Православный портал о благотворительности

Отдай мое сердце!

В Думе рассматривается возможность отметки в водительских правах о согласии или несогласии на донорство органов. В США 90% населения поддерживает добровольное донорство органов после смерти.

Фото с сайта ruotingw.wordpress.com

Известно, что 1 донор органов после смерти может спасти до 8 жизней. Однако отношение к пересадке органов в нашем обществе неоднозначное.

В США сложилась иная ситуация. По данным фонда Donate Life America,  90% населения выступает за то, чтобы пожертвовать свои органы после смерти или при жизни в случае нужды их родных и близких. В стране один из самых высоких в мире показателей числа доноров на миллион жителей (около 45).

Что повлияло на этот настрой в американском обществе?

Система донорства органов начиналась в США более сорока лет назад. В ее основе т.н. «принцип испрошенного согласия».

Заявить о том, что ты хочешь пожертвовать свои органы после смерти в США можно, когда получаешь или продлеваешь свои водительские права, либо заполнив форму на специальном сайте регистрации  доноров (OrganDonor.gov) или сайте некоммерческой организации United Network for Organ Sharing, связывающей доноров и реципиентов. Данные будут сохранены в национальном реестре доноров.

Можно сделать адресное пожертвование и не обязательно члену своей семьи. Например, умирающий пациент узнает о тяжело больном человеке, которому поможет его почка и просит пересадить ее именно ему.

Платить за пожертвованные органы в любой форме незаконно. За операцию будет платить реципиент, как правило эти средства возместит страховая компания. Расходы на медицинскую помощь умирающему и его похороны несет его семья.

За ребенка до 18 лет выбор могут сделать его родители. В случае смерти пациента, не сообщившего о желании стать донором, решение могут принять его ближайшие родственники

Потенциальными добровольными донорами органов являются 65% американцев. Откуда разница в 30% с теми, кто не знает о практических шагах к донорству? Из-за того, что спрашивают при получении прав. Человек сам к этой теме доаольно равнодушен, шаги не предпринимает, но отвечает «да» на вопрос, хочет ли стать донором органов.

Эффект Николаса

Семья Грин из Калифорнии проводила бархатный сезон 1994 г. в Италии. На семейном автомобиле они выехали из Рима и должны были закончить путешествие на Сицилии. В ночь на 29 сентября 1994 года они ехали по автостраде между Салерно и Реджо-ди-Калабрия, когда за ними стал гнаться автомобиль с грабителями и пытаться остановить. Преступники приняли Гринов за семью богатых ювелиров. Американцам удалось оторваться от погони, но нападавшие стали стрелять им в след, и их семилетний сын Николас был ранен в голову. В больнице ближайшего городка не было условий для того, чтобы оказать ребенку необходимую помощь. Пришлось везти мальчика на пароме в нейрохирургическое отделение клиники в Мессине, однако усилия врачей были тщетны. Ребенок умер.

Родители Николаса Реджинальд и Маргарет Грин пожертвовали его органы для трансплантации. Таким образом им удалось помочь семи тяжелым больным итальянцам, с некоторыми из них они встречались впоследствии. В то время трансплантации органов в Италии проводились крайне редко, и поступок американской пары вызвал большой резонанс. Общественное мнение всколыхнулось и по другую сторону океана.

В США число пожертвований органов вскоре после этой истории увеличилось вчетверо. Это явление было названо «Эффект Николаса».

По мотивам трагической истории семьи Грин в 1998 г. был снят телефильм «Дар Николаса» c голливудскими звездами Джейми Ли Кертис и Аланом Бейтсом в главных ролях. Ред Грин основал фонд памяти сына, который занимается помощью семьям, решившим пожертвовать органы их умирающих или погибших детей.

Похожие случаи происходят и в наши дни. 30 июня трехлетняя Оливия Сведберг из Норт-Платта, штат Небраска, умерла от рака мозга. Ее родители пожертвовали печень своей дочери двухлетнему Лукасу Геллеру из Питтсбурга, которому без операции оставалось жить несколько недель, кишечник и селезенку – 4-летнему Анджело Джорно из Пеннсильвании, родившемуся с патологией этих органов. Согласившись на донорство органов Оливии, cупруги Сведберг помогли четырем детям и одному взрослому.

Лоресса Сведберг, мать Оливии, рассказывает, что в мае, узнав о смертельном диагнозе своей маленькой дочери, они с мужем захотели сделать ее последние дни перед больницей как можно более запоминающимися, наполнить их сачстьем и теплом. Все вместе они поехали в «Диснейленд» во Флориду. Во время путешествия Лорессе неожиданно попалось в Facebook сообщение о беде Анджело. Задумавшись о ней, Сведберги решились связаться с ними и предложить принять от них печень Оливии.

«Умирающий ребенок учит взрослого, как ему следует жить. Я не могу ничего прибавить к этому выражению», – уверена Лоресса.

16-летний Александр Беттс попытался покончить с собой в июле 2013 г.: над ним издевались, потому что он мулат, у него заячья губа и он был открытым гомосексуалистом. Перед тем, как совершить суицид, он завещал свои органы. Александр умер в больнице, и его сердце, печень и почки были пересажены.  В 2014 г. в США пожертвовали свои органы 371 подросток от 11 до 17 лет, случаи пожертвований среди детей единичны.

Жест взаимопомощи

Американцы чаще всего видят в пожертвовании органов жест благородства и взаимопомощи. Если не возможно спасти себя или своего близкого, может быть, можно будет помочь выжить кому-то еще?

Госпиталь армии США в немецком Ландштуле (земля Рейнланд-Пфальц) в 2000-х превратился в один из крупнейших центров изъятия органов в Германии. Причиной тому стали войны в Ираке и Афганистане.

Допустим, американский солдат был тяжело ранен в бою с талибами, и его не возможно оперировать на месте. Его отправляют самолетом на авиабазу Рамштайн, а оттуда в госпиталь, находящийся неподалеку. Врачи честно борятся за жизнь раненного. Но, если солдат умер, и он сам разрешил изъять его органы после его смерти или с этим согласились его родственники, то за дело примутся трансплантологи.

В декабре 2010 г. для американского контингента в Афганистане была принята инструкция, рекомендующая в случае смерти мозга раненного солдата не отключать его от аппарата ИВЛ, а перевозить в Европу для изъятия органов. Это практиковалось и раньше, но интрукция упорядочила положение.

Поскольку при пересадке почек или печени счет идет на часы, максимум на несколько суток, реципиентами органов в основном являются жители Германии, Бельгии, Голландии и ряда других европейских стран. Посредниками выступают европейские и национальные организации и фонды. На пике боевых действий в 2005-2010 гг. были изъяты 141 орган у 36 погибших американских военнослужащих.

Стоит отметить, что отношение к транспланталогии в Германии двойственное. С одной стороны, около четверти граждан страны, по опросам, готовы пожертвовать свои органы после смерти. С другой, в обществе присутствует настороженность. Будут ли органы использованы по назначению? Несколько лет назад страну потряс коррупционный скандал в среде врачей: за взятки пациентам (в т.ч. иностранцев из арабских стран) пересаживали органы вне очереди.

Условный Джейсон

Летом 2014 г. американским журналом Journal of medical Ethics был проведен национальный опрос:

Некий Джейсон попал на своей машине в аварию, был серьезно ранен и находится в госпитале. Он полностью без сознания, и не может ни слышать, ни видеть, ни чувствовать, ни думать, он не может дышать без аппарата искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Его состояние необратимо.  До автокатастрофы он записал в правах, что хотел бы пожертвовать свои органы. Органы будут функционировать наилучшим образом, если изъять их, пока сердце Джейсона еще бьется, и он не отключен от аппарата ИВЛ, т.е. до его биологической смерти.

Должно ли быть законно для таких пациентов, как Джейсон, пожертвовать свои органы до отключения аппарата ИВЛ?

Да – 71%, нет – 14%, затрудняюсь ответить – 15%

Должна ли у врачей быть законная возможность изъять органы пациента, завещавшего их, до отключения аппарата ИВЛ?

Да – 70%, нет – 16%, затрудняюсь ответить – 14%

Должна ли у врачей быть законная возможность изъять органы у любого пациента, оказавшегося в такой ситуации (даже не выражавшего намерение завещать их)?

Да – 27%, нет – 51%, затрудняюсь ответить – 22%

Пожертвовали бы вы свои органы, если бы оказались в такой же ситуации?

Да – 67%, нет – 16%, затрудняюсь ответить – 17%

К вам обратились врачи с просьбой пожертвовать органы вашего близкого человека, находящегося в положении Джейсона. Вы об этом с ним прежде не говорили. Пожертвовали бы вы его органы?

Да – 46%, нет – 28%, затрудняюсь ответить – 26%

А если бы он раньше выражал такое намерение. Тогда пожертвовали бы?

Да – 72%, нет – 14%, затрудняюсь ответить – 14%

Если проследить высказывания умирающих или их родственников, то становится очевидным, что американцы чаще всего видят в пожертвовании органов жест благородства и взаимопомощи. Если не возможно спасти себя или своего близкого, может быть, можно будет помочь выжить кому-то еще?

Для них важно то, что таким образом можно сохранить память об умершем. Иногда эта память принимает такую форму: «пусть хотя бы часть нашего сына (дочери, сестры) живет в другом человеке». При этом для них важно то, что этот выбор добровольный и ответственный.

Существующее положение вызывает и критику. Пересадки органов ждут сейчас около 124 000 американцев. Десять лет назад в ней было около 85 тысяч человек. Лист ожидания пополняется быстро: каждые десять минут в него добавляется одно имя, при том, что ежедневно из-за нехватки донорских органов умирает 21 американец. Это вызывает обеспокоенность врачей, часть из которых призывает перейти от извещения о желании пожертвовать органы к т.н. «презумпции согласия».

Эта норма предполагает, что, если покойный до смерти или его родственники при оповещении о смерти не отказались, то по умолчанию органы изымаются. Она присутствует также в законодательстве Великобритании, Германии, Испании и ряда других стран. Она же была зафиксирована и в российском Законе о донорстве органов 2013 г.

Как Русская Православная Церковь относится к посмертному донорству органов
Церковь считает завещание органов другим людям делом милосердия, но настаивает свободном выборе человека. Об этом говорится в п. XII.7 Основ социальной концепции Русской Православной Церкви.
В июне 2013 г. два синодальных отдела Московского Патриархата – Отдел по благотворительности и Отдел по взаимодействию Церкви и общества – выступили с совместным комментарием к новой редакции Закона о донорстве органов.
Из него следует, что Церковь поощряет добровольное желание человека пожертвовать частью своего тела для спасения жизни ближнего: «Это подлинно христианский поступок — он совершается по примеру Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел в этот мир, чтобы добровольно принести Себя в жертву, отдать Свою плоть и кровь для спасения мира».
Однако Церковь выступает против зафиксированной в законе презумпции согласия на иизъятие органов.
«Большинство <…> проблем снимается, если будет введена презумпция несогласия на посмертное изъятие органов, – говорится в комментарии синодальных отделов. – Такой подход в наибольшей степени защищает интересы и здоровье потенциальных доноров органов, а также способствует развитию сознательности и солидарности гражданского общества».
Власти, отмечается в заявлении, должны «не только создавать соответствующую медицинскую инфраструктуру, но и проводить информационно-разъяснительную работу, которая будет направлена на увеличение числа потенциальных доноров, и сделать процедуру волеизъявления максимально облегченной».

 

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version