Православный портал о благотворительности

Отдых в лагере от стресса не спасет

Психологическая помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях – тема вчерашней пресс-конференции руководителя ГНЦССП имени Сербского Зураба КЕКЕЛИДЗЕ, состоявшейся в РИА «Новости»

Предварительными итогами и соображениями по поводу специфики психологической помощи людям, пострадавшим от наводнения в Краснодарском крае, поделился на вчерашней пресс-конференции в агентстве «РИА НОВОСТИ» руководитель Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского Зураб Кекелидзе.

Стресс

Степень психологической травмы пострадавшего зависит от множества факторов: остались ли живы и здоровы родственники, пострадало ли имущество. Наводнение в Крымске было неожиданным, оно произошло ночью. Это усилило стресс, перенесенный людьми. Кроме того, многое зависит от изначальной психологической устойчивости человека. Как отметил Зураб Кекелидзе, «для жителей областей, которые пострадали от наводнения, характерны сейчас две реакции: стремление убежать и наоборот, заторможенность, пассивность, потеря мотивации. Город – это эпицентр катастрофы, но это и место, где еще вчера стоял родной дом. Люди пребывают в растерянности».

Слухи и паника

Кроме того, психологам приходится развеивать многочисленные слухи. «С психиатрической точки зрения слухи, – пояснил врач, – слухи являются следствием постстрессовой паники, а паника, в свою очередь, – это генерация негативных безосновательных предположений». Вернуться к здравому смыслу без психологической поддежки бывает очень трудно.

Раздача вещей

Еще одна сфера, где психолог помогает советом – выдача вещей и одежды нуждающимся. Казалось бы, простая вещь, но и здесь есть своя специфика. Пострадавшие приходят в пункты выдачи помощи и видят мешки, набитые одеждой. При этом они, еще вчера не нуждавшиеся ни в чем и твердо ощущавшие почву под ногами, чувствуют себя нищими, которые роются на складе чужих вещей. По мнению Зураба Кекелидзе, гораздо правильнее было бы оснастить пункты выдачи вешалками, сделать их более удобными для выбора вещей. Это потребует небольших дополнительных усилий со стороны организаторов, но будет гораздо больше способствовать полноценному возвращению людей в социум с наименьшими потерями.

Волонтеры

Особую роль в реабилитации пострадавших играют добровольные помощники. Они привозят воду, вещи, могут приютить или накормить нуждающихся. Но надо понимать, что для самих волонтеров это также является стрессом, и, перестаравшись, они могут сами стать клиентами психологических служб. З. Кекелидзе предупредил всех, кто решился помогать другим в тяжелой ситуации: исследования показывают, что сохранять адекватность удается лишь в течение первых пяти дней помощи. После этого волонтерство превращается в опасное геройство и грозит нервным срывом.

Документы

Как ни странно, одна из ситуаций, требующих участия психологов – отсутствие документов у некоторых пострадавших. Многие вместе со всем имуществом лишились и паспортов, теперь им трудно отойти от стереотипов и поверить в то, что для получения финансовой помощи им не нужен паспорт, достаточно лишь назвать свое имя и привести соседа, подтверждающего личность пострадавшего.

Дети

Особая категория пострадавших – дети. Многие из них были отправлены в летние лагеря, подальше от места трагедии. Однако, как отметил доктор, сам по себе отдых в лагере не поможет полностью справиться со стрессом. Острая реакция на стресс обычно проходит у человека в течение пяти дней. Гораздо более серьезные проблемы может вызвать посттравматическое стрессовое расстройство, которое начинает развиваться приблизительно через месяц и приводит ко многим последствиям.

Ребенок порой не способен объяснить даже родителям, что творится в его душе. Поэтому ни в коем случае не будет лишним обращение к психологу, который с помощью тестов диагностирует состояние ребенка и составит программу реабилитации.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version