В Великий Четверг – день установления Таинства Евхаристии – Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл освятил миро и совершил чин омовения ног. И если миро варят и освящают каждый год, то второй чин был совершен в Русской Православной Церкви впервые за 20 лет. На этой уникальной службе побывал фотокорреспондент сайта Милосердие.ру Андрей РАДКЕВИЧ:
Утром в Страстной понедельник Святейший Патриарх Кирилл, отслужив в малом соборе Донского монастыря молебен, положил начало мироварению. После молебна Святейшего Патриарха, духовенство московских храмов, сменяя друг друга, в течении трех дней, приготовляли миро. Дьяконы в специальном котле постоянно перемешивали готовящееся вещество, священники непрестанно читали Евангелие. Котел с варящимся составом был установлен над печкой, в которой, назначенные для этого специальные дежурные, дровами поддерживали огонь.
Миро нужно для совершения Таинства Миропомазания, в котором ново крещенный освящается Святым Духом и становится членом православной церкви. В первые века христианства право приготовлять и освящать миро усвоялось только епископам. Позже это чин стали совершать только Предстоятели поместных Церквей.
Миро приготовляется из чистого елея – оливкового масла высшего качества (с добавлением белого виноградного вина, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла) и из многих благовонных веществ. Перечень их и количество не были строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. В 17 веке для приготовления мира отпускались вещества 53-55 наименований, в 19 веке их число сократилось до 50-ти. В настоящее время в состав мира входит около 40 разных веществ. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие.
Через трое суток, в Великий Четверг, приготовленное миро было доставлено в Елоховский собор и в изящных металлических сосудах, напоминающих древнегреческие амфоры, размещено в алтаре. В Литургией миро было освящено Святейшим Патриархом Кириллом.
Слева: Святейший Патриарх Кирилл, прибыв в Елоховский собор, из Царских врат благословляет собравшихся.
Справа: Облачение Патриарха
На Божественной Литургии во время Великого входа сосуды с миром были перенесены к Престолу. Их несут священнослужители северными дверями, предшествуя Честным Дарам
«Верую!…»
Святейший патриарх Кирилл с амвона во всеуслышание разъяснил, что происходит в данный момент службы:
«На Евхаристии освящается святое миро. По молитвам Церкви, по благословению Патриарха и сонма иерархов благовонная жидкость, специально приготовленная из библейских благоуханий, обретает великую и благодатную силу. Благодать Божия, сила Святаго Духа прикасается к этому веществу и входит в него. И когда после крещения новый член Церкви помазуется этим святым миром, то на него нисходит благодать, та благодать, которая в день пятидесятницы сошла на всю Церковь. Через помазание святым миром каждый из нас проходит свою Пятидесятницу. Замыкается некая связь между человеком и Богом, именно по этому духовному каналу и сообщается нам Божественная благодать, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет. Этим же святым миром помазовались на царство цари. Этим же святым миром помазуется Престол после освящения храма. Святое миро есть вместилище благодати Божией. И сейчас мы прочитаем завершительные молитвы на освящение мира, вы же все молитесь, дабы Господь послал Духа Святаго на всех нас: на Церковь нашу, на страну нашу, на народ наш и на всех, кто с верой и надеждой взывает к Господу прося его помощи и милости. Аминь».
Сосуды с новым миром, установленными вокруг Престола в алтаре. Патриарх добавляет в них немного от древнего мира из алавастра, хранящегося в Крестовом храме Московской Патриархии, а от нового мра – в древнее, таким образом, в новом составе присутствует миро освященное во все времена Церковной истории, вплоть до апостольских
Со страхом Божииим и верою приступите. В Чистый Четверг – день установления Таинства Евхаристии – все православные христаине стараются приступить к этому Таинству
После причащения, готовясь к чину омовения ног, священники выходят из алтаря, низко кланяются ожидающему их на кафедре патриарху и занимают свои места на скамейках
После чтения молитвы, Патриарх, снимает с себя верхние богослужебные одежды и перепоясывает себя полотенцем. Протодьякон в это время из Царских врат читает соответствующее место из Евангелия (Ин.13): «и положи ризы, и прием лентион (рус. – полотенце), препоясася».
«потом влияя воду во умывальницу, и начать умывать ноги учеником и отирати лентием, им же бе препоясан»
Умыв ноги одиннадцати священникам, патриарх останавливается напротив последнего, протодьякон из Царских врат читает соответствующее место Евангелия:
– Прииде же к Симону Петру, и глагола ему той…
Священник продолжает:
– Господи! Ты ли умыеши мои нози?
Протодьякон:
– Отвеща Иисус и рече ему…
Святейший Патриарх Кирилл:
– Еже и аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих.
Протодьякон:
– Глагола ему Петр.
Священник:
– Не умыеши ногу моея во веки.
Протодьякон:
– Отвеща ему Иисус.
Святейший Патриарх Кирилл:
– Аще не умыю тебе, не имаши части со мною…
и т.д. после чего Патриарх умывает ноги смущенному иерею.
Этот чин был был совершен впервые за 20 летПредстоятелем Русской Православной Церкви.
Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил присутствующих с Великим Четвергом – днем установления Таинства Евхаристии:
«Через Таинства святой Церкви, – сказал он с амвона, – мы становимся соучастниками тайны спасения, всего того, что Бог во Христе совершил ради нашего спасения. Мы становимся не только зрителями, но и реальными соучастниками всего спасительного действия Божия. В Таинстве силой Святаго Духа актуализируется то, что единожды было совершено Христом. И через Таинства все последующие поколения людей приобщаются спасительных деяний Господа нашего Иисуса Христа. Вкушая от тела и крови Спасителя, мы приобщаемся Его божественной жизни, становимся сонаследниками и участниками Его божественного Царства. И не только за гробом, но здесь на земле…
В завершении Божественной Литургии мы совершили действие древнее, предписанное нам к совершению от святых отец. По примеру Спасителя Патриарх омывал ноги священнослужителям, которые символизировали двенадцать апостолов. Это обрядное действие помогает нам понять всю глубину божественного смирения и снисхождения. Господь стал человеком для того, чтобы мы спаслись. Не могущественным, не царем, не владыкой, не богачом, не военачальником, он стал бедным простым человеком, будучи всемогущим. И на Тайной Вечери, преклоняя колена, Он умывал ноги ученикам, как делали это обычно рабы или слуги, тем самым показывая, что каждая человеческая личность имеет особую ценность и одинакова перед лицом Божиим. И все наши различия – это наши различия и условности. И когда отойдем ко Господу, встанем в ряд, в очередь, вне зависимости от наших званий и положений – будь то духовных или светских. И смиренно в общей очереди будем ждать своего суда потому что пред Богом не существует человеческих различий. Именно это понимание помогает христианину быть смиренным человеком, честно исполнять свой долг, какой бы он не был: долг правителя, военачальника, иерарха или долг простого человека. Помнить всегда, что исполнение долга и связанные с этим почести, ни коим образом не заслоняют той великой истины, что все мы пред Богом равны. И это сознание должно наполнять нас чувством подлинного смирения».
Лампадки над мощами святителя Алексия