Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Оригинально и без барьеров

Душа поет, но нет голоса. Хочется плясать, но ноги не двигаются. Что делать в этом случае наглядно показал первый международный детско-юношеский фестиваль оригинального жанра “Созвездие”, который прошел 8-9 ноября в Мурманске. Особые дети из России, Финляндии и Норвегии показывали зрителям те особые номера, которые они научились выполнять. Эти ребята могут проявлять себя в самых разных, даже неожиданных областях творчества, надо только им помочь, создать условия, которые помогут преодолеть ограничения и барьеры

Душа поет, но нет голоса. Хочется плясать, но ноги не двигаются. Что делать в этом случае наглядно показал первый международный детско-юношеский фестиваль оригинального жанра «Созвездие», который прошел 8-9 ноября в Мурманске. Особые дети из России, Финляндии и Норвегии показывали зрителям те особые номера, которые они научились выполнять. Эти ребята могут проявлять себя в самых разных, даже неожиданных областях творчества, надо только им помочь, создать условия, которые помогут преодолеть ограничения и барьеры.


Гала-концерт фестиваля открылся жестовым, вокальным и танцевальным исполнением «Мурманского вальса»

«Оригинальный жанр – это в первую очередь цирковое искусство. Но на нашем фестивале к оригинальному жанру относятся такие танцевальные и музыкальные жанры, которые не очень обычны: жестовая песня, бальные танцы на колясках – объясняет Ольга Гернер, зав отделом культурно-досуговой деятельности ДК им. Кирова, который совместно с Мурманской областной организацией Всероссийского общества инвалидов организовал фестиваль. – Оригинальный жанр – это то, что люди в силу каких-то ограничений здоровья делают каким-то необычным образом. Также мы принимаем какие-то необычные, оригинальные номера. Фестиваль показывает, что дети и молодежь с ограничениями в здоровье тоже творческие, тоже талантливые».

У каждого из выступавших свой уровень мастерства, обусловленный данными от Бога талантами, месяцами или годами тренировок. Выступавшие и, правда, порадовали зрителей оригинальными номерами. Где бы еще жители Заполярья и их гости услышали горловое пение, которое продемонстрировал Валентин Ховалыг из г. Кызыл, Республика Тыва? А зажигательные танцы в исполнении страусов, лис и ворон, которыми искусно управляют юные актеры театра кукол «Волшебный фонарь» из Соснового Бора Ленинградской области? На необычных музыкальных инструментах: пищалках, счетах и разноцветных бутылках – играл коллектив «Музыкальная шкатулка» из специальной (коррекционной) школы-интерната №4 г. Мончегорска Мурманской области. А акробатические цирковые номера, выполненные участниками из Норвегии, захватывали дух у зрителей.


Выступление коллектива «Музыкальная шкатулка» из специальной (коррекционной) школы-интерната №4 г. Мончегорска Мурманской области



Жестовый дуэт


Воспитанники спортивно-адаптивной школы Мурманска

Жестовое пение сопровождало весь фестиваль, а гала-концерт был открыт и завершен песнями, исполнявшимися одновременно несколькими вокалистами: голосовыми и жестовыми.

Двухдневная программа фестиваля была продумана так, чтобы было интересно и детям-участникам, и их родителям, и педагогам. Нашлось в этой программе время и на экскурсию по столице Заполярья, и на знакомство, и на репетиции. Рабочая часть состояла из мастер-классов по жестовому пению и технике творческого танца для детей и круглого стола по проблемам реабилитации и социализации детей-инвалидов с помощью творчества.


Вид города и порта вечером

Памятник защитникам Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Местные жители ласково зовут его Алешей. Стоит на самом высоком (и холодном) месте города, поэтому его видно почти из любой точки Мурманска


Вид на Мурманск от Алеши.

Все участники мастер-класса по творческому танцу получили огромное удовольствие, выполняя различные танцевальные задания, которые им давала Оксана Рустамова, руководитель балетной школы «Setlementi» в специализированной школе «Heinatorin» (Финляндия). Значение методики Оксана объясняет так: «Говорят, что танцы – для всех. А где эти все? Профессионалы из балета? В начале занятия, когда было дано задание просто двигаться по залу, ребята пытались двигаться как балерины. Но ведь танец – это не только бальные или народные танцы. Можешь ты красиво руку поднять – это уже танец! Но для этого надо понять, почувствовать, как двигается эта рука. Занятия творческим танцем позволяют это сделать. Ребята чувствуют свое тело, они не боятся себя, не боятся других. А ведь многие из них очень одиноки, а танец сближает их». Такие занятия создают условия для творческого взаимодействия учителя и ученика, они не разучивают придуманный педагогом танец, а вместе ищут те движения, которые будут в нем. И только в такой технике можно было создать танец «Я так чувствую», который исполнила Силья Рунала на гала-концерте.


Мастер-класс по творческому танцу. Участникам дано задание: двигаться, пока двигается ведущая, и остановиться, когда она остановится


Оксана Рустамова благодарит участников мастер-класса. Сурдопереводчик передает ее слова глухим детям

О роли творчества, о том, как оно помогает справляться с одиночеством, работать в команде, развивает внимание и память говорили взрослые на круглом столе. Ярким, с привлечением видематериалов, было выступление Натальи Редозубовой, руководителя школьного литературного театра «Сказка» из Тулы. Наталья, сама инвалид с детства, работает в обычной общеобразовательной школе, ведет театральный кружок. Среди 1500 учащихся школы есть представители самых разных социальных групп: неуспевающие и «трудные» дети, дети находящиеся под опекой, дети-инвалиды. Многие из них приходят в школьный театр и раскрываются в нем по-новому. «При подготовке спектакля возникает особая атмосфера, которая невозможна в урочной системе, – объясняет Наталья. – Ребенок, освобожденный от негативных оценок, забывший о том, что он «двоечник», способен раскрыть и проявить, а в будущем и развить свои лучшие потребности, склонности и интересы. В работе театра принимают участие и дети, обучающиеся на дому. Например, Ваня Губочкин и его мама готовят декорации, а потом с интересом приходят на все школьные премьеры. Занятия показали, что дети способны к правильному восприятию людей с особенностями здоровья, что им не мешают «взрослые» навязанные стереотипы мышления».

Ирина РЕДЬКО
фото автора

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?