Православный портал о благотворительности

Органы опеки: как они устроены, почему они отбирают детей, и какие законы регулируют их деятельность?

Справка, подготовленная юристом Синодального отдела по церковной благотворительности

Справка, подготовленная юристом Синодального отдела по церковной благотворительности.

Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Получив от суда, органов социальной защиты, ЗАГС, правозащитных органов, соседей, родственников ит.д. информацию о необходимости участия в жизни ребенка и оказания ему помощи, органы опеки и попечительства (ООиП), после проверки и подтверждения данной информации, принимают необходимые меры защиты путем устройства ребенка в учреждения и семьи. В дальнейшем ООиП осуществляют постоянный надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей).

    В своей деятельности ООиП должны руководствоваться следующими принципами (ст. 5 ФЗ «Об опеке и попечительстве»):
  • свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
  • контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

    Одной из важнейших задач органов опеки и попечительства является предотвращение насилия по отношению к детям. Приоритетом этой работы должно быть сохранение здоровой семьи, профилактика насилия. Однако случаи, когда иного выхода, кроме лишения изуверов-родителей родительских прав, просто не остается, к сожалению, не так уж редки. При этом недостаточно грамотная организация работы органов опеки приводит к тому, что ведомству не доверяет огромный процент россиян. Практически общей темой уже стали рассуждения о том, что функции, прописанные у опеки законодательно, отличаются излишне карательной направленностью.

    Заметив неблагополучие в семье, органы опеки имеют крайне мало возможностей вмешаться на ранней стадии. Профилактическая психологическая работа развита плохо, возможности опеки, по сути, ограничиваются лишением родительских прав. В результате нередко можно встретить возмущение действиями опеки, забравшей ребенка из более-менее благополучной, с точки зрения общества, семьи в детский дом.

    В связи с чем прекрасно понимающие, что ребенок отправится в детский дом, органы опеки и попечительства зачастую намеренно игнорируют проблемы в семье, пока ситуация окончательно не выйдет из-под контроля.

    Серьезной проблемой является также и то, что отсутствуют единые критерии деятельности ООиП, единые подходы в принятии решений, даче заключений и т.д., т.е. отсутствует единая правоприменительная практика. Значимой является проблема наличия ничем не обоснованных нормативов штатной численности специалистов по защите прав детей. Еще одним негативным фактором является раздробленность органов опеки и попечительства. Поскольку непосредственное наделение того или иного органа местного самоуправления соответствующими функциями происходит на уровне регионального законодательства, то в каждом субъекте РФ этот вопрос решается самостоятельно.

    Кроме того, при принятии решений органы опеки и попечительства по существу бесконтрольны. В настоящее время по отношению к ООиП нет системы вертикального подчинения. Единственными организациями, осуществляющими посильный контроль за их работой, являются прокуратура и суд. Поэтому вполне очевидно, что возникла необходимость реформы органов опеки, пересмотра требует законодательство, прописывающее функции и возможности опеки.

    Сейчас отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

    В целях совершенствования законодательства в части обеспечения эффективной организации работы ООиП по раннему выявлению семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации, защите прав таких детей, и сохранению семьи в настоящее время разработан законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства».

    Законопроект регулирует вопросы введения в России института так называемого «социального патроната», что вызывает сейчас у общественности резкую и небезосновательную критику, т.к. имеет ряд существенных недостатков. В частности, расширяя практику произвольного вмешательства органов опеки и попечительства в жизнь практически любой семьи, являясь механизмом давления на нее, законопроект не нацелен на положительный результат по сохранению семьи путем введения социального патроната.

    Другой законопроект — «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» — предусматривает создание механизма общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для таких детей. Фактически этот законопроект предполагает создание еще одного вида формальных контролирующих органов, с сомнительной компетентностью его членов, размытостью форм и результатов их деятельности и отсутствием инструментов для реального участия в улучшении жизни детей.

    Безусловно, органы опеки, как и вся политика в области семьи, нуждаются в реформе. Необходимо развивать законодательство о социальном сопровождении семьи, но оно должно быть направлено на создание индивидуальной программы помощи семье, согласованной с членами семьи, которая будет включать профилактическую работу квалифицированных специалистов с потенциально неблагополучными семьями и направлена, прежде всего, на сохранение семьи.

  • Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
    Exit mobile version