Православный портал о благотворительности

Особые люди в обычной стране

Чтобы у нашей страны было будущее, надо помогать слабым. Как живут люди с особыми потребностями в Америке, и о том, что делается для их социальной адаптации рассказала Мария Капилина

Сейчас в России не многие готовы взять ребенка с особыми потребностями к себе в семью. Потому что в нашей стране, с нынешней социальной системой это – подвиг, и он под силу не всякому.

Людей, которые на это отважились, пока можно пересчитать по пальцам.
Но, если мы хотим, чтобы у нашей страны было будущее, надо развивать эти программы, надо помогать слабым, защищать их и беречь. Другого пути у цивилизованного государства нет. Несколько лет назад психолог Мария Капилина прошла стажировку в американской общественной организации. Мария рассказала нашему корреспонденту о том, как живут люди с особыми потребностями в Америке, и о том, что делается их социальной адаптации.

Мария Капилина, детский психолог, специалист по работе с приемными семьями.

Организация, в которой она проходила стажировку, называется «Keystone Service Systems» www.keystonehumanservices.org «Keystone» (англ.) — краеугольный камень.

«Деинституциализация жизни особых людей на основе западного опыта» — так звучала тема этой встречи с Марией Капилиной:

— «Keystone Service Systems»– Это система поддерживающих организаций, предоставляющих населению услуги по деинституциализации, то есть выведению людей из интернатов. Специализация «Keystone» — устройство детей с особыми потребностями в семьи. Проект был организован в 1984 году Денисом Фелти, бывшим военным летчиком, полковником ВВС. Сейчас «Keystone» это развитая система организаций, охватывающая весь штат Пенсильвания. На момент нашей стажировки там работало около 2000 сотрудников, «на зарплате» и большое количество волонтеров. Но основу составляют профессионалы. Тяжелая работа по уходу за больными всегда оплачивается. Волонтеры привлекаются в проекты по социализации. Многие люди становятся волонтерами, четко понимая, что благодаря работе в проектах они и сами развиваются, обогащают свой внутренний мир.

Финансирование фонда на 93% осуществляется за счет государства, Работу сотрудников фонда и расход государственных средств контролируют государственные чиновники, которые не подчиняющиеся руководству фонда. Недобросовестный или нечестный сотрудник не сможет устроиться ни в одно подобное учреждение в стране.

Интересно, что руководство следит и за тем, чтобы люди не перерабатывали, не «надрывались» на работе. Никто не позволит сотруднику задержаться после работы. Если вы задерживаетесь, вы либо не в состоянии спланировать свой рабочий день, либо вы трудоголик, что тоже плохо для организации — если вы переутомились, то пострадает и ваше здоровье, и качество работы.

7% средств организация добывают с помощью фандрайзинга. Один из примеров фандрайзинга — арт-проект с коровами, которых расписывали профессиональные художники и известные люди. Деньги от продажи коров поступили на счет организации


— Мы представить себе не можем объем и масштабы работы этой организации. У нас дело обстоит так — ребенка с олигофренией в стадии дебильности еще можно адаптировать к жизни в семье, но если у ребенка имбецильность, то вся надежда на родителей, которые его не сдадут, а если уж такой ребенок попал в интернат, ему оттуда не выйти. Человек с ДЦП, который может ходить, сможет жить самостоятельно, с человеком на коляске — уже вопрос, а если человек лежачий, то шансов на самостоятельное проживание у него никаких. В «Keystone» мы увидели, как адаптируют к самостоятельному проживанию людей с тяжелыми нарушениями, которые всю жизнь провели в больницах, лежачих, с психиатрическими диагнозами, в том числе и агрессивных. И при этом их жизнь организовывают так, чтобы это было удобно не только для них, но и для окружающих.

Любить, беречь, гордиться

Если в России девочка с одной ножкой в бассейне плавает с моно-ластой, на нее будут смотреть кто с удивлением, кто с жалостью, но подспудно всегда: «Ну, куда же ты лезешь? Все равно тебе не стать нормальной». А в Америке однозначная реакция: «Супер! Молодец!» То есть, когда человек пытается что-то преодолеть, он чувствует поддержку и уважение.

Я рассказываю о том, что я прочувствовала, живя в Америке в течение трех месяцев, по собственному опыту, по отношению к нам, по поведению людей в различных ситуациях. Страна ориентирована на процветание, на благосостояние. Там принято беречь природу, культуру, историю и… беречь людей. Не принято жаловаться, но принято просить помощи, когда ты хочешь сделать что-то хорошее. Не принято выражать недовольство и ругаться, принято просить конкретных улучшений. Поддерживаются любые усилия и любые старания. К чему это ведет? Когда человек ориентирован на достижения, когда он приучен стараться и пытаться, он будет созидать. Если человек ориентирован на недовольство, он будет разрушать. Соответственно в первом случае жизнь у него и у окружающих будет улучшаться, а во втором — ухудшаться. Поэтому, помощь людям с особыми потребностями для них не просто «доброе дело», а вклад в улучшение своей жизни, вложение в свое будущее, и в будущее своих детей. Там развито понимание системных связей. Ведь человек, которому нечего терять, становится опасен. Он может порушить все вокруг. Лучше не доводить до крайности, а поддержать человека, который попал в трудную ситуацию. Считается, что на уровне «заплати налоги и живи спокойно» мыслят люди примитивные, люди более развитые сознательно стремятся помогать, они понимают, что тем самым помогают своей стране. Конечно, есть лицемеры, есть люди, которые поступают «поперек», но эти принципы — тенденции общества.


Несчастье — заразно?

Свои базовые принципы американцы реализуют в работе с людьми с особыми потребностями. Это к вопросу о деинституциализации. Считается, что когда есть места, где концентрации горя и несчастий превышает обычную норму, это нарушает «экосистему» всего общества. Поэтому в Пенсильвании один за другим расформировывают огромные психиатрические институты, в которых содержалось по три тысячи человек. Эти люди выводятся в общую среду.

Мы посещали дома особых людей, и нас поразило то, что уровень красоты и комфорта в этих домах был выше среднего. Естественно мы спросили: почему так? Ведь жильцы не всегда в состоянии это оценить. В ответ нам сказали, что это делается не только для тех, кто там живет, но и для тех, кто это видит. Когда иностранцы это видят, они понимают, как страна относится к своим гражданам, в том числе к тем, которые не могут о себе позаботиться. Это говорит о благосостоянии страны, о ее силе и о том, что она бережет то, что у нее есть. Это вызывает у налогоплательщиков гордость и уважение к своей стране. Люди видят, что если с ними случится несчастье, их не бросят.

В Питсбурге мы посетили комьюнити «Верленд», в котором жили в основном дети. У каждого «тяжелого» ребенка есть индивидуальный воспитатель, а иногда и своя медсестра. Родители обязательно навещают детей. Проводится терапия и реабилитация, результаты реабилитации оценивает специалист. Вообще, комьюнити — это несколько домиков на 4-6 человек, где под присмотром специалистов живут люди с тяжелыми нарушениями. Четкого общего распорядка дня там нет. У каждого — своя комната, оформленная сообразно вкусу и общая гостиная, столовая. В домике дежурит соцработник, есть медсестра. Сотрудники стремятся социализировать своих подопечных, помогают им развиваться, охотно берут их с собой в магазин, поручают какие-то несложные вещи. Если человек собирает марки, его запишут в местное общество филателии. Тех, кто может и хочет, трудоустраивают на несколько часов в день, на какую-то простую работу. Тогда кроме пенсии человек получает еще и зарплату, из которой, как и все, платит налоги. Считается важным, что кроме пособия человек может еще заработать.

В «Верленде» для детей есть групповые программы, например, иппотерапия. Лошадей для этой программы взяли старых, «списанных»: во-первых, таких животных можно было взять бесплатно, во-вторых, они спокойные и благодарные. Ведь иппотерапия — это не обязательно езда на лошади, но и просто возможность общаться с ней, разглядывать, гладить. Таким образом, детей учат доброму отношению к животным.

Очень интересны так называемые специальные сервисы. Например, работа с собаками. Для этой программы используются лабрадоры. Их обучают помогать: переводить людей через дорогу, предварительно посмотрев, какой сигнал горит на светофоре. Они могут помочь человеку встать с кровати, служить опорой при ходьбе. Собак учат так же включить и выключать свет, следить, чтобы трубка лежала на телефонном аппарате, нажимать кнопку пожарной сигнализации, учуяв запах дыма. Люди, лишенные речи, подают сигнал собаке свистком или щелчком пальцев. Таким образом, собака обеспечивает не только эмоциональное общение, но и помощь. Собаки дрессируются для людей с особыми потребностями, которые могут обходиться без сиделки.

Сдайте его в интернат?

Насколько я поняла, в Америке невозможна ситуация, чтобы родители просто отказались от больного ребенка. Они обязательно оплачивают его содержание. Я наблюдала ситуацию, когда родители по какой-то причине не могли жить вместе с больным ребенком, но они не только регулярно навещали его, но и стали благотворителями организации.

В Америке ведется большая профилактическая работа с «трудными взрослыми», которые могут сдать своих детей в интернат. Проводят тренинги по развитию родительских навыков. Если есть одинокая беременная женщина, ей обязательно будут помогать, особенно на последних месяцах беременности. Ей не будут давать деньги, но принесут еду. Причем оценивают, что она может сделать сама, и будут всячески ее к этому стимулировать. Но если видят, что она в депрессии и не пойдет для себя в магазин, значит к ней на дом придет соцработник и проследит, чтобы она поела. Выгодно: маму сохранят как члена общества, а ребенок не попадает в интернат. Таким образом, женщина приобретает опыт преодоления трудной ситуации и может этот опыт кому-то передать, а если ее бросить одну, она и ее ребенок понесут это несчастье дальше и будут его распространять.

В превентивные программы входят ранняя диагностика и занятия с проблемными детьми, семейные психологические программы. Неблагополучных родителей принудительно заставляют ходить к психологу, учат, как избегать конфликтов между собой и как правильно общаться с ребенком. То есть если мать жестоко обращается с ребенком, его временно изымают из семьи, а с матерью работает психолог. Таким образом, работают с семьями группы риска. Кстати, если случаи жестокого обращения повторяются, и ребенка все-таки забирают, то родители обязаны платить ему алименты. Если они этого не делают, их трудоустраивают принудительно. Фостеровские программы готовят приемных родителей для детей с особыми потребностями. Есть приемные семьи для аутистов, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами психики, нарушениями психики и поведения, для трудных подростков. Практически нет детских домов, закрытые учреждения предусмотрены только для детей с криминальным поведением. Детей с особыми потребностями, устраивают в семьи. И они живут в этих семьях счастливо. Это происходит масштабно. Там, в Америке это принято.

Записала Алиса Орлова

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version