Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Опыт педагогического служения в сестричестве св. мц. Татианы (СПб)

Когда мы впервые пришли в Детский дом, многие дети с надеждой потянулись к нам, были организованы занятия, проводились праздники. Но через довольно быстрое время у детей стал пропадать интерес и желание встречаться с православными людьми, у некоторых рождался протест и агрессия: «Опять обманули, опять ложь». Да и сами православные добровольцы быстро уставали от сложных детей и уходили … В таком положении мы много проигрывали по сравнению с неверующими воспитателями, в постоянстве жертвенно исполняющими предписанные обязанности в деле сопровождения сирот. Стало ясно, что педагогическая деятельности в мирском понимании и педагогическая деятельность в Церкви имеют различные основания и цели.

Настоятель «Прихода св. вмч. и целителя Пантелеимона на ручье», духовник сестричества св. мчц.Татианы иерей Сергий Филимонов;
Духовник и преподаватель ЦПШ им. Свт.Иннокентия Московского иерей Григорий Антипенко;
Ст. сестра отделения «Синего Креста» сестричества св. мчц. Татианы, зам. настоятеля Прихода по миссионерско-педагогической деятельности, директор и преподаватель ЦПШ Ю.Т. Антипенко.


Сестричество милосердия св. мц. Татианы начало формироваться в Приходе в 1993г. Первое посвящение в сестры милосердия состоялось 25 января 1997 г. Именно этот день считается датой создания нашего Сестричества.
В настоящее время в нем сложились 3 формы сестрического служения: Красного, Желтого и Синего Креста. Отделение Красного Креста объединяет сестер, служащих больным людям как в государственных, так и в альтернативных медицинских учреждениях.
Отделение Желтого Креста создано как особая форма оказания социальной помощи нетрудоспособным гражданам, прежде всего одиноким, престарелым прихожанам.
Сестры отделения Синего Креста исполняют в Приходе педагогическое служение.
Это отделение сравнительно молодое: первое посвящение в сестры Синего Креста состоялось 9 августа 2002 г., хотя уже в 1996 г. в Приходе была открыта ЦПШ для детей и взрослых, с 1997 г. окормлялся Детский дом, с 1999 г. существовало Летнее загородное поселение как учебно-методическая база.
Форма милосердного педагогического служения была обнаружена не сразу.
«Что есть сердце милующее? — пишет о милосердии преп. Исаак Сирин. – Это возгорение сердца у человека о всем творении: о человеках, о птицах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умиляется сердце его, и не может он вынести и слышать или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью».
«Самая высокая милостыня для ближнего — это утолить духовную жажду познания вечной Истины, насытить духовно алчущего»
, – говорит схииг. Савва.
В первую очередь эта форма стала востребована в Детском доме. Когда мы впервые пришли в Детский дом, многие дети с надеждой потянулись к нам, были организованы занятия, проводились праздники. Но через довольно быстрое время у детей стал пропадать интерес и желание встречаться с православными людьми, у некоторых рождался протест и агрессия: «Опять обманули, опять ложь». Да и сами православные добровольцы быстро уставали от сложных детей и уходили. Выявилась разобщенность, отсутствие согласия, единодушия между верующими, желающими помочь детям, обнажились различия в педагогическом и духовном опыте. С подобным же отсутствием согласия и понимания между взрослыми встречались сироты в православных семьях, в которые мы приглашали их на выходные и каникулярные дни. В таком положении мы много проигрывали по сравнению с неверующими воспитателями, в постоянстве жертвенно исполняющими предписанные обязанности в деле сопровождения сирот. Стало ясно, что педагогическая деятельности в мирском понимании и педагогическая деятельность в Церкви имеют различные основания и цели. Чтобы дать возможность детям не воспринимать нас как альтернативных воспитателей, мы решили организовать в Детском доме Сестричество. Как известно, Сестричество является исторически сложившейся формой деятельного попечения не только о больных, но и о детях.
Так как в Приходе к этому времени уже было зарегистрировано Сестричество, в котором сестры заботились о тех, кто лежит в больницах, то было благословлено организовать внутри Сестричества отделение, сестры которого занимались бы детьми.
Для начала мы обратились к исторически сложившимся формам попечения о детях и познакомились с деятельностью открытого в 1892 году в Петербурге Общества попечения о больных и бедных детях, кратко именуемого Синий Крест.
В это Общество входили богатые и влиятельные люди того времени для организации обширной благотворительной деятельности в попечении о детях.
Общество имело своей Устав, члены Общества получали чин в зависимости от размера пожертвований и регулярности вкладов. На данный момент смысл и задачи дореволюционного движения существенно изменились. Поэтому, учитывая специфику сегодняшнего дня, по благословению духовника Сестричества мы взяли только историческое название Синий Крест, указывающее на объект нашего попечения — детей и попробовали соединить это название с одним из видов христианской деятельной заботы о ближних — служением сестер милосердия.
Внутри отделения опытно стали выстраиваться иерархические отношения, которые позволили качественно организовать дело, начался поиск церковных отношений между сестрами, порядка и содержание труда сестер над своим нравом.
Благодаря избранной форме милосердного педагогического служения удалось объединить в согласии прихожанок из различных приходов города с различными традициями, с различным духовным окормлением и степенью воцерковления. У сестер стал меняться подход к детям, стали выявляться действительные нужды детей, появились удачные опыты утешения сложных детей.
Стало возможным открытие группы на 17 человек. На должности воспитателей и их помощников нам удалось трудоустроить в штат Детского дома наших сестер. Это позволило увеличить объем попечения о детях и улучшило контакт с педагогическим коллективом Детского дома.
На август 2004 г. в Детском доме на 216 человек исполняют послушание 6 посвященных и 6 добровольно помогающих сестер.
Параллельно с упорядочением внешней организации возникла необходимость в ясном понимании того, что мы делаем. Занимаясь детьми, обнаружили, что причина многих наших поражений и неудач заключалось в нашей церковной некомпетентности. Подвигаемые призывающей благодатью Божией, мы решили делать добрые дела, не зная, как их исполнить богоугодно.
Мы не могли бросить детей, лицемерить перед ними и в поисках благословленного Богом образа и порядка исполнения дела в Церкви обратились к изучению учения Церкви о служении.
Обратившись к страницам Священного Писания и святоотеческому наследию, мы решили в своей деятельности опираться на ряд важных пневматологических и христологических богословских положений.
Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый христианин, есть непрестанное служение Богу и Церкви. «Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом, ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многие (Мк. 10, 44-45). Это был новый, неизвестный человеческому обществу принцип, положенный Иисусом Христом в основание жизни Церкви: служить другому, жить для другого, умирать за другого…
Жизнь и служение в Церкви тождественны. Жизнь Церкви, ее душа — Дух Святой. Он — приснодвижим, Он всегда активен. Где Дух, там жизнь, и там — делание и служение. В Духе Святом: если живешь, – то и служишь, а когда служишь, – живешь. К делу служения призван весь народ Божий, который во Христе служит Богу.
Дар Духа дается каждому отдельно, но не для индивидуального, а совместного служения, совершаемого Церковью. Общее служение всех является совместным служением всех членов Церкви, сохраняющих «единство Духа в союзе мира» (Еф. 4,3) и проявляется всецело в Литургии, когда все служат Богу под возглавлением предстоятеля.
Дух Святой, которым все крестились, раздает каждому, как Ему угодно, особые дары для служения в Церкви. Все благодатны в Церкви, т.к. все получают дары Духа. На каждое служение преподается особый дар в зависимости от того служения, к которому призываются. «Одному дается Духом слово мудрости; другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцеления, тем же Духом… Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 8-11), говорит св. ап. Павел.
«Дары различны… и служения различны… и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всем». (1 Кор. 12, 4-6)
Каждое служение в Церкви осуществляется силой Христовых добродетелей. «Сам Господь наш Иисус Христос и является существом всех добродетелей», – говорит преп. Максим Исповедник. Не человек служит своими «силами» Богу, а Христос дарует человеку силы и совершает в нем служение. Только поэтому и возможно милосердное служение в Церкви, что есть добродетель милосердия, источник которой, по слову св. Григория Нисского, – «Бог —
всесовершеннейшая добродетель»
. Только по тому и возможно молитвенное предстояние (служение) в Церкви, что есть «Предстоятель и Ходатай» (1 Ин. 2, 1) перед Богом — Господь наш Иисус Христос. Только потому и возможно служение педагога, что есть Наставник (Иов 33, 23), Который Сам — Истина (Ин. 14, 6). Только потому и возможно всякое служение в Церкви, что есть Служащий, дарующий силы и Сам действующий и все совершающий.
«Все и во всем Христос. Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение… в любовь, которая есть совокупность совершенства». (Кол. 3, 12, 14)
Таким образом, и педагогическое служение в нашем понимании — это момент «чистого звучания» добродетелей Христовых в человеке, это встреча с живым Богом, Который пришел к человеку совершить свое служение в мире.
«Мы соработники у Бога» (1 Кор. 3, 9). «Жизнь человеческая на всех ступенях, – пишет преп. Иустин (Попович), – это богочеловеческий синергизм, сожительство Бога и человека, благодати и свободы, сослужение человека Богу, дополнение человека Богом, возливание небесного елея в светильник души. Человек — всегда небоземное существо, отсюда и жизнь его — небоземной подвиг».
От человека — «согласие» и содействие, от Христа — Богочеловеческие силы – добродетели. «Человек, сколько может, старается делать добро по своей воле. Бог же устрояет исполнение сего сообразно со Своей правдою», – говорит преп. Марк Подвижник.
«Согласие» состоит в том, чтобы уяснить ту истину, что в Церкви каждый — служащий Богу. Содействие состоит в том, чтобы человеку добровольно искать и находить Христа. Преп. авва Дорофей называет это «устроением».
Для того, чтобы мирянину, в том числе сестре милосердия, начать учиться служению, ему необходимо свободно захотеть отвергнуться себя и посвятить свою жизнь, свободу, свои силы Христу, захотеть того, чтобы Христос действовал в нем.
«Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35).
Мы пришли к выводу, что опытное познание себя как служащего может начаться в сестре-педагоге только тогда, когда она лично захочет искать Христа.
«Ища Бога, – говорит св. Феофан Затворник, – мы хотим обрести Его, хотим обладать Им и быть обладаемыми от Него, приискренно приобщиться Его, быть в Нем и Его иметь в себе. В этом-то живом, внутреннем, непосредственном общении Бога с человеком и человека с Богом и есть eгo последняя цель».
Эта цель жизни является высшей правдой человека. Этой правды ищет искренняя детская, подростковая душа, несогласная на компромиссы и полуправды.
22-летняя воспитанница Детского дома, пережившая побои, унижения (в детстве в целях «воспитания» девочку сажали в мешок, заставляли спать на голом матраце, выливали еду за шиворот), ответила на вопрос: «Что тебе доставляло в Детском доме наибольшее страдание?» таким образом: «Неправда взрослых».
Не находя в нас правды жизни, дети, молодежь перестают нам доверять и, прячась от страданий, уходят в свои виртуальные миры.
Бескомпромиссная позиция детей-сирот позволила нам выйти на проблематику воцерковления детей из православных семей, в том числе учащихся ЦПШ.
Из 150-200 семей нашего Прихода только около 30 семей сознательно и постоянно ищут воцерковления. Вместе с воцерковляющимися родителями дети постепенно научаются в семье христианской нравственности через подражание образам благочестия. Взрослые занимаются на богословских курсах, посещают лекции, семинары; дети изучают «Закон Божий» и другие церковные дисциплины. Все стараются читать духовные книги. Все учатся. И не только знаниям о вере, но и жизни по вере, благочестию. Желание жить благонравно приводит к активному членству в церковной общине, регулярному участию в Таинствах, духовническому окормлению. Воцерковляющаяся семья ищет благочестивую среду, где можно обсудить вопросы о вере и спасении; очень значительными становятся встречи с церковными людьми. В некоторых случаях активная позиция мирянина приводит супруга (супругу) в братство (сестричество). Дети вместе с родителями едут в летнее православное поселение, отдыхают в православном лагере. Бывают нередкие паломнические поездки. Иногда семья подвизается на послушаниях в монастыре.
Внешне все благочестиво.
Но при этом даже в работе с такими сознательно воцерковляющимися семьями возникли ряд проблем и вопросов
– Почему при таком всестороннем обучении вере и благочестию дети уходят из храма?
– Почему они тяготятся богослужением («там одно и то же»)?
– Почему их лица становятся нерадостными, когда речь заходит о молитве?
– Почему дети не исповедуют Господа своей жизнью?
– Почему они не становятся церковными, горячо и преданно любящими Христа людьми?
Семья, как малая Церковь, призвана стать местом служения для каждого ее члена. А этого не происходит. В таинстве Брака супругам подаются дары Духа для благодатного воспитания детей, преодоления собственного эгоизма, созидания союза двоих по образу соединения Христа и Церкви (Еф. 5, 23-30).
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Эти слова Спасителя также относятся и к семье. В таинстве Брака семье подаются дары для собирания не во имя свое, но во имя Христово.
Семья созидается как малая Церковь, когда члены ее, прежде всего родители, согласятся стать в ней служащими, согласятся с тем, что в них и через них хочет действовать Христос.
Наша приходская практика показывает, что семья сегодня часто обнаруживает свою неспособность при внешнем благочестии быть для детей благодатной церковной средой. При этом есть родители, которые готовы переосмыслять свой семейный и родительский опыт, готовы учиться быть служащими в семье.
Родители нуждаются в том, чтобы самим иметь возможность побыть, пожить в благодатной церковной среде, услышать ее дыхание.
Мы стараемся в ЦПШ силами служащих сестер-педагогов проводить обучение в таких формах, в которых родители и дети могли бы получить такую практику. Это различные практические занятия в группах, праздники, викторины, многоголосия.
Педагогическое служение в ЦПШ, где учатся 50 детей и 97 взрослых, совершается духовником школы, 2 сестрами милосердия и испытуемым братом.
Кроме того, мы обнаружили, что кратковременные встречи в школе в течение года не смогли дать нам возможности решать в полноте поставленные задачи по воцерковлению семьи. Поэтому для детей и взрослых— учащихся школы в 1999 году была начата организация летнего загородного поселения. Именно там, в условиях довольно продолжительного срока совместной жизни в церковной общине начали появляться положительные плоды от обучения служению сестер, братьев, родителей, детей, молодежи.
Каждое лето за 3 месяца в Поселении в среднем проживает и обучается 30 детей и 30 взрослых. Обучение служению — это научение хранению духовного устроения.
«Сказано, ищите, – пишет преп. авва Дорофей, – значит, чтобы мы испытывали, каким образом приходит сама добродетель, что ее приносит, что мы должны делать для приобретения ее; так всегда испытывать и значит: ищите и найдете». Мы понимали, что ищущему Христа нужны правила, которые позволили бы ему в меру его духовного возраста верно направить свои искания. Поэтому, основываясь на учении Церкви, мы сделали попытку сформулировать некоторые правила, которые смогли бы помочь сестрам упорядочить свой духовный труд.
Перечислим эти правила:
1. Ищи Христа умом — разумей, кто ты и кто твой ближний, что нужно тебе и что нужно ему.
2. Ищи Христа сердцем, по слову апостола: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5).
3. Ищи Христа волей (св. aп. Павел учит, что мы, «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2, 10).
Спаси Господи!

Список использованной литературы:
– Схиигумен Савва «Сборник трудов и писем» М. 2001.
– св. Григорий Нисский, De vita Моysis.
– преп. Иустин (Попович) «На Богочеловеческом пути» СПб.1999.
– преп. Иустин (Попович) «Православная Церковь и экуменизм».М.1993.
– Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1911
– преп. авва Дорофей «Душеполезные поучения». Калуга, 1895.
– св. Феофан Затворник «Начертание христианского нравоучения» М. 1998.

Посетите сайт прихода Св. великомученика и целителя Пантелеимона на Ручье

Сайт Милосердие.ru предполагает в ближайшее же время опубликовать еще несколько интереснейших материалов из газеты «Глаголь добро» и детского приложения к ней «Синий крест». Следите за обновлениями сайта.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?