Православный портал о благотворительности

«Откуда у вас мой номер?»

Как избавиться от назойливой телефонной рекламы

Звонок, который не вы заказывали

Вам звонят с незнакомого номера и вежливо осведомляются, есть ли у вас минутка поговорить. Вы соглашаетесь – ведь незнакомец (а чаще незнакомка) назвал вас по имени. После этого голос на той стороне провода предлагает вам кредит в банке, услуги оздоровительного центра или косметического салона.

Первая реакция абонента на подобный звонок – возмущение: «Откуда у вас мой номер?»

Иногда оператор на самом деле не знает, кому именно он звонит. В этом случае в начале разговора он не назовёт вас по имени или замаскирует своё незнание вежливой фразой вроде: «Как я могу к вам обращаться?» Это значит, что у него на руках – «слепая» база номеров или же номера генерируются случайным подбором.

Вариант второй – звонящий называет вас по имени, то есть, ему известно, по крайней мере, сочетание телефонного номера и имени владельца. Прекращайте разговор и начинайте вспоминать, где вы сами «наследили».

Именные телефонные базы формируются в магазинах, банках, центрах разнообразных услуг – везде, где вы сами при оформлении скидочной карты вписали в клеточки фамилию-имя-отчество, дату рождения, номер телефона и адрес электронной почты. Подписывая подобный листок, вы дали магазину (банку, косметическому салону) согласие на обработку ваших персональных данных. В обмен вы, конечно, получите скидку, но ещё и некоторое количество рекламы в смс и в почту. И, увы, риск того, что сведения о вас «уйдут» кому-то ещё.

Так что хотите иметь меньше проблем – думайте каждый раз, когда заполняете форму на очередную скидочную карту и уж, конечно, не вывешивайте номер телефона в соцсетях.

Продай друга… за 500 рублей

Если же вы были осторожны, а именные звонки не стихают, возможно, Ваш телефон дал банку/ магазину/косметическому салону… кто-то из ваших друзей.

«Приведи друга, и получи скидку» – вознаграждения по таким акциям колеблются от 500 до 190 000 рублей (последнюю сумму обещает выплатить одна строительная компания, если ваш друг купит у них квартиру).

Количество компаний, которые проводили у себя подобные акции, оказалось неожиданно велико – и среди них банки, сотовый оператор, службы по доставке еды, магазины продуктов. Тонкость в том, что некоторые фирмы проводят «вербовку друзей» с нарушением закона.

Что законно, а что – нет

До тех пор, пока условия акции предлагают просто отправить другу приглашение, специальный номер или промокод, которым тот вправе воспользоваться или нет, – по закону, всё чисто.

Но, например, «Ситибанк» и «Тинькофф-банк» предлагают заполнить форму, в которой нужно указать номер телефона друга. В «Ситибанке» такая форма заявки – единственно возможная, в «Тинькофф» можно отправить другу код, либо «указать номер телефона друга в специальном разделе сайта банка». А передача телефона – это уже передача персональных данных. По закону, без согласия самого человека делать это нельзя.

На сайте Ситибанка есть формулировка мелким шрифтом: «я подтверждаю, что рекомендованное мной лицо представило разрешение на передачу и обработку моих персональных данных АО КБ «Ситибанк»». Охотник за скидками сам отвечает за то, есть у него разрешение на передачу данных или нет. Но в формулировке опечатка («моих» вместо «своих»), так что попытка переложить ответственность  вряд ли удастся.

При этом попытки жертвы рекламы выяснить – кто конкретно сдал твой телефон банку, не удаются – например, Тинькофф-банк ссылается на желание участника акции остаться анонимным.

Как избавиться от нежелательных звонков

Способ легкий, но неюридический. Иногда люди, называющие себя представителями компании, с извинениями и обещаниями исключить вас из списков обзвона появляются, стоит только рассказать о вашей ситуации в соцсетях (для надёжности, затэгировав компанию). Но такой способ работает только с крупными юрлицами, которые отслеживают упоминания о себе в соцсетях (а это далеко не все фирмы). К тому же, строго говоря, переписка с подобными обещаниями юридическим документом не является. Так что, если звонки после неё прекратились, – вам почти повезло.

Способ юридический суровый. Запрашиваете у оператора распечатку звонков. Открываете форму электронного обращения на сайте прокуратуры и пишете жалобу, что с таких-то номеров в такие-то дни вам совершали нарушающие закон звонки с рекламой фирмы такой-то. Отдельными файлами присоединяете к жалобе фотографии всех документов, которые у вас есть – распечатку звонков и, если есть, милицейские материалы о том, кому принадлежит беспокоивший вас номер.

Дальше объясняться про то, какое отношение они имеют к конкретному «звонарю», банк или фирма будут перед прокуратурой. И если не докажут, что отношения не имели, им не поздоровиться, даже если прокуратура не доведёт дело до суда. Скорее всего, фирме при этом будет уже слегка не до вас.

Способ дотошный, нудный. Уведомите нежеланного собеседника, что своим звонком вам он нарушает закон. Разговаривать с конкретной «девочкой на телефоне» при этом бесполезно – решений о прекращении обзвона она не принимает, а даже наоборот – скорее всего, её заработок напрямую зависит от количества привлечённых клиентов, так что бесконечные «метания по базе» она продолжит. Грамотное письмо обижающему вас рекламодателю выглядит так:

«В компанию N (юридический адрес) от такого-то (номер телефона) уведомление.

Такого-то числа, с такого-то номера мне был совершён звонок с рекламой ваших услуг. Довожу до вашего сведения, что подобные действия являются нарушением закона «О персональных данных»и закона «О рекламе». Прошу впредь мне больше не звонить».

Заказное письмо такого содержания с описанием вложения, нужно отправить на юридический адрес компании, которую вам рекламировали, а также на фактический, если они не совпадают.

На подобное письмо компания должна ответить, в идеале извиниться и прекратить звонки.

Если ситуация критическая. Звонки продолжаются, компания не ответила, либо ответила, что ни с какой рекламой вам не звонила.

Тогда запрашиваете у своего сотового оператора распечатку звонков и пишете заявление в полицию с просьбой определить владельцев номеров, с которых вас бомбардируют рекламой. Определив владельца конкретного номера (даже если он не оформлен на компанию), можно подавать в суд. Но при составлении искового заявления лучше привлечь к делу юриста.

Ситуацию комментирует юрист Наталия Кудрявцева:

Согласно ст. 3 Федерального закона N 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», персональные данные – любая информация, относящаяся к физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций) с персональными данными, совершаемая с использованием средств автоматизации или без таковых. Обработка персональных данных включает сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В силу ст. 7 Федерального закона «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ст. 15 Федерального закона «О персональных данных» установлено, что обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.

Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

Оператор обязан немедленно прекратить обработку его персональных данных по требованию субъекта.

Таким образом, если вам звонят и точно знают, что телефон принадлежит вам (то есть, называют ФИО, или обращаются так, что становится понятно, что звонивший в курсе, кому именно он звонит), – это прямое нарушение ФЗ «О персональных данных». Аналогичное нарушение допускают и те, кто раздает «телефоны друзей» за некие бонусы, и те, кто эти телефоны собирает, систематизирует, создает базы и занимается обзвоном.

Более того, вне зависимости от того, каким образом оператором получен номер телефона абонента (подарок друга, собственная база, набран наугад…), обзвон абонентов с рекламными предложениями любого характера являются правонарушением.

Согласно пункту 1 статьи 3 «Закона о рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи», абонент – пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь – любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам. Информация, передаваемая посредством использования сетей электросвязи, является индивидуализированной по способу распространения, так как направляется определенным абонентам.

Ст. 14.3 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» N 195-ФЗ предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Скриншот страницы с сервисом «Ситибанка»

Рисунки: Дмитрий Петров

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version