Православный портал о благотворительности

Отец-герой

Мы попробовали взглянуть на проблему многодетной семьи глазами ее главы. Здесь нас интересовало все: где он работает, сколько получает, когда вечером приходит домой, применяет ли физические методы воздействия, каково его собственное мировоззрение, как складываются отношения с детьми и многое другое


Тема нашего очередного номера (18) – многодетный отец. Мы попробовали взглянуть на проблему многодетной семьи глазами ее главы. Здесь нас интересовало все: где он работает, сколько получает, когда вечером приходит домой, применяет ли физические методы воздействия, каково его собственное мировоззрение, как складываются отношения с детьми и многое другое.
На наши вопросы отвечали православные отцы самых разных возрастов, профессий и педагогических концепций. Журналист Анатолий Стрельников придерживается авторитарных методов воспитания: «Дома у меня установлен такой порядок, какой я считаю самым лучшим. В семье никакой не должно быть демократии. Отец сказал — все. Должна быть дисциплина». По мнению профессора математики Николая Емельянова, важно как можно больше радовать детей. «Отцы обычно такие большие, а дети такие маленькие. Отцу так легко порадовать ребенка: почитать с ним, поиграть, покататься на велосипеде или лыжах, погулять». Программист Алексей Пигарев считает, что «в семье может быть сколько угодно строгости и дисциплины при одном условии: любви должно быть больше».
В рамках этой темы «НС» предлагает также мнения детей, выросших в больших семьях. Интересен оказался их общий вывод: авторитет отца и любовь к нему зависят не от количества, а от качества времени, проведенного им среди детей.
Ответ на вопрос: чем же спасается многодетный отец, дает отец 7-х детей протоиерей Валериан Кречетов в интервью корреспонденту «НС». По мнению священника, «многодетные семьи живут и спасаются не беспрестанным многоработаньем и не высокими зарплатами, а милостию Божьей».
Об одном дне из жизни многодетной семьи можно узнать из репортажа нашего корреспондента. 34-летний отец 9-ти детей Матвей Цацурин, по собственному признанию, «многодетным отцом быть не собирался», а как это случилось, — рассказывает материал «Кто первый встал, того и тапки».
В этом году журналу «Нескучный сад» исполняется 5 лет. Мы попросили наших постоянных читателей рассказать, насколько, по их мнению, «НС» справляется со своей задачей, освещая такие темы как «Миссия Церкви в обществе», «Служение ближним», «Семья и воспитание», «Культура», а также о том, какой сейчас должна быть православная пресса.
Епископ Дмитровский Александр, викарий Московской епархии, председатель комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете г. Москвы, считает, что сегодня «православное издание должно быть обращено не только к церковному человеку, но и к каждому, кто ищет ответы на жизненно важные вопросы, смысл и оправдание своей жизни. Не нужно искать легких ответов на сложные вопросы, стремиться к упрощениям, сводить евангельский призыв к рекламному слогану. Нужно приглашать человека к честному диалогу».
Иерей Александр Шантаев, настоятель Спасо-Преображенского собора г. Углича, считает, что важно «не зацикливаться на делах милосердия – «нищих всегда имеете перед собою…а Меня не всегда имеете» (Мк,14:7), а учиться самим и делиться с другими добрым опытом, как накормить алчущего, напоить жаждущего и принять странного (см.Мф.25:35).
Владимир Федосеев, дирижер Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского: «Культура не может быть главной темой «Нескучного сада» — вы решаете более важные и широкие задачи. И все же хотелось в каждом номере видеть материалы, посвященные культуре, объясняющие читателю ее смысл и связь с верой, духовной жизнью человека. Ведь культура – не только музыка, литература, живопись. Например, естественное желание мужчин уступить в троллейбусе место женщине – это тоже входит в понятие культуры. Это давно забыто, вот и надо напоминать, возвращать к добрым традициям.
Тему православной прессы на страницах «НС» обсуждают также протоиерей Максим Козлов, игумен Василий (Паскье), протоиерей Александр Степанов, председатель Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской Епархии РПЦ, детский психолог Ирина Медведева, психолог Ирина Мошкова, писатель Валентин Непомнящий, поэт Юрий Кублановский и другие уважаемые респонденты.
«НС» довольно часто пишет о детских домах и приютах. Чем приют игумена Амвросия из подмосковной деревни Бывалино отличается от многих других? В Бывалино никого не прогоняют, это принцип. 12 лет десятки детей, которые могли бы побираться по подвалам и вокзалам, находят дом, любовь, судьбу. Однако это не курорт. В приюте есть большое хозяйство, где дети выполняют различные послушания и вообще жизнь организована четко по режиму, занятость, по словам отца Амвросия, 25 часов в сутки. Есть в «Никите» и свои традиции. «Каждый вечер, — рассказывает о. Амвросий, — перед сном у нас бывает крестный ход вокруг храма. Самые послушные дети — впереди с иконами, с хоругвями. Кто похуже вел себя днем — плетутся сзади. А потом бывает разбор полетов: кто провинился, кто отличился».
Идея создания приюта возникла у отца Амвросия после того, как воскресная школа при сельском храме в Бывалино стала переживать кризисные времена. В это же время стали поступать просьбы позаботиться о «трудных» детях. Так постепенно и родился приют, где недавно побывал корреспондент «НС».
Фраза «собака – друг человека» как ни к кому подходит к немецкой овчарке Чену. Ветеран чеченской войны, персональный пенсионер ФСБ, семь из девяти лет жизни Чен отдал спецслужбам. Именно он раскрыл тайное убежище Салмана Радуева и боевики пообещали за поимку Чена 10 тысяч долларов. Большинство подвигов Чена до сих пор засекречено. По мнению его инструкторов, у Чена блестящие характеристики: характер нордический, психика железная, а сердце доброе.
Сегодня Чен – сотрудник кинологического центра «Ордынцы», где занимаются с детьми-инвалидами. Программа проста: детей учат ухаживать за собакой, различать породы, пробовать себя в качестве дрессировщика. Методика кинологов была изучена и одобрена учеными РАМН и ВНИИ. Корреспонденту журнала, увидевшего все своими глазами, она тоже понравилась.
Брейтовский район Ярославской области в 1941 году был наполовину затоплен Рыбинским водохранилищем. Местные старожилы до сих пор вспоминают заливные луга, прекрасные сады, плодородные земли этих мест. А потом: «Пришли какие-то люди, стали чистить будущее дно. Они вырубили наш прекрасный сад. Дедушка просил оставить одну вишню, чтобы взять ее с собой, но ее тоже срубили. Как же горевали все! Фамилиями здесь сотни лет жили. Травы на лугах вдоль Мологи пахли так, что никакого чая не надо, бери, да траву заваривай».
Сегодня здесь много пьют водки, убивают друг друга в пьяных потасовках, но есть и такие, кто строит храмы, организуют «Академии добрых дел». Недавно по инициативе местных бабушек построена часовня в память о затопленных «морем» храмах и погибших людях. (При создании Рыбинского водохранилища погибли 294 человека).
Протоиерей Анатолий Денисов служит в этом районе 15 лет. Среди его паствы много тех, кого он называет «спонсорами Русской Православной Церкви». Одна из них – бабка Ольга, спрятавшая старинную икону, а односельчанам сказавшая, что продала ее за большие деньги. Односельчане осуждали Ольгу, а та смиренно несла подвиг добровольно принятой клеветы, пока не пришло время рассказать все о. Анатолию. О том, как живут люди в «Затерянном мире», читайте одноименный материал нашего корреспондента.
В рубрике «Школа любви» два материала. Первый — «Как стать бомжом», а точнее, как и почему ими становятся. Для нас бездомные часто – на одно лицо, старички, независимо от возраста, толстые от большого количества одежек, с вечно позвякивающими пакетами в руках. Но все эти люди – очень разные, у каждого своя история: Виктор Алексеевич Чайкин 22 года провел в тюрьме. Родителей не помнит, воспитывался в детском доме. «А там на выживание. Но я самый авторитетный был. Кому скажу укради велосипед – украдет. Ну а потом по тюрьмам…. Я Бога принял на зоне и Новый Завет несколько раз перечел». Сам из Омска, он считает москвичей «людьми добрыми и сердечными», потому что в Москве Виктору Алексеевичу помогли оформить документы и отправиться на родину. Этим занимались добровольцы из православной группы помощи бездомным. Автор материала, участник такой группы Татьяна Косик, рассказывает, что здесь бездомным оказывают неотложную медицинскую помощь, проводят мониторинг больниц на предмет поступления в них новых людей с улицы, помогают в разыскании родных, восстановлении документов. И знают много историй наподобие тех, что произошла с Виктором Алексеевичем.
Конфликт в школе — это хорошо или плохо? Неизбежно или предотвратимо? Преподаватель Традиционной гимназии при Братстве Всемилостивого Спаса Нина Соловьева в интервью «НС» считает, что конструктивный конфликт «учитель-ученик» может принести большую пользу обоим. «Конфликт заложен самой ситуацией учитель-ученик. Учитель обязан требовать, а ученик — выполнять. Но ученику не всегда хочется делать, поэтому приходится вступать в конфликты — скрытые или явные. Иногда учитель провоцирует конфликт для того, чтобы вытащить внутренние проблемы детей. А бывает так, что и родителям нужно пойти на столкновение с учителем ради спасения своего ребенка», — говорит она. Об этом, а также о некоторых других проблемах детей, учителей и родителей в школе, читайте в материале нашего нового номера «Зачем математика лирику».
В рубрике «Человек» — рассказ о бабушке под куполом, в 60 лет принявшей крещение и расписавшей храм. «Самое страшное было расписывать стены снаружи: там отец Николай не смог поставить леса. Приставили лестницу. Поднимешься – в руках кисти,, ветер тебя столкнуть пытается», — вспоминала Светлана Ильинична Асерьянц. Чтобы написать икону св. вкмц. Екатерины, ей пришлось лечь на живот и распластаться по лестнице. Расписывая купол (высота храма 8 метров), художница проводила там целые дни, а настоятель – отец Николай распорядился, чтобы горячую еду ей доставляли прямо наверх.
В 2006 году готовится к изданию новая книга об афонском старце Паисии. «НС» предлагает отрывки из этой книги. Любимой добродетелью схимонаха Паисия было смирение. Желая показать, к какому результату оно приводит, отец Паисий рассказал такой случай: «Как-то раз заболел котенок. Бедняжку тошнило, и он мучился. Видя, как он страдает, мне стало за него больно. Я перекрестил его, но это ему не помогло. «Ах ты, непутевый, — говорю я себе, ты даже котенку не в состоянии помочь!» И как только я смирился – котенок тут же выздоровел».
Старец был не только смиренным, но и очень находчивым. На вопрос одного клирика, можно ли священнику не носить рясу, схимонах Паисий показал масличное дерево, с которого была содрана кора, и ответил: «Древа сбросили свой наряд, посмотрим, сколько уродят». А потом еще: «Поп безряственный – видать безнравственный». О других примерах находчивости, смирения, а также рассудительности и доброты читайте сначала на страницах «НС», а потом и в самой книжке, когда она выйдет («Житие Старца Паисия Святогорца». Москва. Изд-во Святая Гора).
Что христиане знают об исламе, а мусульмане – о христианстве? И в чем наши представления друг о друге категорически неверны? Есть ли у мусульман понятия греха, покаяния, таинств? Правда ли, что настоящий мусульманин обязан вести войну с неверными? На эти вопросы отвечает религиовед, преподаватель Московской духовной семинарии и ПСТГУ Юрий Максимов.
Св. Григорий Богослов с уважением относился к философии, не смущаясь тем, что ее называли языческой мудростью, и призывал наполнить философию христианским содержанием. Спор о совместимости христианства и психологии продолжается до сих пор. Доктор психологических наук, профессор Борис Братусь считает, что психология может быть христианской. «В идеале я рассматриваю свою работу как способ богопознания. По воле Божьей психологический аппарат работает, значит, надо его изучать, чтобы суметь помочь тем, кто нуждается в помощи», — говорит он.
Бориса Братуся не удивляет негативное отношение к психологии некоторых членов Церкви. По мнению профессора, во многом это связано с непроясненностью «функций» священника и психолога. «Психолог не может подменять собой священника, он работает на другом уровне человеческого бытия)… Но если психолог занимается проблемой личности, да еще кого-то консультирует, претендует на воспитание, тогда мы вправе спросить его, как он понимает цель человеческой жизни», — считает профессор. О том, как начиналась отечественная христианская психология, об ответственности настоящего ученого, а также о том, что может, а что не может психолог, читайте в интервью с профессором Братусем.
Что скрывает маска вечного города или сколько закатов у Европы? Освальд Шпенглер еще в начале 20-го в. говорил о духовном кризисе европейского мира. По наблюдениям русского путешественника Н.Т., побывавшего осенью прошлого года в Италии, кризис продолжается. Один из его признаков: в храмах Западной Европы христианские святыни и музейные экспонаты часто уравнены в своем достоинстве. У культурного европейского человека появилась новая святыня – «общечеловеческие ценности», которую он предпочитает всем остальным. Заметки русского путешественника комментируют писатель Елена Чудинова, которая знает западную жизнь не понаслышке, и священник Василий Секачев, приводящий доводы русских и европейских философов и мыслителей о том, что стало причиной духовного кризиса западного мира.
Мы также напоминаем, что материалы журнала «Нескучный сад» мы можете читать на наших сайтах: Miloserdie.ru и www.nsad.ru .

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version