«Делайте с ним что хотите, хоть голову отрывайте, мы с ним не справляемся!» – с такими словами родители третьеклассника пытаются остановить натиск возмущенных родителей других учеников школы, где учится их сын. Девятилетний мальчишка дебоширит не по-детски: курит, пьет пиво в туалете, выливает на голову одноклассникам суп в столовой, вымогает деньги и избивает даже девочек. Весь класс мечтает от него избавиться, а его классной учительнице пришлось уволиться.
Разрешить ситуацию взрослые предлагают по-разному: перевести мальчика в кадетский или коррекционный класс, отдать в секцию единоборств, написать коллективное письмо директору, заявление в полицию, отвести к психиатру, устроить взбучку от чьего-нибудь сильного папы. Есть предложения и менее жестких мер – работать с психологом и давать мальчику больше любви и дружбы.
Совершенно очевидно, что дальше так продолжаться не может, и меры нужно принимать как можно скорее, пока у мальчугана не начался переходный возраст. Но делать это под влиянием эмоций ни в коем случае нельзя. Лучше сначала разобраться, откуда у ребенка такие наклонности, можно ли его наказать или лучше пожалеть.
Самое очевидное, что может сделать педагог, когда его ученик вызывающе себя ведет, это сначала поговорить с его родителями, потом с психологом и с ребенком. Если дело доходит до вреда здоровью или порчи имущества, обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних.
Хотя каждый случай хулиганства индивидуален, набор инструментов для выхода из конфликта все же существует. Учительница начальных классов Анна Туркова рассказала про интересный метод, которым пользуется, чтобы пресечь хулиганство в школе и для повышения мотивации у детей – встреча на троих.
Метод заключается в том, что на встречу приглашают учителя, ребенка и его родителя. Они обсуждают поведение ребенка и вместе ставят три цели. При этом никто ни на кого не давит и не угрожает. Ребенок чувствует себя полноправным участником переговоров. Получается, что они все не друг против друга, а все вместе против проблемы.
Правовой аспект
По российским законам административная ответственность наступает с 16 лет, уголовная – с 14. До этого возраста за ребенка наказывают родителей по ст. 156 УКРФ. За мелкое хулиганство, такое как нецензурная брань, оскорбление, уничтожение или порча чужого имущества, наказывают по КоАП штрафом или административным арестом. По УК за хулиганство предусмотрен уже не только штраф, но и до 5 лет принудительных работ и до 7 лет лишения свободы.
С января 2014 по март 2021 преступниками стали 312 469 детей и подростков. Для сравнения, это все население города Череповец. В 2014 году каждое двадцатое выявленное преступление совершил несовершеннолетний.
Громкие инциденты, которые инициируют дети и подростки чаще всего происходят в школе. Возможно, о них мы просто чаще узнаем, в то время как случаи дома и на улице реже становятся широко известны.
Уже довольно давно в нашей стране мы слышим о жестоких расправах в школах. В 2014 году ученик 10 класса московской школы пришел на урок географии с охотничьим карабином и винтовкой и застрелил учителя. Парень отделался лечением в психиатрической клинике. Спустя 10 месяцев трагедией мог закончиться инцидент в Брянске, когда подросток ранил одноклассницу из пневматического пистолета. Ножевым ранением и самоубийством закончилось происшествие годом позже в Находке, а в 2017 году было уже шесть случаев и десятки пострадавших в результате неосторожного обращения с опасным устройством, взрыва гранаты, стрельбы и поножовщины. В 2018 году общество потрясли события в Керчи, Перми, Бурятии и Стерлитамаке, через год – в Благовещенске, и вот, недавно – в Казани.
Российские подростки не были первыми в истории подобных расправ. Самые громкие преступления подобного рода известны в США еще с 1995 года. В программе американских школ есть интересная практика, направленная на профилактику правонарушений. Дети на уроках изучают основы правосудия, а практические занятия проводятся в форме учебного суда. В нем участвуют дети и полицейские. Ученики получают каждый свою роль – адвоката, прокурора, судей, свидетелей, присяжных заседателей и журналистов. Обвиняемым обычно выбирают сотрудника полиции.
Еще один действенный способ отбить желание хулиганить применяют в Лос-Анджелесе. Подростков, имеющих антиобщественные наклонности, водят на экскурсию в полицейский участок, камеру предварительного заключения, тюрьму для несовершеннолетних преступников и морг.
В странах Западной Европы и США пользуется популярностью взаимная помощь по охране домов. Местные жители патрулируют местность и сообщают в полицию, если сталкиваются с нарушениями закона, в том числе подростками.
В числе прочих инцидентов с участием подростков за последнее время немало других случаев, шокирующих и угрожающих жизни. Причем инциденты начинают не только мальчики, но и девочки. В курской школе парень бьет и царапает одноклассников, бросает в учителей стулья, срывает уроки и ругается матом. Ученик 3 класса таганрогской школы обматерил учителя, и видеозапись стала доступна широкому кругу зрителей. В Челябинской области две семиклассницы из-за мальчика избили ровесницу и записали это на видео. В Ростове школьница завела сверстницу в заброшенное здание и избила.
В соцсетях люди делятся историями о том, какими выросли их задиристые одноклассники. В одной из историй парень наводил ужас на всю школу. Он срывал уроки, доводил до слез беременную учительницу. Та пожаловалась в вышестоящие органы, но вместо помощи ее уволили. Мама парня поддерживала сына и нападала на педагога. Все закончилось тем, что парень подрос, зарезал мужчину и сел в тюрьму.
В другой истории ситуацию не пустили на самотек. В семье 9-классника 5 старших братьев и сестер. Всех воспитывала 85-летняя бабушка. Одна из сестер работает «по вызову», старший брат сидит в тюрьме, как и мать. Отец спился и умер. Младший парень с 13 лет бил в школе всех, кто слабее, угрожал учителям, подкладывал экскременты в портфель к девочкам, бросался едой в столовой.
Родители одноклассников написали заявление директору школы, а через две недели – в комиссию по делам несовершеннолетних. Там с семьей и с парнем провели беседу, но это не помогло. После этого в семью каждую неделю стали приходить проверки. В результате поведение парня исправилось, и сейчас он выпускник 9 класса, старается сдать экзамены.
Вызывающе опасное поведение ребенка в школе или на улице – это проблема как для окружающих, так и для родителей и для самого ребенка. Мы рассмотрим обе ситуации – как вести себя с чужим ребенком-задирой и что делать, если свой ребенок начал обижать других детей и взрослых.
Опасный пассажир
С обидчиком ребенок может столкнуться не только в школе, но и, например, по дороге в парк. Вот история очевидца, которая произошла этим летом с Евгенией Корытиной на трамвайной остановке. Трамвай остановился, и из него вышла компания подростков – два неприметно одетых парня на вид меньше 18 лет и девушка. Вероятно, один из них был подвыпившим, и у них уже в трамвае произошла стычка. Когда они выходили, рядом проезжал автомобиль, и водитель, не успев притормозить, наехал парню на ногу. Парень закричал, обложил матом сначала водителя, потом подошедшую с остановки на помощь Евгению, а потом достал перцовый баллончик и брызнул им в глаза своему спутнику, который всего лишь попросил помощницу: «не трогайте его, он просто пьяный».
Пострадавшему мальчику повезло – он был в очках, и это ослабило ожог, из-за которого он мог потерять зрение. Евгения вызвала скорую и полицию. Пьяный парень скрылся, а пострадавшего доставили в больницу.
По мнению детского психолога-педагога Дарьи Дугенцовой, столкнувшись с детским хулиганством на улице, нельзя оставаться в стороне. Конечно, случай с пьяным подростком, скорее, исключение, когда взывать к совести бесполезно. Можно только постараться минимизировать последствия для него самого и других участников инцидента.
Но в остальных случаях вполне можно следовать советам педагога:
- Если родителей нет рядом, и вы видите, как ребенок хулиганит, необходимо подойти к ребенку и спокойно пояснить, что именно он делает не так и почему. Для того, чтобы он воспринял ваши слова правильно, нужно как можно подробнее объяснить ситуацию, при этом опустившись на уровень его глаз.
- Если родители ребенка стоят рядом, начните разговор именно с ними. Поясните, что их чадо нарушает границы социально-культурных норм или ваши личные границы. Дарья советует, начиная разговор, сдерживать эмоции и говорить без лишней жестикуляции, чтобы собеседники могли выслушать вас, а не «уйти в оборону».
Остановить. Резко пресечь попытку ребенка кому-то или чему-то навредить. Делать это нужно спокойно, твердо и уверенно. Установить четкие границы дозволенного.
Понять. Когда ребенок придет в себя и будет способен воспринимать информацию, нужно выяснить, что случилось. Диалог нужно строить без угроз, в доверительной форме, с намерением дать ребенку инструменты для разрешения конфликта. Вопросы можно задавать так: «Ты сейчас ударил Машу кулаком в живот. Почему ты захотел это сделать? Как думаешь, что Маша почувствовала? Как можно было поступить по-другому?»
Быть рядом. Стабилизировать ситуацию. Сделать так, чтобы рядом с ребенком как можно чаще находился взрослый со стабильной психикой. Если его родители сами склонны к травмирующему поведению, им нужно заняться восстановлением гармонии в семье. Если это не получается, найти значимого взрослого, который будет направлять ребенка в нужное русло.
Горе-ребенок
По мнению психологов Анны Вельской и Дарьи Завалей, у ребенка-забияки может быть масса причин для задиристого поведения:
- неадекватное восприятие смеха в действительно смешных ситуациях (принятие его на свой счет – как будто это с ним что-то не в порядке),
- неумение экологично выражать свои эмоции, в первую очередь гнев,
- гипертрофированная защитная реакция,
- опыт насилия в отношении самого ребенка,
- привычный способ поведения в ближнем кругу,
- ответная реакция на фальшь,
- медицинские проблемы, связанные с психикой, нервной системой и мозгом,
- вторичная выгода – получение внимания.
Когда ребенку не хватает внимания, он будет обижаться, а обиду вымещать на других людях. Так, например, сделала девятилетняя Соня:
«Ненавижу этот дурацкий пляж. Там много народа и очень жарко. Родители всегда лежат, читают книжки или спят по несколько часов и не играют со мной. Однажды я построила очень большой замок из камешков, но мама спала и не успела на него посмотреть до того, как какой-то мальчик не разрушил его своей вонючей лопаткой. Тогда я кинула в мальчика камень, попала чуть выше брови. У мальчика пошла кровь. Мама мальчика стала кричать на меня и назвала меня невоспитанной, потом проснулась моя мама и начала кричать на маму мальчика. Я не хотела, чтобы кто-то ссорился».
По мнению детского психолога Наталии Шмелевой, если ребенок проявляет агрессию и жестокость, это значит, ему самому плохо. Важно дать такому ребенку максимальную поддержку и заботу.
Не надо поддерживать плохое поведение, но нужно давать ребенку понять, что мама и папа любят его любого, даже дерущегося, хотя и не одобряют его поступки. Но наказывать ребенка за агрессию и жестокость, не устраняя причины их возникновения, – это значит провоцировать еще большую агрессию и жестокость с его стороны.
Наталия Шмелева советует показывать в семье примеры конструктивного решения конфликтов, с уважением относиться к чувствам и потребностям ребенка, не запрещать проявлять негативные эмоции, а учить делать это приемлемыми способами и укреплять нервную систему спортом, закалкой и витаминами.
Учительница начальных классов Анна Туркова обращает внимание на то, что негативную энергию ребенка нужно направить в мирное русло. Это может быть рисование, спорт, моделирование, смотря что у него в приоритете. И еще нужно выявить его лучшие стороны и стараться замечать каждое маленькое достижение, чтобы ребенок почувствовал, что кто-то на его стороне. Например, если у сына плохой почерк, но он постарался и красиво написал буквы, которые раньше были похожи на каракули, это нужно отметить и похвалить.
Если ученик срывает уроки, то похвалить за то, что он целых 10 минут сидел спокойно. Нельзя допускать, чтобы ребенок оскорблял учителя. Если такое происходит, нужно отвести его в сторонку, спросить, что случилось и договориться, что такое больше не повторится.
Если ваш ребенок кого-то обидел, детский психолог-педагог Дарья Дугенцова рекомендует родителям хулигана действовать в зависимости от ситуации. Если ребенок хулиганит при всех, причины хулиганства или агрессии достаточно прозрачны. Именно таким способом ребенок пытается получить недостающее внимание.
В тот момент, когда вы видите подобное поведение, напомните чаду, как вести себя в общественном месте. После разговора переключите его внимание на что-то более интересное, например, на игру. Это может быть любая сюжетно-ролевая игра, допустим, предложите превратиться в какое-нибудь животное.
Если вы не были свидетелем хулиганства, и на ребенка пожаловались, для начала, нужно обсудить ситуацию с ребенком, узнать как он ее видит. Не стоит сразу ругать его или говорить, что вы все знаете. Действуйте издалека, расскажите подобную историю из вашей жизни. После обсуждения похвалите чадо за честность и поясните недопустимость таких действий. Также полезно будет посмотреть мультфильм или прочитать книгу, где показывается похожая проблема.
Ошибки родителей
По мнению психолога Наталии Шмелевой, ребенок, который часто слышит, что он толстый, глупый, трусливый, начинает считать, что сказать грубость или обидеть другого человека – это нормально, и искренне не понимает, почему кто-то обижается.
Детское восприятие не отличает вербальную агрессию и физическую, поэтому даже если в семье нет рукоприкладства, но много грубости и крика, то для ребенка драка тоже будет восприниматься, как что-то естественное.
Скандалы, разговоры на повышенных тонах, вспышки гнева и затяжные ссоры приводят к тому, что ребенок считает все это нормой. А если все это происходит в его отношении, он привыкает к постоянному недовольству и ждет от всех негативного отклика на свои поступки.
Внутри него живет страх того, что ему скажут что-то обидное, выставят на посмешище, отругают и накажут. Все, что он может сделать – это заранее защититься от того, что причиняет ему боль. Сделать это можно двумя способами – замыкаться в себе или показать всем, что с ним лучше не связываться.
Признаки деструктивного поведения можно заметить до того, как они станут явными и ребенок начнет сначала обзываться, а потом и пускать в ход кулаки.
Вот признаки, на которые по мнению детского психолога-педагога Дарьи Дугенцовой стоит обратить внимание каждому родителю:
- Не осознает как свои эмоции, так и чужие;
- Не умеет себя контролировать;
- Не умеет соблюдать элементарные правила;
- Не умеет общаться со сверстниками и становится «белой вороной» в коллективе;
- Не умеет слушать взрослых.
Учительница начальных классов Анна Туркова уточняет, что для педагога важно заметить, когда ребенок пришел невыспавшийся или у него вдруг резко меняется поведение: он стал замкнутым, хотя раньше был общительным.
Один на один. Не привлекать всеобщее внимание, тихо, незаметно подойти, когда ребенок будет один.
Проявить обеспокоенность. Сказать: я вижу что с тобой что то не так. Ненавязчиво спросить, что случилось.
Предложить помощь. Обратиться к психологу или другому специалисту.
Воспитывать ребенка можно с помощью запретов, замечаний, выговоров, угроз, шантажа, критики, лишений и наказаний. А можно с помощью ласки, внимания, похвалы и поощрения. С наказаниями нужно быть очень осторожным.
Именно наказания приводят к развитию у ребенка агрессии и аутоагрессии, которая в самом крайнем случае может дойти до суицида. Ребенок, которого наказывают, учится тому, что он тоже может наказывать, кого хочет.
А вот если не забывать хвалить чадо за мелочи, то, может быть, наказывать его вообще не придется.
Иллюстрации Ольги Сутемьевой