Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Осторожно, мины: минная опасность будет угрожать жителям России очень долго

4 апреля весь мир отмечает Международный день просвещения по вопросам минной опасности и помощи в деятельности, связанной с разминированием. До недавнего времени эту дату могли назвать разве что профессионалы минно-взрывного дела и сотрудники профильных мировых НКО. В России проблема не касалась простых граждан десятилетиями, и хотелось думать, что уже не коснется никогда

Противопехотная фугасная мина (ПФМ-1) «Лепесток». Фото: Александр Река/ТАСС, 07.01.2025, ЛНР
Противопехотная фугасная мина (ПФМ-1) «Лепесток». Фото: Александр Река/ТАСС, 07.01.2025, ЛНР

Сейчас минная опасность вновь в новостной повестке. Жители новых территорий России, а также Курской и Белгородской областей столкнулись с жестокой данностью: в этих регионах появились целые минные поля. Кроме того, практически ежедневно над территорией России объявляется угроза атаки БПЛА. Упавшие дроны – те же мины, они несут ровно такую же, если не большую опасность. Столкнуться с беспилотником можно хоть в Московской области, хоть в Татарстане и Башкортостане, причем как в городе, так и в лесу.

Число жертв среди мирных жителей, пострадавших от мин в течение последних трех лет, официально никто не озвучивал. Но, опираясь на опыт прошлых войн, можно предположить – опасность сохранится на десятилетия даже после завершения конфликта.

Рассказываем о том, как обстоит ситуация сейчас и информируем о простых правилах безопасности.

Лампочки, ловушки и бутылки с напалмом

Сапер сводного отряда разминирования МЧС России во время обезвреживания и уничтожения боеприпасов в Беловском районе
Сапер сводного отряда разминирования МЧС России во время обезвреживания и уничтожения боеприпасов в Беловском районе. Фото: Михаил Климентьев/ТАСС, 18.10.2024

За минувший месяц российские военные освободили более 1100 километров территории Курской области, включая села Старая Сорочина, Малая Локня, Черкасское Поречное, Мартыновка, Михайловка и районный центр, город Суджу. Эти населенные пункты пока что закрыты для въезда мирным жителям, многие из которых хотели бы вернуться домой или хотя бы посмотреть, что стало с их жильем и личными вещами за полгода украинской оккупации.

Запрет прозвучал в крайне строгих формулировках. «В случае нарушения гражданами запрета при получении вреда здоровью или в случае гибели меры социальной поддержки в виде единовременных пособий предоставляться не будут. За нарушение запрета также предусмотрена административная ответственность», – предупредили в оперштабе. Все дело в том, что дороги, поля вокруг населенных пунктов, сами села и города заминированы. Потребуется длительная работа саперов, чтобы вновь сделать их безопасными.

Арсенал, как и способы минирования, самые разнообразные. Так, саперы, которые работают в Суджанском районе, отмечают, что после отхода ВСУ в жилых домах осталось множество мин-растяжек. «Все двери, всевозможные шкафы открываются с помощью «кошки», все сдергивается, так как опасно: противник оставил много сюрпризов, всевозможных растяжек», – рассказывает военный с позывным Тамбов.

Военкор Александр Коц предупреждает, что заминированными в жилых домах могут быть даже лампочки: похожую тактику применяли боевики в Сирии, когда в лампочку закладывали заряд взрывчатки, а после включения света немедленно следовал взрыв. Поэтому саперы считают нужным уничтожать даже такие безобидные предметы интерьера.  

В Курской области также фиксируют наличие кассетных и минных боеприпасов на приусадебных участках. В полях можно встретить импровизированные «бомбы» – сосуды, сделанные из обычных бутылок с газировкой, наполненные горючей жидкостью. Больше всего она напоминает напалм – потушить его при возгорании очень трудно, он буквально «липнет» ко всему, до чего успевает дотянуться, и оставляет тяжелейшие ожоги. Такие «сюрпризы» украинские войска сбрасывали с беспилотников, и они продолжают быть опасны для мирных жителей.

На Курском направлении ВСУ также активно применяли магнитные мины западного производства. Такие мины срабатывают, когда на расстоянии до двух метров от них появляется что-то металлическое, будь то саперная лопатка, автомат или боевая техника. Если сапер ищет ее при помощи металлоискателя, она также определяет излучение и взрывается.

Есть и более простые мины-ловушки. Взрывные устройства размещаются в корпусах банок из-под сгущенного молока или тушенки, а также в коробках конфет, и при вскрытии «сюрприза» происходит взрыв. Часто минируют фонарики – при нажатии на кнопку включения предмет также взрывается. Поэтому в зоне, недавно освобожденной от оккупации, действует жесткое правило – ничего не трогать и не поднимать с земли. Фактически любой предмет может нести в себе потенциальную опасность.

Правила поведения при обнаружении взрывоопасного предмета

– Немедленно сообщить об обнаруженном предмете в Единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) по телефону 112 или в местный отдел внутренних дел.

При этом желательно представиться и сообщить: время, место, обстоятельства обнаружения взрывоопасного предмета, его внешние признаки, наличие и количество людей на месте обнаружения.

– Не предпринимать никаких самостоятельных действий. Не проявлять паники, суеты, соблюдать осторожность и меры безопасности. Ни в коем случае не трогать руками и не пинать ногами, не перемещать, не закрывать чем-либо этот предмет.

– Не пользоваться вблизи него электро- и радиоаппаратурой. Не оказывать на предмет температурного, звукового, механического и электромагнитного воздействия. Все эти действия могут привести к несанкционированному взрыву.

На разминирование потребуются десятилетия

Детонация взрывоопасного предмета саперами МЧС РФ
Детонация взрывоопасного предмета саперами МЧС РФ. Фото: Михаил Климентьев / ТАСС, 04.10.2024

Не так давно стало ясно, что в зоне риска – не только районы, которые были заняты украинскими войсками, а гораздо бо́льшая площадь.

Буквально на днях в Льговском районе Курской области трактор при вспашке поля наехал на взрывное устройство. Ранения получил 30-летний механизатор Льговской опытно-селекционной станции, который бороновал почву. Примечательно, что поле перед этим тщательно обследовали саперы, но оказалось, что не всю взрывчатку нашли.

С осколочным ранением шеи и затылочной области головы тракториста отправили в Курскую областную больницу. Глава региона Александр Хинштейн озвучил тогда то, во что многим не хотелось бы верить: «К сожалению, опасность представляет не только территория, запрещенная для въезда, но и вся прилегающая к ней. Поэтому сейчас усиливаем и наращиваем группировки саперов, которые уже активно занимаются разминированием и поиском взрывоопасных предметов».

Саперы, которые работают в Курской области, единодушны: потребуется очень много времени, чтобы сделать эту территорию безопасной. Военный с позывным Лодырь полагает, что на полное разминирование уйдут десятилетия. Проблема состоит еще и в том, что даже после зачистки региона появляются все новые и новые взрывные устройства – их ВСУ сбрасывают с дронов, прилетающих из-за линии фронта.

Лепестки под Белгородом

Саперы сводного отряда разминирования МЧС России во время обследования и обезвреживания жилых участков Льговского района. Михаил Климентьев/ТАСС
Саперы сводного отряда разминирования МЧС России во время обследования и обезвреживания жилых участков Льговского района. Фото: Михаил Климентьев/ТАСС, 17.10.2024

В середине марта в Белгородской области два автобуса с людьми подорвались на минах-«лепестках». Автомобили везли на работу сотрудников «Краснояружского бройлера». Из-за взрыва пять человек получили контузии и ушибы.

«Лепестком» в народе прозвали противопехотную фугасную мину ПФМ-1, – поясняет взрывотехник Сергей Кораблев. – Это устройство, у которого не слишком широкий радиус действий, оно предназначено для нанесения травм ног. По факту, это практически точная копия американской мины BLU-43/B (Dragontooth). Наступаешь на нее, и она взрывается».

«Лепестки» относятся к предметам запрещенного вооружения. Но украинские военные применяют их повсеместно – особенно в ДНР, оснащая ими свои ракеты «Ураган» (так называемое дистанционное минирование). Россия неоднократно обращалась в Совбез ООН с требованием признать действия боевиков ВСУ противоправными, однако реакции на эту жалобу до сих пор так и не последовало.

Между тем, как сообщили в Штабе теробороны ДНР, за последние три года на этих минах подорвалось более сотни мирных жителей, в том числе дети.

«Международная конвенция о запрещении противопехотных мин была открыта для подписания еще в 1997 году, и с тех пор ее ратифицировали 164 страны, – поясняет военный историк Андрей Усов. – В 2005 году конвенцию подписала Украина, однако до сих пор не выполнила ее условия. На украинских складах все еще остаются крупные запасы подобного вооружения, причем часть боеприпасов лежит там с советских времен».

Упавший дрон – та же мина

Обломки беспилотного летательного аппарата (БПЛА) после падения в жилом секторе в Московской области
Обломки беспилотного летательного аппарата (БПЛА) после падения в жилом секторе в Московской области. Фото: Кирилл Захаров/ТАСС, 10.03.2025

В областях, где хоть раз возникала опасность прилета БПЛА, по сути тоже существует минная угроза. Потому что упавший дрон – все равно что бомба замедленного действия. Если к ней прицеплен кассетный боеприпас, любое движение рядом с упавшим беспилотником может спровоцировать взрыв.

Вот почему в инфографике, которой пестрит интернет, говорится, что прикасаться к приземлившемуся беспилотному летательному аппарату ни в коем случае нельзя. Взрывчатки в нем вполне может хватить на то, чтобы нанести увечья не одному человеку, а как минимум пяти.

К счастью, в большинстве случаев поведение людей, обнаруживших дрон, можно считать образцовым. Так, весной 2024 года беспилотник с 10 килограммами взрывчатки был найден гулявшим с собаками мужчиной недалеко от деревни Крутая Калязинского района Тверской области. Мужчина не растерялся и, отойдя на безопасное расстояние, вызвал правоохранителей. Прибывшие на место специалисты обезвредили находку.

Похожие находки не редки и в Подмосковье, и даже в Новой Москве. Так, в 2023 году под Раменским нашли обломки сбитого беспилотника, на которых при исследовании не обнаружили взрывчатку. Аналогичный «неопасный» дрон нашла в том же 2023 году жительница Богородского округа Московской области во время лесной прогулки – и на этот раз аппарат был снабжен взрывчаткой. Адекватно оценить это может только специалист, любые самостоятельные действия с дроном могут быть фатальными или, как минимум, незаконными.

К сожалению, есть случаи и крайне беспечного, неосмотрительного обращения с БПЛА. В конце мая 2023 года 49-летний житель Смоленска вместо грибов и ягод обнаружил в лесу разведывательный беспилотник и забрал его домой, решив, что аппарат «пригодится в хозяйстве». Находку мужчина спрятал у себя в сарае и лишь по счастливой случайности не пострадал. Когда грибник не смог за 10 дней придумать применение дрону, он все-таки сдал его в полицию.

А вот в Белгороде все закончилось трагедией. Там осенью 2022 года в руках у девятилетнего мальчика взорвался беспилотник, который тот нашел на улице. Ребенок был доставлен в детскую областную больницу с открытыми травмами конечностей, в тяжелом состоянии. Родители, вероятно, просто не успели объяснить мальчику, какую опасность могут таить в себе подобные находки.

Взрывчатка сохраняет свои опасные свойства более 100 лет и больше

Минеры готовят мины, снаряды и авиабомбы времен Второй мировой войны к утилизации на полигоне Павенково в Правдинском районе Калининградской области
Минеры готовят мины, снаряды и авиабомбы времен Второй мировой войны к утилизации на полигоне Павенково в Правдинском районе Калининградской области. Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости, 22.04.2010

Увы, но пострадать от минной опасности могут сегодня даже жители тех регионов, куда не докатились военные действия и где редки дроновые атаки. Несмотря на то, что в 2025 году мы будем праздновать 80-летие победы в Великой отечественной войне, поисковики все еще находят неразорвавшиеся снаряды тех времен – в среднем по 2-3 за каждый выход в экспедицию.  И эти снаряды все еще активны и несут угрозу жизни.

«Взрывчатка сохраняет свои опасные свойства более 100 лет, она не растворяется от времени и не портится в герметично закрытом снаряде, – рассказывает поисковик из подмосковного Протвино Дмитрий Дериенко. – Поэтому практически все, что мы находим, требует утилизации, то есть профессионального разминирования». Без взрывателей Дмитрию и его коллегам попадаются только мины от минометов. Все остальные снаряды, а особенно авиационные, как правило, имеют опасную начинку.

У многих может сложиться мнение, что, если снаряд не сработал за столько лет, значит, он безопасен и можно уже не бояться, что он взорвется. Напротив! От многолетнего лежания в земле взрывоопасность только увеличивается. Все дело в том, что благодаря окислительным процессам на поверхности старого снаряда образовывается крайне нестабильная пленка, способная взорваться даже от легкого прикосновения. А проржавевшие внутренние части могут привести к детонации снаряда при его перемещении.

«Только оружие времен Великой отечественной даже в сравнение не идет с минами, которыми пользуются сейчас солдаты ВСУ, – отмечает Дмитрий Дериенко. – Сейчас пластиковые взрыватели, а значит, мина может пролежать в земле не одну сотню лет, и все равно своей опасности не утратит».

При поддержке фонда президентских грантов

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?