Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Отказ от вина в пост важнее, чем от скоромной пищи

Воздержание от спиртного во время поста важнее, чем отказ от скоромной пищи. О духовном смысле воздержания от вина и других необязательных вещей рассказывает отец Михаил Потокин

Идет вторая неделя Рождественского поста. Он не считается строгим – во многие дни благословляется рыба, которая считается более скоромным продуктом, чем вино. Поэтому некоторые православные считают, что в рыбные дни можно себе позволить и немножко выпить. Действительно, церковный устав в некоторые дни даже Великого поста разрешает вино. Однако протоиерей, настоятель храма Входа Господня в Иерусалим в Бирюлево и председатель Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы Михаил Потокин, считает, что современному христианину, живущему в миру, полезнее любым постом полностью воздерживаться от вина. О духовном смысле воздержания от вина и других необязательных вещей отец Михаил рассказал «Милосердию.ru»:

Воздержание от скоромной пищи – не цель поста, а лишь средство, помогающее нам в борьбе со своими страстями, духовном развитии. И все это понимают, но на практике часто сводят пост только к исключению из рациона мясных и молочных продуктов, а в более строгие посты, Великий и Успенский пост, и рыбы. Такое суженное отношение к посту видно не только по публикациям в прессе, бытовым разговорам, но даже по исповеди – многие исповедующиеся спрашивают, можно ли им по тем или иным причинам ослабить пост, или, наоборот, каются в единичном нарушении поста как в тяжком грехе. Но даже если мы не нарушаем пост, часто продолжаем объедаться – постная пища этому не помеха, а теперь, когда в магазинах большой выбор морепродуктов, можно приготовить много блюд, не менее вкусных, чем мясные. Конечно, не всем это по карману, но если человек будет весь пост до отвала наедаться вареной картошки, духовная польза такого поста тоже сомнительна. Постом имеет смысл ограничить себя во всем, есть именно столько, сколько необходимо для поддержания наших телесных сил, работоспособности. Сама природа определила эту меру, которую животные прекрасно чувствуют и очень редко объедаются, а мы после грехопадения ее потеряли и объедаемся практически каждый день, чем губим собственное здоровье. Ограничить себя в количестве пищи сложнее, чем исключить из рациона часть продуктов, а для духовной пользы не менее (а может быть, и более) важно.

Но ограничения нужны не только в пище, а также в развлечениях. И если некоторым людям действительно невозможно полностью соблюсти пост в еде, то отказаться на время поста от просмотра телепередач или хотя бы свести этот просмотр к минимуму (например, смотреть только новостные программы, и не десять раз в день, а один) могут все. Поначалу это, как и любая попытка ограничить себя в привычках, вызовет внутреннее сопротивление. Но если мы не поддадимся эмоциям и будем следовать намеченному ограничению, у нас сразу появится свободное время, которое сможем посвятить другим людям. Мы же постоянно жалуемся, что не хватает времени помолиться, сходить в храм, пообщаться с близкими, сосредоточиться, решить свои внутренние проблемы. Не хватает, но не потому, что Бог не дал нам этого времени, загнал нас в рамки, где мы должны крутиться как белка в колесе, а потому, что мы сами тратим много времени на вещи второстепенные, а то и просто ненужные. К таким же второстепенным вещам, без которых вполне можно обойтись, относится употребление алкоголя.

Есть люди, которые употребляют вино исключительно для вкуса, но большинство выпивает, чтобы почувствовать хотя бы легкое опьянение, расслабление. В умеренных дозах алкоголь действительно может приносить нам радость, поэтому Церковь не возбраняет употребление вина. Это прекрасное дополнение к празднику (разумеется, если знать меру), но мы говорим не о празднике, а о посте. Постом Церковь призывает нас ограничить себя для ведения более сосредоточенной жизни. Без этого сосредоточения мы, когда пост закончится, и духовного смысла праздника не сможем почувствовать. А вот необходимо ли нам вино в будничной жизни? Очевидно, что нет. Более того, до Ноя человечество не знало вина – Адам жил без вина. Вот от всего, что не необходимо, хотя бы на время поста можно отказаться. А учитывая тягу многих наших соотечественников к алкоголю, тягу, часто далекую от умеренности, я считаю, что воздержание от спиртного во время поста даже важнее, чем отказ от скоромной пищи.

Многие настаивают, что устав в воскресные и праздничные дни разрешает употреблять вино. Букву мы знаем хорошо, но «забываем», что буква эта писалась для монахов – молитвенников и аскетов. Другие люди были в то время, духовно гораздо более крепкие. Постились часто настолько строго, что в будние дни вообще не вкушали никакой пищи. К тому же вино тогда было натуральным, употреблялось разбавленным водой и часто – в медицинских целях, как советовал апостол Павел Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим., 5, 23). Вино в монастырях пили точно не для того чтобы расслабиться, так как монахи прекрасно понимали, что любое расслабление мешает духовной жизни. А жизнь они вели напряженную – всенощное бдение под воскресные и праздничные дни по 6-8 часов длилось. Именно после таких длинных служб они и позволяли себе в соответствии с уставом выпить немного вина. Если бы современный человек мог молиться столько же, сколько они, наверное, и к вину относился бы так же, и воздействовало бы оно на него по-другому. Ведь с Божьей помощью и свойства нашего организма (обмен веществ) могут меняться – такое бывало у святых. Но мы не можем столько молиться, вести такую напряженную духовную жизнь, а потому и правила, написанные древними отцами для монастырской братии, невозможно применить к современному человеку. Вот и не надо выхватывать из этих правил фрагменты, чтобы оправдывать свои страсти. Пост существует не для потакания страстям, а для борьбы с ними.

Записал Леонид ВИНОГРАДОВ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?