– Это чувство, – делится 34-летний Дмитрий, – всегда приходит внезапно, например, когда я вижу, как мой друг радуется сообщению от жены или когда моя коллега рассказывает, как они с семьей провели выходные. У меня на первый взгляд все хорошо – свой небольшой бизнес, есть семья, друзья. Но когда я начинаю сравнивать себя с окружающими, то делаю вывод, что у меня нет таких близких отношений. Ни с кем! Это острое и царапающее чувство. Я понимаю, что меня просто терпят – кто из вежливости, а кто по необходимости.
Когда это происходит, я стараюсь занять себя чем-то, чтобы отвлечься от своих мыслей. Иногда мне помогает поговорить с кем-то близким и удостовериться, что все хорошо. Тогда я удивляюсь: и с чего я вообще взял, что меня никто не любит? Иногда помогает написать в дневнике о своих чувствах. Да, у меня есть такой, как в детстве, никто про него не знает. Но проходит время, и эти мысли возвращаются. Наверное, со мной что-то не так…
Проблема из детства
– Скорее всего, эта проблема у Дмитрия родом из детства, – считает психолог, директор Христианский службы психологической помощи «Свеча» Александра Имашева. – У его родителей не получилось подарить сыну ту безусловную любовь, в которой нуждается каждый из нас. Возможно, его много критиковали, а может, сравнивали с другими. И эта невосполненная потребность в любви теперь влияет уже на его взрослую жизнь и отношения с другими людьми. Он правильно делает, что обращается к близким, записывает переживания в дневник – это действительно отчасти может помочь пережить такое состояние.
– С одной стороны, в такой ситуации многое зависит от нашего выбора стратегии поведения, – размышляет протоиерей Сергий Богомолов, настоятель храма во имя великомученика Пантелеимона Целителя при Инфекционной клинической больнице № 2. – Все христианское учение как раз направлено на то, чтобы человек прикладывал усилия не для того, чтобы получить любовь от близких, а для того, чтобы свою любовь отдавать кому-то. Если человек будет стараться поступать так, он обязательно почувствует отдачу!
С другой стороны, такие мысли, как у Дмитрия – это искушение, результат работы нечистых духов. Цель у бесов только одна – довести человека до гибели, заставить его отречься от Бога, подтолкнуть к краю, а уныние – это всегда путь к самоубийству. Сами падшие духи не имеют ни любви, ни смирения, потому и стараются склонить человека к тому же состоянию. Искушения – это наши испытания, данные нам для того, чтобы мы приблизились к Богу. Поэтому все испытания мы должны проходить с молитвой к Богу, с просьбой о помощи, на которую Господь обязательно откликнется, только не так, как мы себе это нафантазировали, а так, как Его святой воле будет угодно.
Всё вокруг стало тусклым и безразличным
Ирине недавно исполнилось 56 лет, по профессии она преподаватель, у нее два взрослых сына. Недавно она рассталась с мужем. И хотя сыновья продолжали регулярно ее навещать, она часто встречалась с подругами, а на работе все ладилось, Ирина начала думать, что на самом деле никто искренне ее не любит.
– Я помню, как всё вокруг будто стало тусклым и безразличным. Все слова друзей и близких казались пустыми, я видела их улыбки, слышала доброжелательность в голосе, но не верила. Я пыталась молиться – но получалось какое-то лицемерие, молитва не шла. Чувство, что меня никто не любит, накатывало волнами, заставляя думать, что я не нужна никому – ни людям, ни даже Богу.
В какой-то момент, чтобы не сойти с ума, я вышла на улицу. В парке я просто молча смотрела в небо, наблюдая за тем, как по нему плывут облака, и почему-то от этого становилось легче. В какой-то момент я поняла, что я не одна – Господь со мной здесь, в тишине. И чем чаще я оставалась наедине с Богом и самой собой, тем больше наполнялась ощущением, что настоящая любовь всегда внутри, ее не нужно искать извне. Со временем в мою молитву вернулась жизнь, и я начала по-настоящему замечать любовь, которую проявляют ко мне люди.
Идеальный Родитель
– Бог любит нас безусловно. Конечно, Он хочет, чтобы мы становились лучше, но Он все равно любит нас такими, какие мы есть, – говорит психолог Александра Имашева. – Я понимаю Ирину. Глубоко ее понимаю. Я сама запомнила на всю жизнь тот момент, когда поняла, что Бог любит меня такую, какая я есть, что мне не нужно заслуживать Его любви. Бог – это наш Отец Небесный, и Он любит нас, как любил бы идеальный родитель. И, конечно, Божией любовью можно восполнить отсутствие родительской любви в детстве. Ирина нашла лечение в Божией любви, и это очень правильно.
– Слава Богу, что у Ирины все уладилось! По правде говоря, о том, что Бог их не любит, обычно думают люди, не слишком знакомые с христианским учением, – замечает протоиерей Сергий Богомолов. – Мы верим, что Бог нас любит всех, всегда и вне зависимости от чего бы то ни было. Другой вопрос, почему Он порой поступает с нами так, как нам бы того не хотелось? В Священном писании мы читаем: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6). Это одна из сторон любви – наказание как научение. А через чувство богооставленности все, наверное, проходят. Но мы должны не отчаиваться, а напоминать себе, что Господь всегда стоит рядом, всегда верить в это и всегда стараться жить вместе с Ним.
Любовь – это способность отдавать
Андрей всегда был человеком, которому сложно было чувствовать себя любимым. В детстве он часто думал, что родители уделяют ему меньше внимания, чем братьям. С возрастом ему постоянно казалось, что окружающие не готовы ради него на подвиги, а значит, не любят его по-настоящему. Отношения с девушками не раз заканчивались тем, что Андрей обвинял их в недостатке тепла и понимания. После каждого расставания он чувствовал себя все более одиноким, упрекая окружающих в равнодушии и жалуясь на то, что в мире нет той самой любви, о которой он мечтал. Но однажды все резко изменилось. Его мама сильно заболела и теперь нуждалась в постоянной помощи.
– В какой-то момент я понял, что моя привычная рутина исчезла – дни наполнились заботой о маме, выполнением ее просьб и мыслями, как облегчить ее состояние, – рассказывает Андрей. – Я всегда искал любовь, которая требовала от других людей жертв, но последние годы показали мне, что настоящая любовь совсем другая. Я вдруг понял, что она проявляется в том, как каждый день, без лишних слов делаешь что-то для другого. Я перестал упрекать других за недостаток внимания ко мне.
Эти месяцы ухода за мамой дали мне то, что я искал столько лет. Внутри меня появилась уверенность: любовь – это не ожидание и не доказательство, а способность каждый день отдавать себя просто потому, что ты можешь помочь, и потому, что другой человек в тебе нуждается.
Если око твое будет чисто
– Андрей, на мой взгляд, просто повзрослел. У него до болезни мамы было мировоззрение подростка, – комментирует психолог Александра Имашева. – Вообще, вот это болезненное, даже истеричное чувство «Меня никто не любит» – это абсолютно подростковая история. Ведь мышление подростка какое? Всё или ничего. Мол, если ради меня не совершают подвигов, значит, меня не любят. Может быть, это связано с его взаимоотношениями с братьями или отношением родителей к братьям. У меня такое впечатление, что Андрей так и остался ребенком. Болезнь мамы заставила его повзрослеть. Его соперничество с братьями за родительскую любовь в этот момент закончилось. Он почувствовал, что важен для мамы такой, какой он есть, что любим ею, ведь он оказался единственным ребенком, который смог в тяжелое время взять на себя заботу о ней. И внутренний подросток Андрея как бы успокоился и смог наконец повзрослеть.
– Многие люди страдают от чувства «меня никто не любит», потому что у этого чувства есть вполне объективная причина появления, – уверен протоиерей Сергий Богомолов. – Если человек впускает Бога в свою душу в ответ на Его просьбу «Сыне, даждь Ми сердце Твое» (Притч. 23:26), то Господь, входя в это сердце, освящает и наполняет его Своей любовью. А если человек все дальше и дальше отходит от Бога, не пуская Его к себе, то ни он не чувствует любви к себе, ни сам любить не может.
Помните, как Христос учит нас: «Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф. 6:22–23). Когда у нас око «темное», то мы смотрим на этот мир словно сквозь солнечные очки и видим мир темнее, чем он есть на самом деле. И наоборот, светлое око видит всё светлее – как святой Серафим Саровский каждому человеку при встрече говорил: «Радость моя!» В каждом, даже самом падшем человеке он видел образ Божий и радовался – искренне, не лицемерно.
Бороться духовными методами
И психологи, и священники единодушны в том, что мысли о том, что никто не любит, связаны не с тем, что человек не любим, а с тем, что в силу проблем с восприятием он не может почувствовать любовь – ни Бога, ни близких, ни дальних.
С точки зрения психологии ощущение нелюбимости всегда связано с детскими травмами: в детстве нам необходим значимый взрослый, который бы нас любил такими, какие мы есть, без всяких условий.
– У Берестова есть одно замечательное стихотворение по этому поводу: «Любили тебя без особых причин. / За то, что ты – внук, / За то, что ты – сын, / За то, что малыш, / За то, что растешь, / За то, что на папу и маму похож». Вот за это и надо ребенка любить и показывать ему эту любовь, – напоминает Александра Имашева. – А бывает, что некоторые родители сильно любят ребенка, но не показывают этого, чтобы его не избаловать или еще по каким-то причинам. Это стихотворение Берестова кончается так: «И эта любовь, до конца твоих дней / Останется тайной опорой твоей». Отсутствие же такой любви приводит к мысли о собственной никчемности, к стойкому ощущению, что человек не достоин не то что любви, даже хорошего отношения. Человеку нужна помощь, чтобы он постепенно научился любить себя и принимать любовь окружающих.
С точки зрения Православия подобные мысли – это искушение, с которым надо бороться исключительно духовными методами.
– Если говорить простым языком, противостоять такому загрязнению души можно, соблюдая духовную гигиену, – считает протоиерей Сергий Богомолов. – Если человек в меру своих сил, но на регулярной основе молится, совершает добрые дела, исповедуется у духовника и прочее, он защищает себя от болезней души – грехов и страстей, а также таких наваждений. Главное, конечно, это наша сердечная молитва к Богу. Если мы обращаемся к Нему с искренней просьбой помочь нам справиться с унынием, с чувством ненужности, если мы просим Его поселиться в нашем сердце, то Господь услышит нас всегда.
Психологи и священники также сходятся в том, что если меньше требовать к себе любви, а больше заботиться о том, как самому отдавать любовь, то эти мучительные мысли отступают.
Александра Имашева уверена, что помимо терапевтических практик освободиться от этого груза поможет в том числе и работа волонтером. По ее словам, такая деятельность много дает для понимания самой природы любви.
– Этот совет кажется парадоксальным – человеку самому не хватает любви от окружающих, а ему рекомендуют еще и свою отдать кому-то, но он очень действенный. Ведь любовь – это такая таинственная вещь, что чем больше ее отдаешь, тем больше ее получаешь.
Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА