Чарльз Фини. Бескорыстный тайный филантроп
Фини разбогател, придумав в 1960 году открыть сеть розничных магазинов в аэропортах. Duty free бутики быстро размножились по всему миру и полюбились туристам и командированным. В отличие от своего партнера по бизнесу и однокашника по Корнуэльскому университету Роберта Миллера Фини терпеть не мог роскошь – он хотел отдавать заработанное самым обездоленным, и делать это тайно.
Вначале это была хаотичная помощь – предприниматель вырезал из газет истории людей, которые оказались в тяжелейшей жизненной ситуации и просили о помощи, и анонимно посылал им чеки на крупные суммы.
Затем появился фонд Atlantic Philanthropies, куда Фини перевел все свое богатство. Фонд действовал на протяжении почти 40 лет и закрылся лишь в 2020 году, когда все деньги закончились.
Они помогли изменить систему образования в Ирландии – учиться смогли самые бедные одаренные студенты. Во Вьетнаме благодаря Фини на качественную медицинскую помощь теперь могут рассчитывать пациенты по всей стране. В Южной Африке миллионы людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, получили жизненно необходимые лекарства.
Американец, Фини выступал против смертной казни у себя на родине и последовательно добивался ее отмены для несовершеннолетних преступников. Кроме того, он жертвовал сотни миллионов на поиск лекарства от деменции, строительство больниц и колледжей.
Себе Фини не оставил даже дома – они с женой жили в съемном жилье в Сан-Франциско, с минимумом удобств, на скромную пенсию.
Иннокентий Сибиряков. Сын золотопромышленника, ставший монахом
Всю свою недолгую жизнь (1860–1901) Иннокентий Сибиряков считал, что богатство оказалось в его руках совершенно незаслуженно, поэтому его долг – отдавать эти деньги тем, кому они действительно необходимы.
Получив миллионы после смерти отца, известного сибирского золотопромышленника, Иннокентий с юности помогал и адресно, и системно. Его дом был полон людей с самыми разными просьбами, он почти никому не отказывал. Увлеченный естественными науками, он финансировал научные исследования и экспедиции, оплачивал обучение на родине и за рубежом одаренных студентов, помогал открывать библиотеки, школы и музеи в десятках городов Сибири, возводил храмы на приисках, заботился о рабочих на своих предприятиях, обеспечивая их выплатами и пособиями.
«Я обладаю богатством. Как это случилось, думал я, что в моих руках скопились такие средства, которыми могли бы прокормиться тысячи людей? Не есть ли эти средства, случайно попавшие ко мне, достояние других людей, искусственно перешедшее в мои руки? И я нашел, что это именно так, что мои миллионы – это результат труда других лиц, и я чувствую себя неправым, завладев их трудами», – писал он.
За пять лет до смерти Иннокентий Михайлович принимает решение стать монахом. В 1896 году Сибирякова постригли в иноческий чин, и он уехал в Свято-Андреевский скит на Афоне. В 1899 году он принял схиму под именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского.
Ивон Шуинар. Разозлился, когда стал миллиардером, и отдал состояние на защиту планеты
В свои 85 Ивон Шуинар терпеть не может новомодные гаджеты, носит одну и ту же одежду по много лет, ездит на подержанном автомобиле, а свое детище, компанию Patagonia, которая сделала его миллиардером, передал на благотворительность в сфере экологии.
Права на свою единственную и суперуспешную компанию по производству износостойкой одежды для скалолазов и любителей горных походов стоимостью $3 млрд Шуинар передал специально созданной некоммерческой организации. Она следит, чтобы вся прибыль от продаж шла на благотворительные проекты в сфере защиты природы.
Флор Ермаков: раздал все деньги и построил сеть богаделен
Купец-миллионер, глава товарищества «Яков Ермаков и сыновья», Флор Яковлевич Ермаков (1815–1895), подходя к старости, пережил трагедию. Из жизни ушла сначала жена, а потом двое взрослых сыновей, которым он хотел передать свой бизнес, процветающие текстильные фабрики и заводы.
После этого, неожиданно для всех, он одну за другой закрывает свои фабрики, а на их месте строит крупные богадельни, в которых находят приют более 1500 человек из крестьян (сам Флор был сыном крепостного, выкупившим себя из рабства). Богадельни Ермаков передал в управление городу, они финансировались за счет процентов с капитала и от сдачи в аренду доходных домов.
Даже свой особняк он превратил в гостиницу для странствующих монахинь, и одновременно здесь получали пищу около 1000 человек ежедневно. Он умер в 79 лет, два последних десятилетия жизни занимаясь только благотворительностью и пожертвовав на добрые дела более 5 миллионов рублей.
Рубен Варданян – меценат России, Армении и мира
Он остался в осажденном Карабахе, на земле, о судьбе которой не могут договориться между собой Армения и Азербайджан, и был захвачен властями Азербайджана. В апреле 2024 года Рубена Варданяна выдвинули на Нобелевскую премию мира, отмечая тем самым его выдающийся вклад в благотворительность.
Крупный российский предприниматель, он переключил свои усилия на развитие социального предпринимательства, меценатства и благотворительности еще в середине 1990-х годов. «Не может быть бизнеса без социальной ответственности. Бизнес не должен сначала уничтожать мир, а потом тратить деньги на его восстановление… Установка «я плачу налоги, значит, я решаю часть проблем» уже не работает», – говорил Варданян.
В Армении благодаря его визионерскому таланту появилась школа для талантливых детей в Дилижане – туда стремятся попасть на учебу школьники со всего мира, и получил толчок к развитию туризм. На его деньги построена самая длинная канатная дорога в мире «Крылья Татева», ведущая к Татевскому монастырю.
Международная гуманитарная награда «Аврора» – награда подвижникам и правозащитникам за спасение многих жизней – самый известный проект Варданяна. Лауреат получает грант – 100 000 долларов США – и возможность передать еще один грант в 1 миллион долларов организациям, вдохновившим его на гуманитарную работу.