Душа поет, но нет голоса. Хочется плясать, но ноги не двигаются. Что делать в этом случае наглядно показал первый международный детско-юношеский фестиваль оригинального жанра «Созвездие», который прошел 8-9 ноября в Мурманске. Особые дети из России, Финляндии и Норвегии показывали зрителям те особые номера, которые они научились выполнять. Эти ребята могут проявлять себя в самых разных, даже неожиданных областях творчества, надо только им помочь, создать условия, которые помогут преодолеть ограничения и барьеры.
Гала-концерт фестиваля открылся жестовым, вокальным и танцевальным исполнением «Мурманского вальса»
«Оригинальный жанр – это в первую очередь цирковое искусство. Но на нашем фестивале к оригинальному жанру относятся такие танцевальные и музыкальные жанры, которые не очень обычны: жестовая песня, бальные танцы на колясках – объясняет Ольга Гернер, зав отделом культурно-досуговой деятельности ДК им. Кирова, который совместно с Мурманской областной организацией Всероссийского общества инвалидов организовал фестиваль. – Оригинальный жанр – это то, что люди в силу каких-то ограничений здоровья делают каким-то необычным образом. Также мы принимаем какие-то необычные, оригинальные номера. Фестиваль показывает, что дети и молодежь с ограничениями в здоровье тоже творческие, тоже талантливые».
У каждого из выступавших свой уровень мастерства, обусловленный данными от Бога талантами, месяцами или годами тренировок. Выступавшие и, правда, порадовали зрителей оригинальными номерами. Где бы еще жители Заполярья и их гости услышали горловое пение, которое продемонстрировал Валентин Ховалыг из г. Кызыл, Республика Тыва? А зажигательные танцы в исполнении страусов, лис и ворон, которыми искусно управляют юные актеры театра кукол «Волшебный фонарь» из Соснового Бора Ленинградской области? На необычных музыкальных инструментах: пищалках, счетах и разноцветных бутылках – играл коллектив «Музыкальная шкатулка» из специальной (коррекционной) школы-интерната №4 г. Мончегорска Мурманской области. А акробатические цирковые номера, выполненные участниками из Норвегии, захватывали дух у зрителей.
Выступление коллектива «Музыкальная шкатулка» из специальной (коррекционной) школы-интерната №4 г. Мончегорска Мурманской области
Жестовый дуэт
Воспитанники спортивно-адаптивной школы Мурманска
Жестовое пение сопровождало весь фестиваль, а гала-концерт был открыт и завершен песнями, исполнявшимися одновременно несколькими вокалистами: голосовыми и жестовыми.
Двухдневная программа фестиваля была продумана так, чтобы было интересно и детям-участникам, и их родителям, и педагогам. Нашлось в этой программе время и на экскурсию по столице Заполярья, и на знакомство, и на репетиции. Рабочая часть состояла из мастер-классов по жестовому пению и технике творческого танца для детей и круглого стола по проблемам реабилитации и социализации детей-инвалидов с помощью творчества.
Вид города и порта вечером
Памятник защитникам Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Местные жители ласково зовут его Алешей. Стоит на самом высоком (и холодном) месте города, поэтому его видно почти из любой точки Мурманска |
Вид на Мурманск от Алеши.
Все участники мастер-класса по творческому танцу получили огромное удовольствие, выполняя различные танцевальные задания, которые им давала Оксана Рустамова, руководитель балетной школы «Setlementi» в специализированной школе «Heinatorin» (Финляндия). Значение методики Оксана объясняет так: «Говорят, что танцы – для всех. А где эти все? Профессионалы из балета? В начале занятия, когда было дано задание просто двигаться по залу, ребята пытались двигаться как балерины. Но ведь танец – это не только бальные или народные танцы. Можешь ты красиво руку поднять – это уже танец! Но для этого надо понять, почувствовать, как двигается эта рука. Занятия творческим танцем позволяют это сделать. Ребята чувствуют свое тело, они не боятся себя, не боятся других. А ведь многие из них очень одиноки, а танец сближает их». Такие занятия создают условия для творческого взаимодействия учителя и ученика, они не разучивают придуманный педагогом танец, а вместе ищут те движения, которые будут в нем. И только в такой технике можно было создать танец «Я так чувствую», который исполнила Силья Рунала на гала-концерте.
Мастер-класс по творческому танцу. Участникам дано задание: двигаться, пока двигается ведущая, и остановиться, когда она остановится
Оксана Рустамова благодарит участников мастер-класса. Сурдопереводчик передает ее слова глухим детям
О роли творчества, о том, как оно помогает справляться с одиночеством, работать в команде, развивает внимание и память говорили взрослые на круглом столе. Ярким, с привлечением видематериалов, было выступление Натальи Редозубовой, руководителя школьного литературного театра «Сказка» из Тулы. Наталья, сама инвалид с детства, работает в обычной общеобразовательной школе, ведет театральный кружок. Среди 1500 учащихся школы есть представители самых разных социальных групп: неуспевающие и «трудные» дети, дети находящиеся под опекой, дети-инвалиды. Многие из них приходят в школьный театр и раскрываются в нем по-новому. «При подготовке спектакля возникает особая атмосфера, которая невозможна в урочной системе, – объясняет Наталья. – Ребенок, освобожденный от негативных оценок, забывший о том, что он «двоечник», способен раскрыть и проявить, а в будущем и развить свои лучшие потребности, склонности и интересы. В работе театра принимают участие и дети, обучающиеся на дому. Например, Ваня Губочкин и его мама готовят декорации, а потом с интересом приходят на все школьные премьеры. Занятия показали, что дети способны к правильному восприятию людей с особенностями здоровья, что им не мешают «взрослые» навязанные стереотипы мышления».
Ирина РЕДЬКО
фото автора