Александра Плотникова, студентка психфака МГУ, актриса театра движения «Лик» (Ташкент, Узбекистан): «Вся наша работа строится на импровизации и в ней я могу высказать все то, что у меня внутри. Все то, что я может быть иначе никому бы и не сказала. Кроме того, я лучше узнала свое тело, я научилась им управлять. Врачи говорили мне, что лучше при моем заболевании мне не будет, можно только закрепить то что есть. Но в театре я опровергла это заявление, при систематических занятиях появился прогресс. Кроме физической нагрузки, позитивные эмоции, хорошая компания — все это вместе дает результат».
В спектаклях театра движения «Лик» молодые люди с ограниченными возможностями здоровья ищут точки соприкосновения с окружающим миром.
Камала Шамсутдинова, актриса театра движения «Лик» (Ташкент, Узбекистан). Театр «Лик» объединяет детей и молодых людей с инвалидностью, их обычных сверстников и профессиональных актеров. Названия и темы спектаклей «Лика» не придуманы, а взяты из реальной жизни. Хореография тоже не сочиняется, а рождается в процессе танцевальной импровизации.
Спектакль «Кольцо желаний» в постановке народного театра «Внутреннее зрение» (Москва). Это первый в России театр, где играют актеры с нарушениями зрения.
Маргарита Старцева, сурдопереводчик в Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ). Маргарита оказывала помощь в проведении спектаклей во время фестиваля «Протеатр»
Дмитрий Сенин, актер «Театра Простодушных». Исполняет роль Моцарта в спектакле «Пушкин. Болдинские драмы». Так его описывают коллеги по цеху: «Очень обаятельный и смелый артист, заразительный, с цепкой памятью, запоминает не только тексты больших объемов, но и все замечания постановщика. Работает самостоятельно, и по собственной методе: готовит роль не с листа, а по видеозаписи, сделанной для него режиссером. Интересуется историей Древнего Рима, играет в шахматы. Дома никому не позволяет мыть посуду – так он выражает свою заботу о близких».
Антон Дебелов, актер «Театра Простодушных». Играет Поэта в спектакле «Пушкин. Болдинские драмы». «Быстрее всех запоминает текст в любом обьёме. Любит рыбалку и двух своих кошек, увлекается разведением цветов. Лето традиционно проводит с мамой на даче, помогая ей обустраивать сад и огород, и в загородной тиши – готовит новую роль, в которой надеется блеснуть перед публикой… Обожает цветы, как прямые знаки любви своих зрителей», – так рассказывают об Антоне.
Владислав Саноцкий, актер «Театр простодушных». Играет роль Барона Альбера в спектакле «Пушкин. Болдинские драмы». «С 12 лет занимается плаванием и конным спортом. На специальных Олимпийских играх в Голландии получил золотую медаль, став Олимпийским чемпионом по брассу. В 2002 году в Монако опять завоевал золото по комплексу (баттерфляй, на спине, брасс, кроль). Любит русскую поэзию, играет на фортепиано и флейте. Очень ответственно относится к своей работе на сцене», – рассказывают о Владиславе в театре.
Сергей Пекарский, актер «Театра Простодушных». Играет роль Черного человека в спектакле «Пушкин. Болдинские драмы». Сергей связывает свое будущее с театральными подмостками, с актерской работой. Общительный и ответственный.
Сергей Жданов, актер «Театра Простодушных». Играет Слепого музыканта в спектакле «Пушкин. Болдинские драмы». «Благодаря своей выгодной фактуре очень выразительно смотрится на сцене, – рассказывают о Сергее в театре. – И, несмотря на проблемы с речью, всецело отдается театральной работе, за несколько дней до выступления готовится к спектаклю. Очень скромный и деликатный исполнитель. 15 лет трудится на книжном складе издательства Сретенского монастыря, не пропускает ни одного воскресного или праздничного богослужения».
Вера Колоскова, актриса «Театра Простодушных». Спектакль «Пушкин. Болдинские драмы». О Вере говорят: «Несмело, но последовательно, осваивает актерское ремесло, преодолевая ненужную робость. Обладает всеми данными, необходимыми актрисе: обаятельна, искренна, естественна и открыта ко всем, но нужно добавить еще силу характера, волю и решительность… Катается на лыжах, роликах, увлекается рисованием. Самостоятельно готовит роль Марины в сцене «У фонтана» из «Бориса Годунова».
Алексей Крыкин, актер «Театра Простодушных». Исполняет роль Ростовщика в спектакле «Пушкин. Болдинские драмы». «Родился в 1962 году. На сцене демонстрирует предельную естественность, обладает приятным тембром голоса, придающим любой роли трогательную задушевность. Играет на флейте… Своим ближайшим другом называет маму Ольгу Алексеевну, которая, в свою очередь, является примером стойкости, благородства и личного достоинства для всего родительского сообщества «Театра Простодушных» – так говорят об Алексее в театре.
Виктор Бодунов, актер «Театра Простодушных». Исполняет роль Герцога в спектакле «Пушкин. Болдинские драмы». «Самый молодой актер в труппе. В текущем репертуаре знает все роли наизусть, может заменить любого исполнителя, что уже и было много раз. Артист очень широкого диапазона», – так описывают Виктора.
Вика Каразеева, актриса «Театра Простодушных». Играет роль Музыки Моцарта в спектакле «Пушкин. Болдинские драмы». «Исполнительница с большими перспективами. Умеет самостоятельно подготовить роль любого объема. Окончила строительный техникум, любит рукодельничать. Исполнительный, надёжный сотрудник и просто красавица с мягким, добрым нравом. Играет роли роковых героинь», – так говорят о Вике.
После спектакля «Дай мне секунду» испанского театра «Danza Mobile». Рассказывает художественный руководитель театра «Danza Mobile» Эсмеральда Вальдеррама Вега: «Наш коллектив существует почти двадцать лет. Когда работа только начиналась, люди с особенностями развития, как правило, сидели дома. Постепенно они стали выходить, начали что-то делать, из потребителей культуры превратились в ее создателей. Тогда стали возможны диалог, разговор, встреча. Ребята в нашем центре занимаются системно, серьезно, они получают базу в области танца. Но в какой-то момент каждый начинает делать не то, что ему говорят, а то, что он хочет. Так начинается творчество».
После спектакля «Дай мне секунду» испанского театра «Danza Mobile».
Спектакль «Наш Маршак», в постановке театра «Радость моя» из города Сыктывкар. Актер второго плана
Спектакль «Живи и помни» по одноименному произведению Валентина Распутина в постановке народного домашнего театра-студии «Оптимисты», Ставропольский край, село Старомарьевка. На фото: режиссер театра Михаил Литвинов
Игорь Неупокоев, режиссер благотворительного творческого проекта «Театра Простодушных»
– У Бога нет лишних и ненужных людей. Если Он дал им жизнь, значит, в этом есть какой-то тайный замысел. И это очень совпадает с христианским мировоззрением и совпадает с теми авторами, которых мы выбираем, с Гоголем, Пушкиным. И мы видим, что ребята с синдромом Дауна – никакие не лишние, может, даже нужнее других. Моя задача как режиссера – такими их показать.
Андрей Афонин , режиссер интегрированной театральной студии «Круг-II»
– Мы часто говорим о человеке с особенностями развития в третьем лице. И не очень себе представляем, как он себя сам ощущает. Ощущает ли он себя инвалидом? Или просто живет, занимается творчеством, общается с людьми? Если мы будем это учитывать, мы сделаем шаг навстречу этому человеку.
Процесс реабилитации всегда обоюдный, мы должны идти навстречу человеку с особенностями развития, менять свой взгляд. И в этом смысле театр дает очень большой потенциал, потому что он предполагает зрителя. Мы сами, когда являемся зрителями такого театра, меняемся, потому что учимся видеть иное, другого человека с другим взглядом на жизнь. Таким образом, мы двигаемся в сторону понимания того, что являет собой этот человек, чем он живет, каким видит мир.
Александр Житинкин , режиссер театра и кино
– Актеры особых театров уникальны. У них есть то, чего нет у других актеров, обычных. Однажды я был потрясен работой с глухонемыми актерами. Я даже приглашал своих актеров смотреть и учиться у них.
Актер он сам и есть инструмент, как у художника холст, у музыканта скрипка. И чем актер тоньше организован, чем он более изыскан, чем глубже его внутренний мир, тем интереснее в зале и тем уникальнее сам спектакль.
Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр» был создан в 2001 году в поддержку театрального творчества людей с инвалидностью. С тех пор каждые три года проходят фестивальные недели – смотры лучших спектаклей. В 2013 году фестиваль вышел на международный уровень, когда кроме российских театров, в нем приняли участие еще 27 коллективов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Сейчас в Москве проходит VI фестиваль «Протеатр», где представлены спектакли особых театров из столицы России, Индии, Чехии и Испании.
Текст Натальи ВОЛКОВОЙ
Фото диакона Андрея РАДКЕВИЧА