«Я не изменник»
В 1929 году храм, где служил отец Иоанн (1891-1934), закрыли. Жена, родные, знакомые уговаривали отца Иоанна не просить у епископа назначения на другой приход, – в то время начались массовые аресты священнослужителей: «Отец Иван, ведь уже и в Москве все разрушают, храмы взрывают, оставь служение…».
Священник ответил: «Нет, я не изменник Богу. Море переплывешь – на берегу утонешь!»
Чтобы обезопасить жену и детей, о. Иоанн стал жить отдельно от семьи, – матушка попросила его оформить развод и о. Иоанн согласился. Служил в церкви в селе Бошарово Тверской области. В деревне было много монахинь, так как местные монастыри позакрывала советская власть. И отец Иоанн совершал богослужения по монастырскому уставу.
«Не выношу плача детей»
В Бошарово крестьяне оказались очень дружными: они не записывали друг друга в кулаки, а, наоборот, защищали и заступались друг за друга. Однажды власти распорядились, чтобы крестьяне заплатили чрезмерно высокий налог, а, когда крестьяне не заплатили, их обложили высоким штрафом. Штраф тоже никто не заплатил.
Тогда председателя сельсовета обязали изъять все имущество у должников. Председатель не смог выполнить жестокий приказ, а, когда у него начальство спросило, почему он не изъял имущество, он ответил:
«Я не выношу крика и плача детей, и поэтому отказался идти, но я не говорил другим членам сельсовета, чтобы и они не ходили, а почему и они не пошли, я не знаю».
Ночные свидания
Изредка отец Иоанн по ночам навещал своих родных в Залужанье: днем боялся навлечь на них беду. Жена сообщала самым близким о приходе священника, и они приходили встретиться с другом. Дочки запрыгивали на руки к исхудавшему и утомленному, но радостному отцу и долго не выпускали из своих объятий.
ОГПУ обязало соседей следить за семьей священника. И те не раз сообщали, что отец Иоанн в деревне.
ОГПУ поручало местному милиционеру арестовать о. Иоанна, но он не арестовывал, говорил – «информация не подтвердилась».
Милиционер уважал отца Иоанна и жалел его семью. А о. Иоанн каждый раз прощался с родными «навсегда», понимая, что любая встреча могла быть последней.
«Я глуховат и болезненный»
В очередной раз, когда соседи донесли о приходе священника, сотрудники ОГПУ пришли в дом, где жила семья о. Иоанна, сами. Батюшка был там. Отца Иоанна арестовали, обвинив в организации группы, противостоящей созданию колхозов. Вместе со священником были арестованы и некоторые прихожане.
Отец Иоанн не признавал свою «вину». Во время допроса старался по мере сил оградить от угрозы ареста своих родных и знакомых: «В селе Залужанье я не служил с октября месяца 1929 года ввиду того, что церковь закрыли. Там я служил восемь лет. Особой дружбы мне с кем-либо вести не приходилось по той причине, что я глуховат, болезненный.
…С момента моего отъезда в село Бошарово, то есть с 1 ноября 1930 года, я ни с одним прихожанином Залужанского прихода не видался и никакой связи не имел, как письменной, так же и живой. Приехал я в село Залужанье 11 марта и, так как в Бошарове уволился совсем, привез детям картофеля два узла и хотел на другой день ехать на Красный Холм в город Бежецк к преосвященному епископу Григорию проситься куда-нибудь на службу в другой приход. Больше добавить ничего не могу».
Задержанные прихожане вслед за своим духовным отцом не признавали себя виновными, несмотря на давление со стороны следователя.
Лишенцы
20 апреля 1931 года отец Иоанн был приговорен к пяти годам лагерей. Как только священник был арестован, власти выгнали из дома его семью. Дочерям отца Иоанна было 8 и 4 года. У семьи забрали абсолютно все вещи и продукты. На них осталась только та одежда, в которой они были.
Как будто предчувствуя свой арест, отец Иоанн на одном из последних свиданий взял у матери обещание, чтобы, если его арестуют, она помогла его семье. В доме у матери отца Иоанна Александры Васильевны в Бежецке в то время уже ютилось много родственников. Нашлось место и для семьи сына.
Жена о. Иоанна просила милостыню, нередко вместе с детьми, на работу ее нигде не брали. В горе матушка Евфросиния пыталась попросить о помощи сестру, жившую в Москве. Сестра принимала ее украдкой: угостит едой и отправит быстрей домой, чтобы никто не знал.
Испытания, помощь, снова испытания
Когда в очередной раз Евфросиния ехала в Москву, то всю дорогу проплакала. Стоящий рядом человек спросил: «Да что вы плачете-то? Что у вас случилось?»
Евфросиния, ни о чем не думая, рассказала незнакомому попутчику, что живет без мужа, на работу не берут, дети голодные.
Незнакомый добрый человек почему-то сказал: «Поезжайте в Иваново-Вознесенск, есть такой город – Иваново-Вознесенск. И там вас в правах восстановят. Устроитесь работать на комбинат …»
Евфросиния, нисколько не сомневаясь, поехала в Иваново-Вознесенск, никого там не зная, но встреченные по пути добрые люди сказали: «Идите по такому-то адресу. Там живет одинокая старушка, она вас пустит».
Евфросиния с трудом отыскала дом, больше похожий на хижину: в нем жила старая женщина, никогда не выходившая замуж. Старушка сама рубила дрова, топила печь, стряпала, убиралась и даже свой домик построила без посторонней помощи.
Евфросиния тихонько постучала в двери, а, когда старушка отворила, стала мямлить: «Да вот я… мне посоветовали…» Хозяйка ее речь прервала: «Проходи, проходи!
Ты знаешь, какой мне сон сегодня приснился? Увидела я, как ко мне в окошко священник постучал. Проходи, матушка! И детей привози, устраивайся…»
Добрая улыбка, добрые слова совершенно утешили Евфросинию. У нее даже не возникло сомнения, какой священник снился доброй старушке.
Ефросинья устроилась на меланжевый комбинат уборщицей – как лишенная прав. И все же работа давала возможность кормить детей. А вскоре удалось и восстановиться в правах.
Тогда Ефросинья с дочками вернулась в родной Бежецк, чтобы преподавать в школе. А потом опять потеряла работу. Всю жизнь пришлось ей скитаться, от перенесенного она заболела, стала инвалидом. Но всегда рядом оказывался человек, который помогал.
Два брата-священномученика
О. Иоанн Бойков в ссылке пробыл три года – заболел туберкулезом и умер 1934 году. За все благодарил Бога и старался приободрить родных в своих письмах.
Позже был арестован и умер в заключении младший брат отца Иоанна, священник Иаков Бойков. Они оба причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском соборе в 2000 году. Память священномучеников Иоанна и Иакова (Бойковых) 19 апреля.
«Обо мне не расстраивайтесь: я, слава Богу, сыт, нахожусь в благоприятных условиях»
Из писем священномученика Иоанна (Бойкова), 1931- 1934 год.
«9 ноября 1931 года.
Дорогая мама и все родные! Будьте здравы и благополучны!
Не получая долго от Вас писем, я думал, что Вы обо мне позабыли или не хотите мне написать. Спасибо Вам, что не оставили детей и позаботились о них.
Напрасно Вы обо мне беспокоитесь. Я, слава Богу, доволен всем. Хлеба мне хватает, и вообще пайком и питанием я доволен и голоден не бываю. Здоровье мое пока, слава Богу, благополучно. Работать хожу по-прежнему на продовольственный склад. Работа не тяжелая… Заведующий складом человек хороший, старик-священник из Костромы.
Вообще мне жаловаться ни на что не приходится, и я от Вас ничего не скрываю: жить, слава Богу, можно, а дальше что будет, не знаю. Я очень рад, что Фроня нашла место, – слава Богу, что обеспечила себя и детей куском хлеба. Получив Ваше письмо и узнав про семейные дела мои, я успокоился и поблагодарил Бога за то, что Он не оставил мое семейство без куска хлеба. О том, что Фроня будет себе искать место, я предполагал, а также твердо уверен в ее преданности мне и детям. Помоги ей Бог устроиться в дальнейшей жизни.
Пока до свидания, желаю Вам здоровья и всякого благополучия, а родным всем посылаю свой привет.
Остаюсь любящий Вас сын, многогрешный иерей Иоанн Бойков»
«5 августа 1932 года.
Дорогая мама, сестра Нюта, Фроня, Нина, Вера, брат Яша и все родные!
Посылаю вам свой привет и желаю здоровья и всякого благополучия в жизни. Спасибо вам большое за заботу обо мне. Из одежды ничего не шейте и не присылайте, а также и валенки не нужны. Все с ног и до головы выдают казенное, а у меня, кроме того, есть еще ватное пальто и телогрейка.
…Уральский народ очень чистоплотный, но в обращении грубее нашего. Природа очень красивая…
Остаюсь любящий вас сын, отец и брат иерей Иоанн Бойков»
«8 февраля 1933 года.
Дорогая мама, Фроня, Нина, Вера, сестра Нюта и брат Яша!
Шлю вам свой привет и желаю вам от Бога здоровья, счастья и всякого благополучия в жизни. Что же касается меня, то я, слава Богу, жив, здоров и благополучен.
Фроня! береги, пожалуйста, Нину и Веру, не обижай их. Вот уж два года прошло моей разлуки, и за это время Вера уже стала большая, а про Нину и говорить не приходится. Если, Господь даст, приду домой, мне их и не узнать, да и им меня тоже будет трудно узнать, так как меня остригли наголо и обрили. Здесь в лагере каждый месяц стригут и не позволяют отращивать волосы на голове и бороду всем вообще заключенным, за редкими исключениями. Я, слава Богу, жив и здоров, чего и всем вам желаю.
Адрес мой прежний, пока прощайте.
Остаюсь любящий вас иерей Иоанн Бойков»
«1933 года февраля 27 дня.
Здравствуйте дорогие родные: мама, Фроня, Нина, Вера, сестра Нюта и брат Яша!
Шлю я вам с любовью свой низкий привет и желаю вам от Господа Бога получить милости, здоровья и всякого благополучия в жизни. Дорогим дочкам Нине и Вере посылаю свое родительское благословение и желаю им расти здравыми и молю Господа Бога, чтобы Он, Всемилосердный, даровал им счастье, здравие и всякое благополучие в жизни. Я пока, слава Богу, жив и благополучен, здоровье мое улучшилось.
…Питание в 27-й роте поплоше, чем в 1‑й, но, слава Богу, я доволен тем, что получаю. На завтрак здесь не дают ничего, но я, как болевший цингой, получаю утром винегрет. Обед из двух блюд: первое – щи или суп (постные), второе – немного картофеля и доля рыбы, на ужин дают суп или что-нибудь в этом роде. Хлеба дают только 550 граммов.
…Если можно, то пришлите мне сухариков и маленько яблок сушеных; белых сухарей не надо, пришлите только черных, и сахару тоже не надо посылать, денег не посылайте, их все равно не выдают. Хлеб здесь очень дорог.
Сухарики, которые вы мне прислали в ноябре, я все берег и не трогал, а теперь, с переводом на другое питание, стал употреблять. Вообще, чего нельзя достать и что сильно дефицитное из съестных продуктов, того не присылайте, а только пришлите черных сухариков.
Пишите мне, как ваше здоровье и как живете. Очень я забочусь, дорогая мама, о Вашем здоровье и молю Господа, чтобы Он, Всемилосердный, продлил Вашу жизнь и укрепил телесные силы Ваши.
Обо мне не расстраивайтесь: я, слава Богу, сыт, нахожусь в благоприятных условиях. Может быть, по милости Божией, не отпустят ли даже домой. Погода здесь стоит очень холодная, морозы доходят до 50 градусов. Наверное, и у вас тоже не тепло.
Остаюсь любящий вас иерей Иоанн Бойков»
«Март 1933 года.
Христос воскресе!
Дорогие родные: мама, Фроня, Нина, Вера, брат Яша, сестра Нюта!
Поздравляю вас с праздником Светлого Христова Воскресения и желаю встретить и провести его в радости и душевном спокойствии, а также желаю вам здравия и всех милостей от Господа Бога.
Дорогих дочек Нину и Веру крепко целую, посылаю им свое благословение и желаю им счастья и радостей в жизни. Хотелось бы мне узнать, как вы все поживаете, все ли живы и здоровы и нет ли чего у вас нового в жизни. Но, к сожалению, писем от вас не получаю вот уже три месяца.
… В письме, посланном мною в феврале, я просил вас прислать мне черных сухарей. …Напрасно не тратьтесь на дорогостоящие продукты, без них можно обойтись: не то теперь время, чтобы кушать булки да сахар, они стоят очень дорого.
Еще напишу вам, что 2 марта я был на прокурорской (так называемой центральной) врачебной комиссии. Означенная комиссия была в 27‑й нерабочей роте. Не пошлет ли Господь милость, может быть, отпустят меня. Инвалидов и вообще людей некрепкого здоровья отпускают из лагеря.
Остаюсь любящий вас иерей Иоанн Бойков»
«1933 года мая 30 дня.
Дорогие родные: мама, Фроня, Нина, Вера, брат Яша и сестра Нюта!
Будьте здоровы, благополучны и счастливы в жизни. Дорогим дочкам Нине и Вере посылаю свое родительское благословение и желаю по милости Божией жить и расти здравыми и благополучными в жизни.
…Я все еще нахожусь в Суянкове, работать хожу каждый день, за исключением дней отдыха, которые бывают на седьмой день. Работаю теперь в лесу в качестве лесоруба (а раньше носил сучки и дрова). Работа не тяжелая. Нормы выработки нет, так что силы не изнуряются, а, напротив, поправляются, чему способствует чистый воздух соснового леса, солнце и тепло.
Слава Богу, я сейчас пока очень доволен своим положением и благодарю Господа за Его прещедрые милости ко мне, грешному.
В мае месяце питание мне было хорошее как лесорубу (считается тяжелая работа), выдавали усиленное питание: хлеба 750 граммов.
Сухарики еще меня поддерживают, а также и сушеные яблочки очень хороши. …В апрельском письме я ошибочно написал вам посылать посылку мне в месяц раз – лучше всего в два месяца раз, а самое лучшее, пока я не напишу о необходимости посылки. И вот таким образом, если, дорогая мама, посылка Вами отправлена, то более ни брат, ни Вы, ни Фроня, одним словом, никто, не посылайте мне, пока я вам не напишу, что нуждаюсь в посылке. Спасибо вам, что вы меня не оставляете и заботитесь обо мне. За это и Господь вас не оставит.
Желаю вам всех благ и милостей от Всещедрого Создателя и Защитника нашего Господа Бога, Которого прошу и молюсь о всех вас постоянно…»
«28 июля 1934 года.
Дорогая мама!
Я, слава Богу, жив и здоров, из Суянки меня отправили 25 июля на этап в Вишеру, а сейчас, 28 июля утром в пять часов, из Вишеры отправляют не знаю куда. Обо мне не беспокойтесь. Я здоров и благополучен. Привет всем родным. Где буду находиться, я напишу.
Бойков».
При подготовке статьи использовалась книга:
Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель. – Тверь. 2006.