Избранные материалы сборника «Основы социального служения», презентованного на семинаре в приходском доме собора Александра Невского в Петрозаводске 15 мая с.г.
Добровольчество. С чего начать?
На сегодняшний день вхождение в социальную тему — дело не такое уж простое!
Для этого надо:
1. Осознать, какой мотив в человеке главный: милосердие, любопытство или что-то еще. Что для него ВАЖНЕЕ ВСЕГО?
2. Понять, насколько далеко человек далеко готов входить в эту непростую сферу.
3. Сколько у него есть времени, которое он может оторвать от семьи, работы, для того чтобы дарить его другим. Есть ли понимание в семье как таковое. Здесь важно не разорить свой семейный очаг.
4. Какой у него есть внешний ресурс: друзья, сотрудники на работе, восемь бабушек и т. д., чтобы творить дело доброе.
5. Какой есть внутренний ресурс: на уровне нервной системы, терпения, смирения и всего того, чтобы не сгореть на доброделании.
6. Как далеко в своих действиях человек может зайти: быть добровольцем, руководителем группы и так далее, чтобы не брать на себя то, что невозможно понести.
7. Какая социальная группа (сироты, осужденные и т. д.) по силам данному человеку, чтобы не стать заложником ситуации — ХОЧУ, НО НЕ МОГУ!
8. Какие есть интеллектуальные и гуманитарные способности, ресурсы, которые могут помочь в добром деле. И пустующий гараж может стать ресурсом.
9. Готов ли человек совершенствоваться в этой теме, и получать новые умения, знания, навыки по социально-общественной работе.
Стимулы добровольческого труда 1. Информирование сообщества о заслугах добровольца, о результатах его труда, накопление памяти об этом в трудовой биографии, истории коллектива, семье, что повышает статус и престиж человека в социуме; 2. одобрение со стороны членов референтной группы, в которой значима волонтерская работа или для защиты их интересов; 3. предоставление возможности общения в рамках добровольческого проекта с новыми значимыми людьми, доступ к новым социальным группам; 3. стимул нового и значимого — приобщение к новым видам деятельности, или приобщение к важному международному, межрегиональному, региональному мероприятию, проекту, акции; 4. доступ к разнообразным ресурсам в рамках проектов, программ — информационным, натуральным, финансовым, др., которые можно направить на доброе дело; 5. приобщение к новым знаниям в процессе обучения и получения опыта новой работы, значимого для волонтера в будущем; 6. предоставление возможностей для самореализации волонтера — чаще всего через конкурс грантов, дающих возможность придумать и реализовать свой проект; 7. участие в управлении важным интересным проектом, получение организационного опыта. (Кудринская Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции / Л. А.Кудринская // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. — С. 10). |
Как работать с социальной группой?
Цели деятельности:
• организация и повышение эффективности работы с социальной группой нуждающихся;
• систематизация работы с нуждающимися;
• создание новых условий взаимодействия с различными организациями;
• улучшение качества работы всех заинтересованных сторон;
• поиск новых технологий в работе;
• улучшение качества представляемых услуг и помощи нуждающимся;
• привлечение новых партнеров.
Задачи деятельности:
1. Определить охватываемую деятельностью целевую группу;
2. определиться с миссией организации с учетом охватываемой группы;
3. определить отдельные группы по направлениям и технологиям деятельности (например, бездомные люди, дети-сироты, заключенные, потерявшиеся дети);
4. составить карту (базы данных) возникающих проблем, трудностей и осуществить поиск наиболее эффективного выхода из них;
5. разработать (смакетировать) технологию решения проблем данной группы, опираясь на местные ресурсы (бизнес, СМИ, власть и т.д.);
6. разработать стиль организации — слоган, визитки, буклеты;
7. определить точки контактов с социальной группой (детский дом, свой офис и т.д.);
8. составить базу данных координат всех, кто может помочь в том или ином вопросе (например, телефон руководителя проекта — «передвижной автобус для голодающих»);
9. составить карту (базы данных) всех возможных учреждений, способных решать возникающие вопросы, трудности, проблемы;
10. совместно рассматривать выявленную проблему, обсуждать ее, высказывать предложения;
11. проводить «мозговые штурмы» при возникновении особо острых ситуаций, поиске средств, доноров и т.д.;
12. определить конкретного координатора «микро-проекта» при возникновении и решении проблемы;
13. разработать сайт решенных и нерешенных проблем нуждающихся;
14. для отчетов о проделанной работе изготавливать информационный бюллетень организации, где рассказывать о выполненных программах и новых проектах для повышения информированности всех заинтересованных сторон;
15. создать базу данных дружественных сайтов, приглашать их через рассылку информации для участия в программах хозяев имеющихся сайтов социальной и благотворительной направленности (например, сайт «Милосердие.ру», «Сиротская душа», «Русская береза», «Страна глухих» и т. д.), для размещения обращений и отчетов при возникновении экстренных ситуаций;
16. определить личностные возможности членов организации (например, в организации есть проводница поезда Москва-Петрозаводск, владелец машины, автобуса (перевоз гуманитарного груза); владелец магазина игрушек, аптеки, актер театра для организации праздника для больных детишек и т. д.), впоследствии создать базу данных;
17. определить консультирующую группу врачей, юристов и т. д., готовых высказать (предложить) свое видение решения проблемы согласно диагнозу и выпискам из истории болезни;
18. создание базу данных (желающих) доноров, групп крови и т. д., желающим помочь дать одежду, медикаменты, денежные средства;
19. сопровождать реализованные проекты отчетом для обобщения опыта помощи;
20. проводить конференции, семинары, «круглые столы» по возникающим трудностям в работе, успехам и т. д.;
21. работать над имиджевой составляющей организации (оформление информационных поводов, рассылка пресс-релизов, размещение текущей информации на сайте, приглашения на мероприятия представителей бизнеса, власти и СМИ);
22. издавать собственную газету (газетную вкладку);
23. и так далее…
Результат деятельности:
1. повысилась эффективность работы с нуждающимися;
2. создана среда общения и взаимопомощи для преодоления возникающих трудностей и проблем;
3. минимизирован эффект «преодоления рисков потерь» (ресурсных и иных);
4. сократилось время участия всех членов организации в решение насущных вопросов за счет накопленного опыта;
5. целевые группы получают более качественные услуги;
6. повысилась культура общения в социальной среде;
7. желающие помогать другим обучены (очно или дистанционно) технологиям социальной работы и эффективно работают в своих регионах;
Примечание. Регистрация как юридического лица необязательна, важно делать дело!
(Рекомендации составлены на основе опыта работы Попечительского Совета МУ «Дом ночного пребывания» г. Петрозаводска в 2002 — 2004 гг.)
«Ручеек помощи»: как вовлечь других в социально значимую деятельность? 1. Если просят помочь вещами, оргтехникой и т. д., спросите, нет ли необходимого у кого-то из ваших сослуживцев, знакомых, родных. Это требует незначительной затраты времени, зато отдача большая. 2. Если вы узнали о проведении благотворительной акции, расскажите о ней всем своим знакомым. Можно вывесить информационный листок у себя на работе или раздать листки тем людям, которые, как Вы знаете, с большой вероятностью, не останутся равнодушными и примут участие в акции. 3. Аналогично можно поступать и в тех случаях, когда необходима некая сумма денег. Мы создали на работе инициативную группу, распечатали листок с информацией и фотографией больного, которому была необходима медицинская помощь, и повесили листок на доске объявлений. Была собрана пусть не вся, но вполне приличная сумма денег. 4. В больших городах в учреждениях часто производится замена оргтехники, поэтому можно договориться хотя бы с одним из них, что списанное оборудование будет передаваться Вам для благотворительных целей. 5. Часто собрав необходимые вещи, человек не знает, как их доставить. Поэтому те, кто имеет возможность помочь в доставке грузов, следите за объявлениями на форуме (сайте) и сообщайте, пожалуйста, о своей готовности помочь. Надеюсь, что эта тема объединит незнающих друг друга, может быть, даже географически разделенных людей. А объединяющей силой станет желание общими усилиями сделать наш мир хоть чуть-чуть добрее. Очень хочется верить, что потечет «ручеек помощи». Елена Н., форум «Лепта» (www.sirotinka.ru/forum/) |
Как помогать бездомным?
1. Надо определиться, на какой территории это будет делаться (метро, железнодорожный вокзал, автовокзал, улица, поле и т. д.), для того чтобы смакетировать степень участия того или иного лица, возможности продуктовых вложений (пакеты, горячая пища, витамины, шоколад и т. д.). В метро выдавать проще, на улице сложнее.
2. Важно решить, какая будет периодичность осуществляемой помощи, время выходов на территорию.
3. Необходимо подумать, как будет отмечено место сбора (яркие плакаты, объявления, раздача флаеров, баннеры в местах выдачи продуктов).
4. Самый оптимальный вариант: горячая вода в термосах, пакеты (супы, пюре и т. д.) сразу вскрывать, чтобы бездомные не продавали их обратно в ларьки за «флакон безнадеги», хлеб нарезанный кусками, посуда одноразовая.
5. Обязательно выдавать сладкое — шоколад. Витамины лучше растворять в воде, в заварке чая, хотя потом можно будет выдавать в обычном виде.
6. Форма одежды — манишки (лучше всего, чтобы было видно, от кого и что делается) с надписью «горячие обеды», с крестиком и т. д. Это важно, так как «люди улиц» должны привыкнуть к цвету одежды и тем, кто раздает еду. Раздали еду, убрали манишки и все.
7. Надо прикинуть, каков охват тех, кто будет есть, чтобы понять, сколько нести еды в следующий раз. Это выяснится в процессе работы, но надо понимать, что «сарафанное радио» работает, и может быть наплыв людей если не сразу, то потом.
8. Лучше всего придти в местное ГОВД (ГУВД, «стаканы»), все рассказать о проекте как о долгосрочном или краткосрочном, и просить их либо сопровождать процесс выдачи, либо дать телефоны начальника (знать имя, отчество и сотовый телефон) на случай если их же коллеги будут приставать с вопросами.
9. Откуда можно выдавать еду: автобус, стационарная точка, лотки. Можно выдавать еду, двигаясь по городу (выдавая флаера с информацией о том, где и какую можно получить помощь), в местах массового скопления (проживания) бездомных.
10. Если организован стационар, было бы хорошо, чтобы кто-нибудь (во время действа) читал акафист иконе «Неупиваемая Чаша».
11. Надо беседовать с людьми, задать вопросы про личную жизнь и т.д. Это крайне необходимо. Может, кто-то начнет понимать всю важность своей жизни и станет искать мотивы для ее улучшения в свой душе.
12. Если есть православный врач (нарколог, терапевт), было бы здорово провести прием — визуальный и фактический осмотр, сделать перевязки, обработать раны, выдать таблетки, подбодрить.
13. Желательно посчитать всех, кто будет приходить, записать имена, фамилии, подать записки о здравии крещенных в православной вере в ближайший храм.
14. Надо сообщать им координаты ближайших монастырей, мест возможной подработки.
15. Через некоторое время можно проводить выдачу одежды, получив от бездомных социальные заказы (кому что надо).
16. Хорошо, если с Вами был бы священник, к которому они могли бы обратиться.
17. Также есть возможность выдавать православные газеты (маленькие иконки). Газет теперь достаточно, можно выбрать и с тематическими уклонами — просветительские.
18. Кто может заниматься этой работой: здоровые люди, желательно физически крепкие (на случай собственной защиты). Женщинам одним не рекомендуется осуществлять этот вид помощи (среди уличного контингента большой процент бывших заключенных).
Обращение к желающим безвозмездно работать в сиротских учреждениях
Уважаемые друзья!
Если у Вас есть время и силы посещать сиротские учреждения и помогать детям-сиротам в их творческом, духовном и спортивном развитии, мы приглашаем Вас стать нашими соратниками. Мы будем рады также сотрудничеству с организациями, которые хотят оказать помощь сиротским учреждениям. У нас есть предложения, связанные с жизнью детей-сирот Карелии и России. Не имеет значения, где Вы живете, если Вы способны уделить детям четыре часа в неделю, это уже большое дело. Итак, в любой детский дом нуждается в следующем:
1. Творческое и художественное развитие детей-сирот (кружки: рисования, лепки, вышивки, театральный кружок);
2. спортивные часы для детей-сирот (секции, туристические походы);
3. общеразвивающие программы для детей-сирот (например, «Клубы выпускника»);
4. этика семейной жизни для детей-сирот (навыки семейной жизни, привитие ценностей семьи и целомудрия);
5. бытовое самообслуживание детей-сирот (домоводство);
6. нравственно-этическое воспитание (лектории, беседы);
7. уроки православной культуры (религиозное воспитание).
Безусловно, без предварительного обучения, получения навыков деятельности нельзя идти к детям. Необходимо узнать, что же Вас ждет за порогом детского дома, как выстроен детский дом, по каким законам он живет. Мы готовы ответить на любые Ваши вопросы, связанные с тем, что есть ДЕТСКИЙ ДОМ! Пишите и обращайтесь к нам на наших форумах или лично: gezalov@yandex.ru
Мы ответим на любой вопрос! ПИШИТЕ! Дети ждут нашего участия.
Как помогать отказным деткам в больницах Вашего города?
Я стал часто получать письма с обращениями и вопросами, как помогать детским больницам вашего города. Ведь такие детки есть везде! От них отказываются по различным мотивам: и по материальным соображениям, и по духовному разладу с сердцем. По закону дети могут находиться в больнице 18 дней. Хотя койко-места ограничены, дети могут находиться в больнице порой несколько месяцев. Не имея иногда ни статуса, ни имени! И нет закона об этом, все на плечах персонала. Бывает, что детей передать нет возможности, так как дома ребенка переполнены. Они стоят и лежат в своих кроватках и ждут помощи, маму… В некоторых городах уже началась такая работа — в Подмосковье и Москве (Жуковский, Балашиха, Одинцово, Можайск, Москва), ее старается координировать Елена Альшанская, но этого мало, нужны добрые люди, материальная помощь… но обо всем по порядку!
Вопрос: С чего начать, помогать деткам?
1. Подумайте, по силам ли Вам эта деятельность, не пострадает ли от этого семья и Ваше здоровье.
2. Определитесь с тем, сколько времени Вы можете отдавать этим детишкам.
3. Какой у Вас есть первоначальный ресурс, об этом — ниже.
4. Вспомните знакомых, которые соприкасаются или соприкасались с этой темой, работают в таких учреждениях.
5. Есть ли у Вас единомышленники в семье, знакомые, друзья?
6. Читали ли вы литературу о том, чем и как живут эти детки? Это есть в Интернете, или на сайте ОТКАЗНИКИ. РУ.
Вопрос: Что необходимо делать вначале, чтобы пускали к детишкам?
1. Не напирать на руководство учреждения.
2. Для начала прийти и поговорить.
3. Предложить небольшую помощь.
4. Не задавать острых вопросов.
5. Не заниматься обвинением кого бы то ни было.
6. Узнать о конкретных нуждах учреждения.
7. Не заикаться о фотографиях и не пытаться сделать это скрыто. Все узнается, будет хуже. Фотографирование возможно со временем.
8. Не говорите о своей работе и зарплатах, понятно почему.
9. Долго не находитесь в учреждении, чтобы не напрягать персонал, его и так там мало.
10. Замечайте изменения в отношениях, контроль тут необходим.
11. Не говорите о том, что хотели бы помещать информацию в СМИ (газеты и сайты). Всему свое время.
Вопрос: Где брать средства?
1. Начните собирать со знакомых.
2. Обращайтесь в соответствующие организации, на сайты, куда сможете. Создайте сайт, типа этого: ФОНД ПОМОЩИ ДЕТЯМ-СИРОТАМ РОССИИ.
3. Набравшись опыта, обращайтесь через СМИ ко всем, кто может помогать.
4. Ищите партнеров и друзей.
5. Обратитесь в приход, храм, епархиальное управление и так далее.
Вопрос: Что необходимо этим деткам?
1. Ваше стремление улучшить их жизнь, любовь и забота.
2. Памперсы.
3. Дополнительное питание.
4. Игрушки.
5. Витамины.
6. Одежда.
7. Влажные салфетки.
8. Обогреватели в палаты.
9. Постельное белье.
10. Добровольцы, желающие посещать и гулять с детишками (нужны мед. книжки),
11. И так далее, все узнается при первых контактах.
ДЕТИ ЖДУТ НАШЕЙ ПОМОЩИ!
Отказники: из опыта социальной работы
Вопрос с персоналом больницы, где содержатся отказные дети, — ПЕРВЫЙ вопрос. Чаще всего работников интересует материальная составляющая из-за бедности или, например, зарплат. Но начать надо все равно с помощи деткам! Нашим организациям КРОМО «Равновесие» и Социальному центру «Попечение» было проще, нас хорошо знают. И когда мы впервые пришли в больницы, нам никто не отказал.
При этом мы пришли с идеей материальной помощи, но для детей.
Про акцию «Сухая попа» все слышали. Мы начали с нее. Предложили главному врачу помощь в виде сбора памперсов, а потом — одежды, игрушек, пеленок и всего необходимого для детей. Мы не только давали объявления в газете, Интернете, но и сами искали средства для того, чтобы собрать необходимую помощь. Нам стали помогать меценаты.
Далее мы занялись игровой комнатой. Полностью ее оборудовали, оснастили игрушками, DVD-плеером, диванчиком, дополнительным освещением, новой новогодней елкой, приборами подогрева бутылочек. Нам помогали люди из Германии, Франции, Ирландии, Москвы, Питера — да откуда только не помогали! Для детей ведь.
Таким образом, вся работа была проделана в рамках помощи деткам.
Нам поверили, и мы продолжили опекать больницы без требований и убеждений. Потом мы крестили несколько отказников. А на днях договорились, что к деткам будет ходить доброволец.
Теперь в больнице просто ЗДОРОВО! Нет жуткого запаха, дети смотрят мультики, к ним приходят добрые тети и дяди, занимаются с ними, гуляют, делают массаж.
Что Вам необходимо сделать:
1. Организуйте рабочую группу, разберите обязанности — кто и за что будет отвечать.
2. Объясните все свои намерения главному врачу.
3. Узнайте обо всех нуждах детишек и подумайте, чем Вы можете им помочь.
4. Старайтесь работать систематически, это покажет, что Ваши намерения серьезны.
5. Напишите список того, что Вам необходимо, и мы Вам постараемся помочь.
6. Спрашивайте чаще о том, что и как делать, мы подскажем.
7. Не угашайте духа своего.
Как помочь детскому дому и его обитателям?
1) Важно наладить контакт с руководством детского дома. Это чаще всего непросто. Можно прийти на встречу с директором с неким планом сотрудничества. Можно привести с собой команду из двух — трех человек. Это всегда выигрышно, так как директор видит не одного «сумасшедшего», а несколько. Не начинайте давить на него, дайте ему привыкнуть к мысли, что детскому дому будут помогать, приходить и т. д. Для директора это новая мысль, и он должен к ней адаптироваться.
2) Важно помогать самим деткам, видеть, как они меняются, принимая Вашу помощь.
3) Часто руководители учреждений просят средства на ремонт. Не идите у них на поводу! Их можно понять, им необходима покраска стен, ремонт туалетов, но это в первую очередь забота государства. От покрашенных стен в душе ребенка не будет радости. Можно, конечно, приехать с красками и кистями и раскрасить в красивые цвета стены спален, коридоров, но важно участие в этом начинании именно сирот.
На самом деле детей крайне необходимо выводить в город, в кино, музеи и т. д., организовывать для них праздники, — ведь им не хватает простого человеческого общения! Они покинут покрашенные стены детского дома, а как им придется жить дальше, без элементарных знаний человеческого общежития?
4) Также важна и Ваша личная позиция по вопросу помощи сиротам. Бытует мнение, что они зажираются. Да, кормят, может, их и неплохо, но еда — не главное в нашей жизни, а главного у них нет — любви, ласки и заботы.
5) Не обязательно ставить перед собой глобальные задачи, можно ведь опекать одного ребенка или группу, или, если есть силы и средства, небольшой детский дом. Конечно, проще это делать в команде, приезжать по выходным, играть в футбол, настольные игры, теннис и т. д.
6) Если нет возможности быть юридической организацией, то можно быть просто доброй командой для детишек.
7) Очень важный аспект, о котором многие забывают, — это образование детей-сирот. Это, пожалуй, самое главное в их жизни, так как после выпуска, они не могут поступить туда, куда могли бы, из-за низкого уровня образования. А для них социальная реализация — спасительная соломинка в море самостоятельной жизни. Мотивируйте их к обучению, это для них так важно!
8) Можно организовать переписку с детишками, посылать небольшие посылки, открытки с поздравлениями на праздник, где бы они видели реальную заинтересованность людей в их судьбе!
9) Конечно, если у Вас есть силы, и Вы готовы к усыновлению или удочерению, это самый лучшей СПАСИТЕЛЬНЫЙ выход для ребенка-сироты, так как ТОЛЬКО СЕМЬЯ может для него то, чего не может сделать казенный детский дом, пусть даже самый красивый и сытый.
Формы помощи детям-сиротам
Нередко нас спрашивают, чем мы можем помочь детским домам, детям-сиротам? Какая это должна быть помощь? Одеждой, личным участием или чем-то еще?
Форм помощи детишкам много: это и усыновление, и патронат, и гостевые посещения детей-сирот Ваших семей. Но не все способны это делать по понятным объективным и субъективным причинам.
Тем не менее, есть возможность принять участие в жизни детей, оказывая гуманитарную помощь. Это не занимает столько времени, как хождение с ними в кино, театры, на производства. Можно оказывать материальную поддержку.. Не обязательно освещать это широко, чтобы не нашлись те, кто скажет — а почему он/она передала машину одежды или продуктов?
Можно отправлять посылки по почте по мере возможности. Также можно передавать их через людей, которые имеют время и возможность посещать детские дома, приюты. Есть заблуждение: что если мало собрано, то это уже не помощь. Как раз помощь по силам — самая лучшая. И дело потихоньку идет, и жив тот, кто помогает, без надрыва и жертв.
Например, можно выбрать для себя одноформатную помощь — недорогими зубными пастами, мылом, порошком. И раз в месяц направлять помощь в учреждение. В этом есть потребность всегда. Или можно закупать носочки, трусики, варежки, шарфики, шапочки, и опять же отправлять в учреждение.
Малая помощь — с мира по нитке, может вылиться в большую поддержку.
Примечание. Не надо одаривать детей помадами и пудрами, плеерами и прочим, что в конечном счете их развращает. Лучше всего помочь тем, в чем действительно нуждается учреждение, от работы которого зависит жизнь детей-сирот. Дети хотят получать личные вещи, не приложив усилия к этому. А это уже развитие в них иждивенчества, которое не полезно в их дальнейшей жизни. Подумайте, кто им потом подаст, если они привыкают к «небесной манне»? Детей так же можно привлечь к работе. «Помоги себе сам» и другим — это самый лучший лозунг выживания для них, особенно после выпуска из детского дома.
Мы приводим список того, в чем чаще всего нуждается любой детский дом практически в любом регионе России:
1. Нижнее белье (трусики, носочки, майки, футболки).
2. Верхняя одежда (пальто, куртки, брюки, юбки).
3. Обувь (тапочки, ботинки, сапожки, кроссовки).
4. Вязанные шапочки, варежки, шарфики.
5. Мыло, порошки, зубные щетки, пасты (не обязательно из дорогих, важно их наличие).
6. Настольные игры.
7. Книги.
8. Пастельное белье (матрасы, подушки, простыни, одеяла, полотенца).
9. Спортивный инвентарь (футбольные и волейбольные мячи, теннис, бадминтон).
10. Шторы.
11. Цветы (горшки, посадочная земля).
12. Посуда (ложки, вилки, ножи).
13. Салфетки, туалетная бумага.
14. Гигиенические принадлежности для старших девочек.
15. Канцелярские принадлежности (ручки, простые и цветные карандаши, фломастеры, кисти, краски, тетрадки, альбомы, ватманские листы).
16. Игрушки.
Мы надеемся, что этот список поможет Вам понять, чем и как Вы можете принять участие в жизни детей-сирот. Находите для себя оптимальный вид помощи, если это не вредит здоровью и семейному благополучию.
Все хорошо в меру.
О деятельности социального центра «Попечение» при храме во имя святой великомученицы Екатерины г. Петрозаводска
Руководитель центра: протоиерей Андрей Верещагин, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины.
Консультант центра: Александр Гезалов, председатель КРОМО «Равновесие».
Цель проекта: создание эффективной системы помощи нуждающимся Петрозаводска.
Задачи проекта:
1. организация и реализация специальных программ и мероприятий, направленных на оказание помощи нуждающимся жителям Петрозаводска;
2. популяризация накопленного опыта социальной работы среди населения;
3. создание условий для социально значимой деятельности прихожан храма, в том числе — подростков.
Адресность проекта
Деятельность Центра «Попечение» направлена на следующие социальные группы:
1. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
2. осужденные (подростки и женщины);
3. престарелые, ветераны войн;
4. бездомные;
5. кризисные семьи;
6. отказные дети.
Организационные аспекты проекта
Формы работы:
1. духовное окормление;
2. материальная поддержка;
3. социализация и адаптация в современной жизненной ситуации.
Методы работы:
1. взаимодействие с органами региональной и муниципальной власти;
2. организация регулярных поддерживающих встреч с социальными группами;
3. создание разно-форменных условий поддержки нуждающихся;
4. обучение желающих основам социальной деятельности;
5. проведение просветительских обучающих семинаров, лекториев, круглых столов;
6. выпуск печатных и электронных СМИ, использование медийных ресурсов.
Технологии (по социальным группам).
I. Бездомные:
1. организация поддерживающей (сезонной) столовой;
2. оказание помощи в восстановлении документов;
3. гуманитарная поддержка;
4. поиск работы;
5. помощь в предоставлении жилья;
6. витаминизация, медицинская поддержка;
7. духовное попечение.
II. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей:
1. организация культурно-спортивных программ в рамках сиротских учреждений;
2. духовное окормление сиротских учреждений (участие в таинствах, церковных праздниках), в том числе — воспитательского состава;
3. оказание содействия в подборе значимых людей для реализации программы «Гостевой режим»;
4. оказание содействия в трудоустройстве;
5. реализация обучающих программ;
6. возможное участие в усыновлении и удочерении детей-сирот.
III. Отказные дети больниц:
1. материальная поддержка («памперсы», игрушки, одежда, медикаменты, санитарно-гигиенические принадлежности и т.д.);
2. участие в жизни детей добровольцев прихода;
3. крещение новорожденных отказных детей, дальнейшее духовное попечение;
4. духовная и материальная поддержка персонала больниц.
IV. Престарелые, ветераны войн:
1. патронажное посещение на дому;
2. патронажное посещение находящихся в госпиталях и больницах;
3. выдача поддерживающих продуктовых пакетов;
4. закрепление за каждым ветераном добровольца;
5. медицинский уход;
6. улучшение жилищных условий, ремонт жилья, помощь на дому, покупка продуктов и т.д.
V. Осужденные (женщины и подростки) :
1. патронажное посещение женщин и подростков СИЗО № 1;
2. гуманитарная и материальная поддержка;
3. реализация права на свободу вероисповедания (участие в таинствах, духовное попечение).
VI. Кризисные семьи:
1. духовные беседы;
2. поиск работы;
3. проведение патронажных рейдов;
4. материальная поддержка;
5. помощь семенами;
6. лоббистская помощь в органах власти.
Дополнительные программы:
1. летние и сезонные лагеря для детей и подростков;
2. спортивная секция (общая физическая подготовка);
3. кружки эстетической направленности;
4. общий хор для желающих;
5. обучение навыкам владения персональным компьютером;
6. обучения навыкам социальной работы;
7. фото- и видеостудия;
8. юридическая помощь.
Ожидаемый результат
К прогнозируемым результатам работы Центра «Попечение» можно отнести следующие:
1. повышение уровня и улучшение качества помощи нуждающимся;
2. организованное взаимодействие с государственными и муниципальными органами;
3. снижение уровня социальной напряженности в Петрозаводске;
4. повышение уровня социальной адаптации горожан;
5. улучшение психологического климата в опекаемых семьях;
6. уменьшение количества детей, поступающих в детские дома и приюты;
7. активное участие прихожан храма в жизни нуждающихся;
8. появление большего количества желающих (добровольцев) помогать нуждающимся в городе;
9. трансляция опыта социальной работы Центра «Попечение» в другие регионы РФ;
10. повышение доверия к Русской Православной Церкви у населения;
11. возрастание числа православных христиан, включенных в социальное служение;
12. создание и работа Попечительского совета Центра «Попечение».
Координаты Социального центра «Попечение» и КРОМО «Равновесие»
1. Социальный центр «Попечение при храме во имя святой великомученицы Екатерины г. Петрозаводска
Юридический адрес: 185001, г. Петрозаводск, ул. Вольная, 1.
Информационная поддержка:
http://ekaterina.pravoverie.ru (сайт храма во имя святой великомученицы Екатерины).
Адрес для связи: протоиерей Андрей Верещагин, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины: priest39@rambler.ru
Тел. храма во имя святой великомученицы Екатерины: (8-8142) 78-26-55.
2. КРОМО «Равновесие»
Адрес: 185035, Карелия, г. Петрозаводск, ул. Крупской, д. 12.
URL: http://www.sirotinka.ru
e-mail: gezalov@yandex.ru
Банковские реквизиты
ИНН: 1001039228, р/с 40703810425000172509
БИК: 048602673, к/с 30101810600000000373
Карельский Банк АК СБ РФ г. Петрозаводск
Регистрационный номер в Едином государственном реестре 1001300166 от 10.01.2000г.