Православный портал о благотворительности

Особенности ухода за людьми пожилого возраста

Главная цель деятельности сестер – привести человека к Богу; приобщить к Таинствам; научить молиться, обращаться к Богу и в трудные, и в радостные минуты жизни; за все благодарить Бога; приготовить к переходу в Вечность.
Но эта задача не из простых, т.к. среди ветеранов много бывших коммунистов, людей далеких от веры в своей прошлой жизни и делающих в настоящее время первые шаги в Православии

История создания Сестричества
Наше Сестричество во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. При приходе храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском существует 3 года, хотя юридически мы оформлены в конце 2004 г.
В прошлом году храму исполнилось 275 лет. В советское время он был разорен и перестроен. В1993 г. храм возвратили РПЦ и с1994 года в нем возобновились богослужения.
Непосредственная близость храма к учреждениям социальной направленности (пансионат ветеранов труда № 1 г. Москва, госпиталь №6 Министерства Обороны, городская больница г. Химки), небесные покровители храма – врачи Косма и Дамиан – во всем виделся промысел Божий для создания Сестричества. В 1997 г. при посещении нашего храма Патриарх Алексий II, узнав о назначении соседних корпусов, дал наказ не забывать о страждущих в этих домах.
Много сил ушло на восстановление храма. Не хватало священников. Но постепенно приход увеличивался и укреплялся. На приходе появился молодой священник, врач по профессии, иерей Владимир Новицкий, вокруг которого стали объединяться прихожане, желающие заниматься делами милосердия. Поначалу нас было 3 человека, но мы Великим Постом сразу включились в работу, фактически выполняя функции требных сестер при совершении священниками Таинств в пансионате.
Наша группа стала пополняться новыми людьми. Тогда мы обратились к настоятелю нашего храма протоиерею Сергию Куликову с просьбой благословить организацию Сестричества при приходе. Настоятель не просто благословил, но и активно поддержал нас в этом начинании.
Много было разговоров и сомнений среди сестер – стоит ли оформлять Сестричество официально. Мы много ездили по Святым местам: в Троице-Сергиеву Лавру, в Оптину пустынь; молились Святым угодникам: преподобномученице великой княгине Елизавете, праведному Алексию Мечеву, протоиерею Валентину Амфитеатрову. Ездили мы к ныне покойному старцу, протоиерею Михаилу Труханову, который благословил нас на создание и оформление Сестричества.
При оформлении Сестричества за основу был взят пакет документов, предлагаемых Сестричеством во имя блгв. цар. Димитрия, и это значительно все упростило. В конце 2004 г. мы получили благословение Патриарха.
В настоящее время в нашем Сестричестве 22 сестры, которые занимаются делами Сестричества в свое свободное время. Пока штатных сотрудников у нас нет. Около 10 кандидатов в сестры, проходящих испытательный срок.
Наше Сестричество осуществляет дела милосердия в пансионате ветеранов труда №1 города Москва, в военном клиническом госпитале №6 М.О., в химкинской психиатрической больнице №22, в организации приема пациентов на «Благом деле» и др.

Особенности работы сестер милосердия в пансионате ветеранов труда №1 города Москва

В настоящем сообщении мы расскажем об особенностях работы наших сестер в пансионате. Пансионат, состоящий из 2-х двенадцатиэтажных корпусов, построен в 70-е годы прошлого века на месте храмового кладбища. Всего в нем проживает около 800 ветеранов. Наши сестры посещают верхние этажи, где расселены лежачие ветераны, т.к. ходячие ветераны с нижних этажей имеют возможность посещать храм или молитвенную комнату в пансионате. За каждым этажом закреплено по 2 сестры милосердия. Своих подопечных сестры посещают еженедельно.
В пансионате хорошие бытовые условия, уход и медицинское обслуживание. Однако жителям не хватает живого общения, человеческого тепла, внимания. Ветераны нуждаются в психологической поддержке (часто унывают и даже отчаиваются), которую и оказывают сестры милосердия.
Главная же цель деятельности сестер – привести человека к Богу; приобщить к Таинствам; научить молиться, обращаться к Богу и в трудные, и в радостные минуты жизни; за все благодарить Бога; приготовить к переходу в Вечность.
Но эта задача не из простых, т.к. среди ветеранов много бывших коммунистов, людей далеких от веры в своей прошлой жизни и делающих в настоящее время первые шаги в Православии.
При знакомстве с такими людьми сестры стараются сначала выслушать, побольше узнать о прошлом, о семье, об обстоятельствах, в результате которых они попали в пансионат, о проблемах, беспокоящих их в настоящее время. Таким образом, узнавая характер подопечных и опираясь в нем на лучшие черты, сестры начинают расширять свое общение с ними, заводят разговоры о вере, о Боге, о значении Таинств, читают Евангелие, жития Святых, раздают православную литературу.
Православным ветеранам сестры приносят святую воду, просфору, иконочки, помазуют св. маслом, разучивают молитвы, подготавливают к Таинствам, поздравляют с днем Ангела, днем рождения, с православными праздниками. На сегодня под нашей опекой находятся 272 православных ветерана из 800 жителей пансионата. Среди них много замечательных людей с интересными судьбами.
Елена Феликсовна – ровесница века. Она прошла всю войну, была санитаркой на передовой. Маленькая, хрупкая Елена выносила с поля боя раненых. На 103 году жизни она перешла из католичества в Православие. Молясь, она обращается к Богу своими словами: «Я разговариваю с Боженькой каждое утро и вечер и молю Бога за детей ». Для нее мы все дети. Своих детей у нее не было.
Ольга Федоровна – женщина с трудной судьбой. В 15 лет лишилась дома, родителей и родных, которых сослали в Сибирь после раскулачивания. Сама же Ольга Федоровна чудесным образом спаслась. Голодая и скитаясь, из Саратовской области она добралась до Москвы, где училась, а потом работала. С первых дней Отечественной войны ее призвали на фронт. Там, будучи водителем грузовика, она перевозила раненых с поля боя в госпитали, за что имела награды. Последние свои годы жизни (умерла в 2004 году) она провела в доме ветеранов. Тяжести судьбы и возрастные немощи не ожесточили характера Ольги Федоровны. В рассказах о себе она была не многословна. При воспоминании о человеческой доброте лицо ее озарялось улыбкой. Когда она благодарила Господа за все, благодать Божия освещала ее лицо.
Сергей Васильевич, ныне покойный, умер на 100 году жизни. Прошел всю войну, потом работал поваром в Кремле. Был большим оптимистом. Разговор его был наполнен шутками и прибаутками: «Живите, не унывайте, меня не забывайте». Он был глубоко верующим человеком и серьезно относился к Таинствам.
Сергей Алексеевич родился в Москве. Во время войны служил командиром разведывательного отделения на Ленинградском фронте. Много раз подвергался смертельной опасности, был неоднократно ранен. За особые заслуги перед Родиной был награжден 11-ю орденами и медалями.
Марианна Николаевна – балерина Мариинского театра в Ленинграде. Во время войны принимала участие в концертных бригадах на фронте. Потом она тяжело заболела, ей ампутировали ногу. Добрая, отзывчивая; болезнь не озлобила ее. Без ропота она сносила свое положение.
Нина Михайловна – староста молитвенной комнаты в пансионате, мать священника, главная помощница сестрам в делах милосердия.

Психологические и духовные проблемы пожилых людей
Известно, что психическая активность пожилых людей с возрастом падает. Они быстро устают, им необходимо давать чаще отдыхать. Внимание стариков легко отвлекается внешними причинами. С ними надо разговаривать четко, громко, простыми предложениями. Если одновременно говорят несколько человек, они теряются, начинают волноваться, раздражаться и в результате плохо понимают и запоминают.
Если пожилой человек говорит с раздражением, нельзя отвечать ему тем же. Если тема разговора его раздражает, лучше мягко поменять тему.
Когда пожилой человек попадает в незнакомую и непривычную обстановку: из дома в больницу или пансионат, он испытывает страх и напряжение. Он плохо адаптируется к изменениям внешних условий: чужие стены, чужие люди, чужая кровать. В этот момент ему нужна психологическая поддержка, ему надо чаще напоминать, что его любят и не оставят. Надо постараться, чтобы человек не замкнулся, не ушел в себя, не впал в уныние, депрессию. Если человек верующий, можно ему напомнить, что Господь его любит, никогда не оставит и что надо призывать имя Божие на помощь, что надо Господу изливать свои беды и нужды и просить у Господа помощи, терпения в болезни. Надо всячески поощрять самостоятельность, отмечать успехи: «Как вы сегодня хорошо выглядите! Как вы хорошо научились ходить с палочкой! Как хорошо покушали!»
Расспросы пожилых людей об их жизни благотворно действуют на них. Можно попросить их рассказать об их жизни, семье, детстве, месте, где прошла их молодость, о работе, об интересах, рассматривать фотографии, где они были еще в силе. Они должны почувствовать вашу заинтересованность, желание пережить то, что для них было дорого. Необходимо показать, что вы не торопитесь, что пришли именно к нему и ради него. Нельзя быть равнодушным и неискренним, иначе человек замкнется и надолго потеряет к вам доверие.
После долгой болезни и постельного режима, большую радость и оживление вызывают попытки посидеть, походить по комнате или просто подвести к окну и показать вид из окна. Ну а если есть возможность отвезти на коляске в храм, то это для них просто счастье.
Наряду с психологическими проблемами у пожилых людей возникают и духовные проблемы. Перед человеком рано или поздно встает вопрос о смысле жизни. Для чего человек жил, что ждет его впереди. И не важно, верующий человек или не очень. Если человек верующий, ему легче объяснить все с духовной точки зрения. Неверующий же смысл жизнь полагает «в семье, работе». Но когда он становится немощным, беспомощным, обузой в семье, то все это приводит такого человека в уныние и депрессию.
В этом случае надо попытаться объяснить, что истинный смысл жизни человека в Боге и с Богом. И если человек обретает веру в Бога, он преображается, получая благодать в Таинствах, в молитве. Очень важно, если хотя бы в детстве человек верил в Бога или его водили в храм. Воспоминания об этом помогают обрести веру.
У верующих бывают сложности при подготовке к Исповеди. Им трудно покаяться, они считают, что ничего плохо не делали, что делают только добро и не нуждаются в покаянии и прощении. Иногда они бояться, что к ним изменится отношение после признания в грехах. Если они и знают Заповеди Божии, то не могут «пропустить» их через сердце и начать жить по ним, жить духовной жизнью. Поэтому вера их часто «мертва», и они не могут сострадать своему ближнему, находящемуся в таком же положении.
Сестры подготавливают к принятию Таинств, объясняют значения Таинств, значение жизни по заповедям Божиим, читают Евангелие, жития Святых, молитвы ко Святому Причастию, молятся за подопечных, просят Бога о вразумлении их и укреплении. И Господь помогает и не оставляет тех, кто проявляет терпение и усердие на пути к Нему, смягчает их сердца, и постепенно их души светлеют.


Православное Сестричество свв. бесср. Космы и Дамиана пока еще очень молодо и находится в начале пути, поэтому мы просим ваших святых молитв о продолжении служения Господу и ближним.

Мы будем рады любой вашей помощи!
Верим в ваше милосердие! Спаси вас Господи!

Адрес:141400 г. Москва, ул. Правобережная, д.6
тел. (495) 572-3628, 573-1455 храм
Ирина Деева, старшая сестра: 8-905-701-1101
ИНН 7743085536, КПП 774301001
р/с 40703810700080000603 в ФЗАО
«Газэнергопромбанк» г. Химки г. Химки
к/с 30101810200000000784, БИК 044583784

Cм. также: Особенности пастырского душепопечения в геронтологии

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version