Справка, подготовленная юристом Синодального отдела по церковной благотворительности.
Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Получив от суда, органов социальной защиты, ЗАГС, правозащитных органов, соседей, родственников ит.д. информацию о необходимости участия в жизни ребенка и оказания ему помощи, органы опеки и попечительства (ООиП), после проверки и подтверждения данной информации, принимают необходимые меры защиты путем устройства ребенка в учреждения и семьи. В дальнейшем ООиП осуществляют постоянный надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей).
- В своей деятельности ООиП должны руководствоваться следующими принципами (ст. 5 ФЗ «Об опеке и попечительстве»):
Одной из важнейших задач органов опеки и попечительства является предотвращение насилия по отношению к детям. Приоритетом этой работы должно быть сохранение здоровой семьи, профилактика насилия. Однако случаи, когда иного выхода, кроме лишения изуверов-родителей родительских прав, просто не остается, к сожалению, не так уж редки. При этом недостаточно грамотная организация работы органов опеки приводит к тому, что ведомству не доверяет огромный процент россиян. Практически общей темой уже стали рассуждения о том, что функции, прописанные у опеки законодательно, отличаются излишне карательной направленностью.
Заметив неблагополучие в семье, органы опеки имеют крайне мало возможностей вмешаться на ранней стадии. Профилактическая психологическая работа развита плохо, возможности опеки, по сути, ограничиваются лишением родительских прав. В результате нередко можно встретить возмущение действиями опеки, забравшей ребенка из более-менее благополучной, с точки зрения общества, семьи в детский дом.
В связи с чем прекрасно понимающие, что ребенок отправится в детский дом, органы опеки и попечительства зачастую намеренно игнорируют проблемы в семье, пока ситуация окончательно не выйдет из-под контроля.
Серьезной проблемой является также и то, что отсутствуют единые критерии деятельности ООиП, единые подходы в принятии решений, даче заключений и т.д., т.е. отсутствует единая правоприменительная практика. Значимой является проблема наличия ничем не обоснованных нормативов штатной численности специалистов по защите прав детей. Еще одним негативным фактором является раздробленность органов опеки и попечительства. Поскольку непосредственное наделение того или иного органа местного самоуправления соответствующими функциями происходит на уровне регионального законодательства, то в каждом субъекте РФ этот вопрос решается самостоятельно.
Кроме того, при принятии решений органы опеки и попечительства по существу бесконтрольны. В настоящее время по отношению к ООиП нет системы вертикального подчинения. Единственными организациями, осуществляющими посильный контроль за их работой, являются прокуратура и суд. Поэтому вполне очевидно, что возникла необходимость реформы органов опеки, пересмотра требует законодательство, прописывающее функции и возможности опеки.
Сейчас отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
В целях совершенствования законодательства в части обеспечения эффективной организации работы ООиП по раннему выявлению семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации, защите прав таких детей, и сохранению семьи в настоящее время разработан законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства».
Законопроект регулирует вопросы введения в России института так называемого «социального патроната», что вызывает сейчас у общественности резкую и небезосновательную критику, т.к. имеет ряд существенных недостатков. В частности, расширяя практику произвольного вмешательства органов опеки и попечительства в жизнь практически любой семьи, являясь механизмом давления на нее, законопроект не нацелен на положительный результат по сохранению семьи путем введения социального патроната.
Другой законопроект — «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» — предусматривает создание механизма общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для таких детей. Фактически этот законопроект предполагает создание еще одного вида формальных контролирующих органов, с сомнительной компетентностью его членов, размытостью форм и результатов их деятельности и отсутствием инструментов для реального участия в улучшении жизни детей.
Безусловно, органы опеки, как и вся политика в области семьи, нуждаются в реформе. Необходимо развивать законодательство о социальном сопровождении семьи, но оно должно быть направлено на создание индивидуальной программы помощи семье, согласованной с членами семьи, которая будет включать профилактическую работу квалифицированных специалистов с потенциально неблагополучными семьями и направлена, прежде всего, на сохранение семьи.