Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Открытый храм в поселке закрытого типа

Любой гражданин нашей страны, мало-мальски знакомый с новостями постперестроечной России, немного поеживается, услышав слово “Шиханы”. Ведь имеются в виду не горы посреди степи или тюркское словосочетание “повелитель ветров”, а населенный пункт, известный как химический полигон. Однако, на мой непросвещенный взгляд, самое главное “оружие” здесь — исключительная приветливость и открытость военных химиков, их жен и детей. И нет в Шиханах более поразительной картины, чем седеющий офицер, который держит в руке первые весенние цветы, стоя перед дверями храма

Любой гражданин нашей страны, мало-мальски знакомый с новостями постперестроечной России, немного поеживается, услышав слово «Шиханы». Ведь имеются в виду не горы посреди степи или тюркское словосочетание «повелитель ветров», а населенный пункт, известный как химический полигон. Однако, на мой непросвещенный взгляд, самое главное «оружие» здесь — исключительная приветливость и открытость военных химиков, их жен и детей. И нет в Шиханах более поразительной картины, чем седеющий офицер, который держит в руке первые весенние цветы, стоя перед дверями храма.

Шиханы — поселок закрытого типа, разделенный на «Шиханы-1» — для гражданских химиков, и на «Шиханы-2» — для военных… К военным я и отправилась в гости. Точнее — в церковь, освященную во имя святителя Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских.

Отзвук былого

Мы едем вверх по улице Краснознаменной — мимо пятиэтажных домов, мимо неспешно шагающих людей с вербами в руках — прямо к маленькой шиханской церкви. По ходу следования на постаментах виднеются настоящие самолет, вертолет, зенитки: напоминают о военной принадлежности поселка. Порядок во всем, даже в расположении деревьев. Отсутствие рекламы, чистый воздух и спокойствие отсылают к легендарному времени «застоя», о котором любят рассказывать пожилые люди. Но вот и храм — словно на картинке: аккуратный, праздничный.

История Шихан началась в 1821 году с появлением здесь усадьбы графа Василия Васильевича Орлова-Денисова, генерала, героя Отечественной войны 1812 года. Графское имение было одним из самых больших и богатых в Вольском уезде. А в 1854-м на горе, недалеко от того места, где сегодня располагается храм, выстроили деревянную Свято-Никольскую церковь. В советские годы ее не стало, впрочем, так же, как и графских владений. Все ценности, хранившиеся в имении Орловых-Денисовых: редчайшие картины русских художников, почитаемые семейством иконы были переданы в музеи. Домашний театр, основанный женой одного из потомков Василия Васильевича, Ольгой Мейендорф, бывшей актрисой Мариинского, закрыли. Теперь, спустя почти столетие в здании театра располагается православная школа для детей и взрослых. А восемь лет назад на горе появилась церковь во имя святителя Николая — благодаря стараниям генерал-майора Николая Ивановича Алимова, возглавляющего военный объект «Шиханы-2″…

Храм на горе
Воскресное утро. Храм наполняется людьми. В день моего приезда воспоминается Вход Господень в Иерусалим, поэтому кажется, что небольшое помещение церкви заполнено еле видимой дымкой — от вездесущих и пушистых ушек вербы… Нарядные и тихие мальчишки и девчонки явно чувствуют себя в храме как дома: кто-то ставит свечи, кто-то ищет лавочку для старушки. На правом клиросе собирается детский хор — предмет особой радости настоятеля храма, священника Вячеслава Голощапова. На левом раскладывают ноты взрослые. Начинается Божественная литургия. В маленьком храме не протолкнуться.

После службы — знакомства. Вот на лавочке, прикрыв плечи пуховиком, сидит настоящая русская красавица: она только что пела в хоре, тихо, но очень проникновенно. Совершенно искренне удивляется:

— Вам понравилось, как мы поем?! А я вот думаю, нам еще чего-то не хватает…

Это Татьяна Синякова, регент. Причем музыкальной грамоте она выучилась только в церкви. Ее «коллега», певчая Ирина Климова, говорит об этом так: «Татьяна ничего не знала о нотах, кода пришла в церковь, а я ничего не знала о Православии, когда шла сюда петь. Наш регент учит нас тому, чего не узнаешь, разбираясь только в нотной грамоте». Сама Ирина Евгеньевна — педагог, ведет уроки музыки для учеников школы из «гражданского» поселка «Шиханы-1», расположенного в нескольких километрах от «военного». По мере сил старается детей просвещать — вводит в программу элементы курса «Основы православной культуры». К церковным праздникам, спектаклям на библейские сюжеты разучивает с ребятами тропари, соответствующие песнопения.

В основном, прихожане Никольского храма — это офицеры, их жены и дети. Подполковник Дмитрий Анатольевич Ефремов старается приходить на каждую воскресную и праздничную службы, если только по долгу другой службы, военной, ему не надо быть в наряде. Просто и четко он рассказывает о своей жене, которая привела его в храм, о детях: сыне Сергее, нынешнем воспитаннике Саратовской Духовной Семинарии, восьмилетней дочери Ирине, которая в церкви несет свое послушание.

Светлана и солдаты

Друг о друге в приходе говорят с естественной приставкой «наш». «Наш регент», «наш садовод», «наш ризничий», «наш бухгалтер», или просто — «наша Любовь Константиновна», «наши детки»… Невозможно написать обо всех разных и симпатичных «наших» прихожанах. Но есть одна женщина, которую нельзя обойти вниманием. О ней в шиханском храме говорят: «наш миссионер».

Светлана Казарова. Скромная женщина, норовящая убежать от фотообъектива и моих назойливых расспросов. Она была председателем православной общины с 1991 года. Следила за строительством церкви, давала ценные советы полковнику Бабичу, отвечавшему за возведение и обустройство храма. Именно с ее легкой руки и начала возрождаться церковная жизнь в Шиханах: была организована православная школа для детей и взрослых, собрана большая библиотека. Светлану любят и солдаты-срочники: им она читает лекции, проводит беседы. В военном госпитале помогает пациентам готовиться к таинствам Исповеди и Причастия.

Часто бывают в храме солдаты. Хотели прийти и в Вербное воскресенье, но не вышло: видимо, помешал перевод техники на летний режим работы. Улыбаясь, Светлана рассказывает о том, что и рядовые-мусульмане — частые гости в православном храме:

— Некоторые мальчики даже записки подают за здравие родственников, близких людей. А перед отправкой в Чечню вместе с православными надевали пояса с 90-м псалмом «Живый в помощи»…

Звонарных дел мастера


Карабкаюсь по почти вертикальной и узкой лестнице вверх — на колокольню, вслед за неугомонной стайкой мальчишек. Сейчас начнут звонить.

Вот оно — царство звука и света. С непривычки закладывает уши и перехватывает дыхание. Опрометчиво встала рядом с благовестом и получила «царский» удар по барабанным перепонкам. Теперь понятно, почему звонари на Руси были по преимуществу глухими… Но хозяин колокольни Свято-Никольского храма, подполковник Михаил Борисович Павлов, слышит очень хорошо. Он — кандидат наук, работает в Центральном научно-исследовательском испытательном институте. А звонарному искусству учился восемь лет назад в Москве.

Вот уже около двух месяцев при церкви работает школа колокольного звона. Учатся здесь не только школьники, но и солдаты. Они-то и попросили научить их азам звонарного мастерства. Михаил Борисович никому не отказывает. Теперь, когда подполковник Павлов в наряде, есть кому его заменить…

Каждому найдется дело
— Отец Вячеслав, мы с вами!— С этого возгласа началась наша с настоятелем поездка по Шиханам.

Человек шесть ребят забились на заднее сиденье машины священника. Каждый норовил быть экскурсоводом. Признаться, у меня не выдержали бы нервы от такого потока ребячьих эмоций и слов… А отец Вячеслав спокойно объясняет одному энергичному мальчику, что стоит вести себя потише…


Отец Вячеслав Голощапов начал окормлять приход храма во имя святителя Николая Чудотворца недавно. И если попросить каждого прихожанина охарактеризовать своего батюшку, получится такой собирательный портрет: «Он молод, весел, добр, но в то же время строг. А как занимается с нашими детьми! И Закон Божий преподает, и в спорткомплекс с ними вместе ходит, детский хор организовал при церкви. При этом и беседы с прихожанами проводит».

Дети не отходят от священника ни на шаг. Отец Вячеслав выслушивает тысячу и один вопрос, терпеливо на них отвечает, рассказывает о полководцах и истории России. Помогает разобраться в правилах настольных игр, организовать товарищескую встречу по футболу, конкурс на лучшую поделку или чаепитие. Говорит о своих ребятах так:

— Не подумайте, что храм для них — что-то вроде клуба по интересам. У каждого есть свое послушание: некоторые моют полы, чистят подсвечники, убирают территорию при храме, помогают в ризнице, участвуют в ремонте… У нас каждому найдется дело.

Шиханы — военный поселок, в котором жизнь идет по своим правилам. Однако здесь помнят о том, что значит быть настоящим воином Христовым.

Наталья Волкова

Источник: Православие и современность

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?