Православный портал о благотворительности

Откуда берутся близнецы: записки мамы

По статистике за 10 лет количество близнецов на Земле выросло почти втрое. Это особая группа, которая нуждается в специальном внимании родителей, медиков, психологов и педагогов. Попробуем разобраться с основными вопросами и проблемами, возникающими при рождении двойни

По статистике за 10 лет количество близнецов на Земле выросло почти втрое. Это особая группа, которая нуждается в специальном внимании родителей, медиков, психологов и педагогов. Попробуем разобраться с основными вопросами и проблемами, возникающими при рождении двойни/

Фото с сайтаhttp://bigpicture.ru

Как и прочие мамы, которых Бог наградил двойней, я не ожидала такого счастья. Нет, я знала, что «такое бывает». И даже не где-то там, а у маминой знакомой, у моей однокурсницы и у мужниного начальника. Но мало ли что и у кого бывает. И в космос люди летают!

В общем, славны бубны за горами, как издавна говорили на Руси… И вдруг это счастье пожаловало.

Откуда? Бог весть. Семейную историю – и свою и мужа, я знала со всех сторон: наследственный фактор сам собой отпадал.

Может быть, сверхприродные?

После сына Димки у меня долго не было детей, а очень хотелось. И вот в числе прочих паломнических поездок я совершила одну, которая радикально изменила мою жизнь. Доехала до своей любимой святой Ксении Блаженной. Там на Смоленском кладбище в Петербурге помолилась о том, чтобы святая попросила для меня у Бога ребенка. И пообещала, что если родится девочка, обязательно Ксенией назову.

Блаженная Ксения, вероятно, и попросила… сразу двух. Это чтобы я насчет прошедших девяти лет, когда никто не рождался, не очень сокрушалась. Муж потом сказал: «Ну, ты же юродивой помолилась, вот и результат».
Не все было совсем уж безоблачно. Половину срока отходила, не понимая, что со мной. Почему такой упорный токсикоз и живот растет как-то уж чересчур быстро? В три месяца – как в пять, ну а в пять…

УЗИ сперва ничего не показало, подруга-врач заподозрила тяжелую патологию. А районная тетка-гинеколог съязвила: «Уж и не помнят, что у них и когда в жизни было…»

На первом «ультразвуке» маленькая Сонька шифровалась (шифруется она, кстати, до сих пор). Спряталась за «старшую» Ксению – ее и проглядели. Зато на втором УЗИ я чуть не спрыгнула с кушетки, когда врач, привычно водя по моему животу, сказала:»А, тут двойня.»

«У кого? Как? Где? Почему двойня?» – только и пронеслось в голове.

Ну, а потом пришло время учить матчасть. Выяснилось, что многоплодная беременность в учебнике по акушерству находится в разделе «Патология». Нормальной она не считалась никогда, даже если протекала идеально. Из чего следовала простая истина: выбор врача для будущей мамы близнецов важен как ни для кого другого.

Не поленитесь и напрягите всех своих знакомых, исследуйте интернет в поисках доктора, в чьем послужном списке значится «мнокократное ведение близнецовой беременности». Иначе простые районные гинекологи превратят вашу жизнь в сплошную нервотрепку.

Все было непросто, но вопреки прогнозам я все же доходила до 37 недель. Девочки родились с неплохими для близнецов показателями: 2830 и 2250 г. «Младшенькая» Сонечка оказалась слабенькой и походила не на младенца, а на эмбрион. Тонкая, сухая кожа абсолютно без жировой прослойки – обтянутые кожей косточки. Она постояно мерзла. Еще в роддоме я клала ее себе на грудь и накрывала одеялом. Из-за слабости ей постоянно хотелось спать. Но дышать и сосать она могла, а это было главное. Ксюха по сравнению с маленькой Софийкой казалась большой и толстой. Так уж бывает, что один из близнецов, пока они не родились, отнимает ресурсы у другого…

Разница темпераментов тоже проявилась до рождения. Ксения постояно двигалась и толкалась, словно спала урывками – правый бок ходил ходуном. А Соня лишь слегка шуршала. Положив себе руку на «тихий»левый бок, я тревожно прислушивалась: «Жива ли? Все ли в порядке?»

Иногда двойня проводит несколько недель в реанимации, прежде чем ее выпишут. А выписывают с весом не ниже 2500. Но хотя Сонька не добирала до «нормы», мне удалось выйти из роддома, изрядно поконфликтовав с педиатром. Тот с видом знатока сказал на прощанье: «Выкормить близнецов все равно грудью невозможно!»

Я кормила девочек грудью три с половиной года. Закончили полюбовно – по обоюдному согласию.

Родители двойняшек всегда живут в некотором шоке оттого, что их жизнь удваивается и расщепляется. Это двойная жизнь. Потому что близнецы делят всех и вся: внимание родителей, друзей, пространство, игрушки…

Но! Если вы думаете, что двойня – это 1+1, вы ошибаетесь. Это «человек в квадрате». Отсюда характерное для таких родителей – я проверяла, общаясь с семьями близнецов, – ощущение, что «детей сразу много». Много – это именно много. И детишкам при этом еще труднее, чем нам. Они все время вместе, у них нет возможности насладиться уединением. Но и что такое «вместе», они не понимают, потому что не с чем сравнивать. Выбора нет.
У близнецов всегда мало времени, чтобы остановиться и подумать, мало шансов на выработку собственного мнения: перед глазами – навязчивый пример брата или сестры.

С другой стороны, под боком всегда интереснейший собеседник, жилетка, чтобы поплакать, партнер по играм и безобразиям. Играть они начинают, едва проснувшись. Им практически не бывает скучно.

Но всегда ли это хорошо?

Вот родители забылись ненадолго, занялись своими делами. А что происходит там, за дверями детской?

Там настоящая банда.

Когда кто-то хулиганит, другой стоит на стреме или отвлекает родителей. Они просят и ходатайствуют друг за друга. Однажды моя «младшенькая» совершила что-то сомнительное, и не раскаивается. А другая говорит: «Мама, можно я за Соню прощения попрошу?»

Они понимают друг друга почти без слов. Поэтому часто возникает криптофазия – близнецы вырабатывают свой собственный язык общения. Их это устраивает, им не важно, что глупые родители ничего не понимают… Но они устают друг от друга, потому что они порой очень разные, даже зеркальные: холерик и флегматик, экстраверт и интроверт, левша и правша, кинестетик и аудил. Им трудно быть вместе, но и друг без друга невозможно.

У нас это выглядит так. Соня, устав от общения, перегораживает комнату забором из кубиков, садится за эту ограду и говорит: «Тот, кто перешагнет за этот забор, просто исчезнет!». А Ксюха плачет, потому что ее не взяли в эту игру. А она совсем, ну просто совсем, не может быть одна.

Даже конфликты у них возникают не из-за недопонимания, а из-за того, что кто-то кого-то понял слишком хорошо. Не спрятаться, не скрыться. Нет своего уголка, нет свободной минутки…

Если обычных братьев и сестер стараются сблизить и подружить, то с близнецами все наоборот. Надо разделить малюток и общаться с каждым отдельно, без оглядки на сестру или брата. А где взять на это время?

Близнецов принято любить. Любить всем миром, любить на расстоянии, умиляться издалека. Но столкнувшись с этим явлением вплотную, многие пугаются.

Не зря в первобытных культурах было проклятие, адресованное женщинам: «Чтоб тебе стать матерью близнецов!» До сих пор эти суеверия сильны: многоплодная беременность может стать причиной, по которой женщина идет на аборт.

В последние годы близнецов стало очень много. У меня во дворе – четыре пары, не считая моих собственных. Откуда они берутся? Во-первых, ЭКО делает свое дело, и сегодня врачи в поликлиниках первым делом спрашивают : «У вас двойня ЭКО или самопроизвольная?»

У меня – самопроизвольная.

Иногда кивают на преклонный возраст мамы, но я родила близнецов в 31 год, а у моей однокурсницы случилось две двойни подряд, в 28 и 32. Да и молоденьких мам с близнецовыми колясками полно, так что не все так просто…

Тогда в чем же дело?

Писатель-атеист Жан-Поль Сартр когда-то поделился с миром мыслью: «Ад – это другие». Речь у него и его друзей-экзистенциалистов шла о том, что человек обречен на одиночество и непонимание.

Жан-Поль Сартр. Фото с сайта http://i189.photobucket.com

Это печальное мировидение не с неба свалилось. Оно – результат отчуждения, которое царит в обществе. Общество гонится за фантомами и миражами – сверхидеями, технологиями, гаджетами, интеллектуальными трендами, общими «ценностями». Людей много, они толкаются локтями. А внутри – пустота…

Эту грустную философию одиночества нельзя ни доказать, ни опровергнуть – как и всякую другую. Хотя нет. Как раз в случае с так называемым одиночеством есть поучительное исключение – близнецы. Это люди, обладающие своего рода преимуществом. Им довелось «родиться вместе» и они уже никогда не будут одиноки, независимо от их отношений с Богом.

Кому и почему это дается, мы не знаем. Всегда ли этот дар в радость, тоже вопрос. Но люди без права на одиночества у нас перед глазами, их все больше. Того, на что жаловался Сартр, им просто не дано испытать.

Чтобы они взрослели, их надо разлучать, но все равно взрослеют близнецы плохо – это подтвердит любой психолог. Для них это трудная задача.

Эта ситуация противоположна сартровской. «Рай – это другие». Но людей изгоняют из рая, разлучают насильно. Психологи советуют преподавать этим детям «науку одиночества», да что-то вот плохо получается.

Почему же близнецов вокруг с каждым годом все больше? Может быть, они стали часто рождаться, потому что мы разучились быть вместе просто так, по собственной воле?

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version