лет.
На заседании самого совета 6 июня 2022 года большинство участников также высказывались за постепенные изменения, напоминая: резкий переход в российской системе образования уже был и ничего хорошего он не принес. Вместе с тем участники заседания признали, что интеграция российского образования в европейскую систему не состоялась, и теперь нужно думать прежде всего о кадрах для российского рынка труда.
Уже известно, с чего начнут менять систему образования?
Да, в Совет Федерации уже представлен законопроект, в котором планируется со временем вернуть прежнюю систему одноэтапного обучения «там, где такая подготовка наиболее эффективна». Предполагается, что «по-новому-старому» будут готовить инженеров и горных инженеров, медиков и специалистов нефтегазовой отрасли.
Со временем по ряду специальностей бакалавров сократят и станут набирать «преимущественно специалитет». Но совсем бакалавры не исчезнут – бакалавриат оставят для приезжающих в Россию иностранных студентов.
Уже нынешним летом что-то изменится?
Очень вряд ли. Во-первых, это важно, Россия свою подпись под Болонской конвенцией пока не денонсировала.
Во-вторых, на дворе – июнь, у вузовских преподавателей впереди – летняя сессия, вступительные экзамены (в тех вузах, где они есть отдельные) и отпуск. В тех вузах, где своих отдельных вступительных экзаменов нет, зачислением студентов (отбором тех, у кого наиболее высокие баллы по ЕГЭ и оформлением документов) занимаются сотрудники учебной части, фактически секретариат.
Учебную нагрузку на новый учебный год (кто из преподавателей какие занятия будет вести с сентября) обсудили и распределили еще в конце апреля – мае. План зачисления (сколько бакалавров и магистров примут на бюджет и на платное отделение по разным специальностям в конкретном вузе в нынешнем учебном году) был известен еще раньше. Валерий Фальков утверждает, что контрольные планы приема уже определены на ближайшие два года. Так что перемены будут, но не прямо сейчас.