Слышать руками
Слова о силе искусства неслучайны – картина, скульптура могут помочь справиться с отчаянием, восстановить мир в душе и даже дать подсказку в трудной ситуации. Для этого психологи советуют ходить по музеям так: полчаса вы переходите от экспоната к экспонату, а последние 20 минут посвящаете изучению только одного произведения искусства – того, что больше всего запомнилось и «зовет» к себе. Рассматривая его внимательно, прислушайтесь к своим чувствам – какие вопросы возникают при взгляде, например, на картину, что она вам говорит?
Отличный способ потренироваться неспешной созерцательности искусства – сходить на тактильную выставку. В первую очередь они рассчитаны на восприятие слепоглухих людей, но и обычные, зрячеслышащие посетители смогут получить интересный опыт. «Главное — человечность. Мы все равны, мир настолько огромен, богат и прекрасен, а зрение и слух — только два способа восприятия из пяти основных, – напоминает Ирина Поволоцкая, слепоглухая актриса и художница. – Просто не надо гордиться тем, чего, может быть, нет у другого».
Мне повезло – я успела многое увидеть и услышать
Какое произведение искусства вы знаете так хорошо, что сможете вспомнить даже с закрытыми глазами? Для Натальи Кремневой, одной из самых известных слепоглухих россиянок, это «Девочка с персиками» Валентина Серова. В 2019 году Кремневу выдвинули на соискание всероссийской премии «Headliner года». Уже пятнадцать лет она издает в странах СНГ уникальный журнал «Ваш собеседник» – его делают слепоглухие авторы для слепоглухих читателей.
– Эта картина даже сейчас стоит перед глазами, до мельчайших подробностей, не знаю, почему. Может, потому что я увидела ее в свой самый первый поход в Третьяковку. Мне тогда было лет пять и мы жили неподалеку. Гуляли с папой по окрестным улочкам Замоскворечья, и он привел меня в галерею, показал несколько картин. От «Девочки с персиками» я была просто в восторге! Потом, бывая в Третьяковке, обязательно ее «навещала». Во мне до сих пор живо это детское сильное чувство первого знакомства с прекрасным.
В 49 лет из-за наследственного генетического заболевания, синдрома Ушера, жизнь Натальи Кремневой необратимо изменилась. У нее с детства были слабые слух и зрение, но родители делали все, чтобы девочка не чувствовала себя обделенной. Со слуховым аппаратом Наталья окончила исторический факультет МГУ им. Ломоносова. У нее сложился огромный круг общения. Она не пропускала ни одной премьеры в московских театрах, ни одного московского кинофестиваля. Работала в Республиканском Дворце культуры Всероссийского общества глухих.
В 1990 году за месяц слух упал до полной глухоты и одновременно стало быстро и резко падать остаточное зрение. Сейчас у Натальи тотальная слепоглухота. Вместе с ней исчезло все то, что она любила, – недоступны стали театр и кино, очень сузился круг общения.
– И все-таки мне повезло – остались воспоминания об интереснейших событиях и людях, – говорит Наталья. – Я успела! Успела многое увидеть и услышать – музыку, любимые песни артистов, живопись, архитектуру. Я иду по старой Москве, с детства знакомым улицам и переулкам. Сопровождающий рассказывает о здании, а у меня сразу включается «внутреннее зрение» – память. И я сама рассказываю об этом доме или храме. Каким он был, когда я его видела. Эти воспоминания – светлые, радостные, как встречи с близким другом.
Потерю слуха переживаю даже сильнее, чем слепоту
Она сумела начать жизнь заново – прошла курс реабилитации, увлеклась журналистикой. В 2003 году начала издавать журнал «Ваш собеседник». Объездила почти всю Россию, бывает на международных конференциях для слепоглухих в Финляндии, Германии, Чехии, Англии. Любит читать и ведет переписку читателями журнала «Ваш собеседник» – они рассказывают, что именно он помог им не впасть в отчаяние и найти новые смыслы в жизни.
Потерю слуха Наталья переживает даже сильнее, чем слепоту. Для незрячих с нормальным слухом сейчас есть прекрасные тифлокомментарии – и театральных спектаклей, и фильмов. Для слепоглухого все это недоступно, точно так же, как живопись. В лучшем случае имеются рельефные пособия для незрячих – памятники мировой культуры. Но у нее, как у многих поздно-ослепших, не получается воспринимать такие графические пособия на ощупь – она их не понимает.
Специально для таких людей в разных музеях мира создают тактильные выставки. Одна из недавних – «Трогательная история» в Историческом музее, при поддержке благотворительного фонда «Со-единение». На ней представили 18 тактильных копий уникальных археологических находок, знаковых памятников эпохи Древней Руси и Московского царства, – например, ритонов, сосудов для питья из глины, металла или рога в виде животных.
Наталья Кремнева была на этой выставке и она ей очень понравилась:
– Но лично я воспринимала многие экспонаты как историк: вспоминала иллюстрации в учебниках по истории Древнего мира, помогали надписи и осязание. На мой взгляд, такие экспозиции очень нужны незрячим людям. Они повышают общий уровень культуры, образования. Можно не только осмотреть руками экспонаты, но прослушать аудиогида о каждом экспонате. А слабовидящие глухие могут увидеть перевод экскурсовода на жестовый язык на смартфоне.
Такие выставки необходимы и для всех остальных, обычных посетителей музея, особенно детей и подростков, считает Наталья – они воспитывают в них толерантность и решают проблему социальной изоляции. Важно только, чтобы у каждого слепоглухого на такой выставке был сопровождающий-переводчик – рассказывать об экспонатах и объяснять непонятное.
Фото: Михаил Кончиц