Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Остановить мгновение ради ребенка

Церковь сегодня может переломить ситуацию с социализацией инвалидов. Хотя бы потому, что людей Церкви легче пускают “на территорию” любого интерната, чем просто человека с улицы – в этом уверена директор Центра Лечебной Педагогики Анна Битова

Директор и эксперт ЦЛП Анна Львовна Битова уже много лет помогает семьям, в которых растут дети с психическими (ментальными) нарушениями. Она уверена, что самое важное – это поддержать семьи на том этапе, когда они еще не отдали своих детей в интернат.

А.Л.Битова. Фото http://bg.ru

– На IV Общецерковном съезде по социальному служению вы говорили о том, что семьям с детьми-инвалидами неимоверно трудно выживать. И труднее всего становится, когда дети вырастают. Именно в этот момент у родителей совсем опускаются руки…

– Да. И не только психологический момент здесь играет роль, но и сугубо материальный. Господдержка заключается в том, что пенсии и пособия детям-инвалидам в основном выплачиваются до 18 лет. После достижения совершеннолетия количество выплат резко падает.

– С какими еще не решаемыми проблемами сталкиваются семьи инвалидов?

– Я наблюдаю таких людей уже очень давно, можно сказать, в течение всей жизни. Известно, что семья, в которой есть ребенок-инвалид, проходит определенные внутренние стадии.

– Какие?

– Вначале всегда бывает шок. Даже если люди знали и были готовы идти на риск. Ведь часто еще до рождения малыша выясняется, что велик риск инвалидности. Горевать начинают уже во время беременности. Пока ребенок не родился, еще есть тайная мысль: а может, перинатальные диагносты ошибаются и все как-то обойдется. Сохраняя эту надежду, родители все равно горюют. И это их состояние не зависит от их культурной среды, не зависит ни от каких внешних факторов. Меня всегда поражало, что в разных странах это выглядит почти одинаково.

– Вам довелось понаблюдать и сравнить?

– Несколько лет назад вышла знаменитая книга мамы-француженки, у которой родился ребенок с синдромом Ретта. Там очень точно сказано: с рождением ребенка-инвалида ты сразу понимаешь, что вся твоя жизнь радикально изменилась. Ты словно попадаешь в другое место. Некоторые быстро преодолевают это состояние, становятся работоспособными и горят желанием что-то делать. Другие, наоборот, очень-очень долго переживают и не могут вернуться к обычной жизни. Многое зависит от того, приняла семья свою новую ситуацию или нет. Вот я в прошлом году работала с группой родителей, детям которых 3-4 года. Не все родители, пока их дети в таком возрасте, могут принять эту ситуацию: что нельзя вылечить, с этим надо научиться жить. Жить, проявляя заботу, жить настоящим. «Останавливая» каждое мгновение, понимая его ценность.

– Остановить мгновение – ведь это очень трудно!

– Вы правы. Особенно тогда, когда родители не сразу осознают это положение. Необратимость ситуации обычно становится очевидна ближе к школе. Это следующая стадия. К кому-то понимание приходит на уровне детского сада. Люди думают: вот у нас такой замечательный ребенок, добрый, красивый, но немножечко отстает. Они идут устраиваться в сад, а им говорят, что он умственно отсталый. Раньше часто говорили, что вообще необучаемый. И ты понимаешь, что уже сидишь в другой повозке.

– Как родители ведут себя дальше?

– Кто-то принципиально никуда не идет. Долго-долго. Сохраняет в себе надежду на много лет. Но с наступлением школьного возраста все равно надо как-то определяться. И даже если удается сохранить часть своих иллюзий в первые годы обучения, потом они все равно разбиваются. И тогда наступает следующая стадия горевания, а вмеcте с ней очень тяжелая депрессия, отчаяние. Иногда кажется, что человек вообще все бросил. Очень важно, чтобы кто-то обязательно был рядом с родителями в этот момент и помогал семье. Община, дружеская компания.

– Так редко бывает?

– У меня перед глазами пример, когда мать, как настоящий тигр, много лет сражалась со своей ситуацией: бесконечные занятия, реабилитация, массажи. Семья многодетная, но несколько лет все силы отдавались этому самому младшему больному ребенку. Старшие дети, видимо, что-то потеряли от этого. А потом стало понятно, что программу общеобразовательной школы ребенок все равно не потянет. И мать просто сломалась.

– Что было потом?

– Этой семье помогла известная экуменическая община – «Вера и свет». Она занимается реабилитацией и социализацией людей с умственной отсталостью. Вся семья теперь живет в общине, все приняли крещение. Это придало жизни родителей смысл. Теперь они живут в Боге и чувствуют себя совершенно иначе.

– Но ведь потом наступает следующая стадия?

– Разумеется. Проходит школьный возраст – и куда дальше? Нам, москвичам, просто несказанно везет, потому что здесь хотя бы у некоторых особых детей есть возможность поступить в колледж. В Москве вообще ситуация гораздо лучше, чем в остальной России. Не только по сравнению с регионами, но и по сравнению с Питером. Но даже когда особый ребенок заканчивает колледж, рабочих мест для него в городе нет. Ни в каком. Исключение представляет собой только Псков.

– Почему?

– Потому что немцы построили там шикарные мастерские! Наверное, пытались загладить вину за те разрушения, которые были произведены во время войны. В Пскове сейчас лучшая система помощи детям-инвалидам с ментальными нарушениями – именно потому, что это направление финансировали немцы. Сейчас вложения уже почти прекращены. Но остались реабилитационные центры для самых тяжелых детей, мастерские, социальные тренировочные квартиры. Но это Псков!

– А остальные?

– Большое количество наших ребят уже выпустилось из школы. Кто-то закончил колледж, кто-то только поступает, и вот их родителям сейчас надо объединяться и добиваться, чтобы везде были такие мастерские.

– А дальше?

– Вы правы, это обучение длится 2-3 года, а дальше что делать? Причем ментальные инвалиды все разные, у них еще масса сопутствующих проблем со здоровьем. Например, есть такие, которые всю жизнь очень плохо спят, у них нервная система изношена. Соответственно, и родители рядом с ними не спят всю жизнь. Очень хочется обратиться к родителям маленьких детей с криком: «Послушайте! Ваши тоже вырастут, давайте же решать проблему уже сейчас, заранее».

– Кто-то откликается?

– У нас есть небольшая активная группа, которая пытается что-то организовать для старшего поколения. Не знаю, получится или нет, но мне очень нравится это желание. У нас уже есть специальная тренировочная квартира. И это лишь один из первых шагов. Я знаю семью, в которой мама тоже инвалид. Я понимаю, что им срочно необходима какая-то развивающая перспектива для дочери Жени.

– Что они уже сделали?

– Устроили девочку в колледж. А еще Женя «практикуется» в самостоятельности на тренировочной квартире, которая существует при колледже: там раз в неделю ночует и тренируется – учится жить отдельно от мамы. Это трудно: она едва-едва умеет одеваться, мыться, нет достаточных навыков самообслуживания. Тем не менее Женя учится. Раз в неделю проводит вечер и ночь сама, а утром едет в школу. Первые 4 раза было тяжело, но все наладилось. Мама рассказывает: «Я все время была с ней. Теперь все нормально». Спрашиваю: «Что вы делаете в тот вечер, когда вы не с Женей?» Она говорит: «Вы знаете, посмотрела кино. А до этого не смотрела уже 7 лет». Для мам это тоже возможность пожить своей жизнью.

– Наша система интернатов не дает достаточного качества жизни. Вы возлагаете надежды на Церковь. Считаете, Церковь может переломить ситуацию?

– Да. Хотя бы потому, что людей Церкви для любой администрации любого интерната, скажем так, легче пустить «на территорию», чем просто человека с улицы. Но все равно сложно.

– Интернаты остаются режимными заведениями?

– Недавно было заседание при попечительском совете, посвященное детским домам – интернатам. Говорили о том, что самое главное – открыть двери для добровольцев, прихожан и волонтеров, для людей, которые просто могут прийти в детский дом и пообщаться с детьми. Которые очень хотят этого. Было написано специальное письмо – и оно пошло по всем регионам.

– Есть какие-то подвижки?

– В Москве нам стало полегче работать. Может быть, вскоре получится добиться если не постановления, то хотя бы рекомендации – чтобы люди могли приходить к детишкам. Пока все очень сложно.

– В чем проблемы детских интернатов помимо, так скажем, пропускной системы?

– Там нередко потеряно главное. Персонал потерял образ человека. Превратил его из субъекта в объект. Эти дети зачастую просто ничем не заняты и поэтому не развиваются. Они запущены. При храме они могли и прибираться, может быть, свечи делать. А так их просто изолировали – и все. Недавно я ездила в маленький детский дом при храме в Суздале: там 10 или 8 девочек живут в монастыре. Нормальные, прекрасные девочки. В обычной жизни они пережили ужасы, потом были извлечены из этого ада, но Бог знает, сколько лет они провели в детских домах. Сейчас девочки замечательные, потому что выросли в любви и в Боге. Ходят на службы, учатся как положено, с ними занимаются, они все время в деле. Не сидят бессмысленно и не качаются.

– Как это?

– Я посещала несколько интернатов: сидят детишки в комнате и качаются туда-сюда. И это все. Это страшно.

– Страшнее только рекомендации так называемых врачей родителям – оставить детей, у которых выражена инвалидность? Почему у нас до сих пор такое возможно? Это советское наследие или что-то другое?

– Такие врачи искренне верят в то, что таким образом кому-то помогают, что просто нет другого выхода. Моему младшему 15 лет. Перед тем, как его родить, говорила с акушером, принимавшим роды. А до этого я лежала и читала про синдром Дауна. И акушер мне говорит: «Зачем они вообще нужны?» Я ему говорю: «Знаете, какие они бывают? Поэты, актеры, музыканты, танцоры…»

– И, как я слышала, они вполне способны социализироваться.

– Они прекрасно работают, они очень аккуратные, ответственные работники. Сейчас уже все знают про Никиту с синдромом Дауна, который работает поваром. Точнее, помощником шеф-повара в хорошем ресторане. И он там прекрасно работает и получает приличную зарплату. Вот я пыталась про такие особенности рассказать тому акушеру.

– А он?

– Похоже, он мне не поверил. Сейчас отношение общества к ментальным инвалидам начинает меняться, но очень медленно. Должно быть какое-то письмо-инструкция, чтобы подтолкнуть процесс. Уже сейчас Минздрав РФ обещает, что он будет учить медперсонал работать с сотрудниками, чтобы те поддерживали в родителях решение оставить ребенка у себя. Хотелось бы услышать, какие они ввели курсы в программы мединститутов и университетов, призванные в корне изменить отношение к инвалидам. Если уж страна взяла курс на семейное воспитание, надо идти в эту сторону.

Центр лечебной педагогики – одно из немногих учреждений в Москве, в котором дети-инвалиды получают профессиональную помощь в обучении навыкам социальной жизни. В Москве также действует уникальный детский сад для детей-инвалидов – Группа дневного пребывания (проект службы помощи «Милосердие»), в которой родители детей с тяжелыми формами ДЦП могут оставить их на целый день: здесь с ними совершенно бесплатно занимаются специалисты, обучая простейшим навыкам самостоятельной жизни и общению. Сейчас на сайте Милосердие.ру открыт сбор средств на ремонт нового здания Группы дневного пребывания, которое позволит вдвое увеличить количество детей, посещающих садик.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?