Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

ОПК на Пушкинской площади

На Пушкинской площади отец Андрей появился на 20-30 минут после назначенного времени. Многочисленные журналисты недоумевали – где Кураев? (признан в РФ иноагентом) Дело в том, что Тверская улица перед этим «стояла» (милиция перекрыла движение). Оказалось, что для президентского кортежа


На Пушкинской площади отец Андрей появился на 20-30 минут после назначенного времени. Многочисленные журналисты недоумевали – где Кураев? (признан в РФ иноагентом). Дело в том, что Тверская улица перед этим «стояла» (милиция перекрыла движение). Оказалось, что для президентского кортежа. Машина с звукоусиливающей аппаратурой застряла с другой стороны Тверской. И пока ее не было, подоспевший отец Андрей общался с публикой и отвечал на вопросы журналистов

Москва, 10 октября. Маленькая фигурка диакона Андрея Кураева (признан в РФ иноагентом) на фоне бьющего фонтана и низких туч, готовых брызнуть дождем. Вереница спешащих мимо прохожих, иногда со словами: «Православие? Пойдем отсюда, а то окончательно свихнемся». Группа молодых людей из движения «Наши» с флагами в руках, рота тележурналистов с треножниками видеокамер и горстка молодежи в 50 человек, слушающая негромкий голос миссионера под ледяным ветром. Так со стороны выглядел вечером 9 октября 2007 года первый открытый урок Основ православной культуры на улице в центре Москвы.


Oрганизовывало «урок ОПК» движение «Наши». С микрофоном – руководитель их «Православного корпуса» Борис Якеменко

«Рабинович и Нур-Мухамедов присядьте, не торопитесь выйти из класса, это урок для всех. Не урок религии, а урок о религии и поэтому мы не собираемся на нем делить детей по национально-религиозному признаку: православные направо, татары налево, евреи за черту оседлости…»,- с этих слов дьякон Андрей Кураев начал открытый урок под открытым небом. Вместо классной доски – банеры с изображением Христа, вместо кусочка мела в руке – микрофон. «По церковному преданию, в конце своей жизни Иоанн Богослов на все вопросы, с которыми к нему обращались, отвечал только одной фразой: «Дети, любите друг друга». В этом и состоит квинтэссенция православной культуры»,- отметил православный миссионер.



Профессионально, с яркими примерами о.Андрей набросал план предмета, включив в него основные понятия и темы уроков, которые должны, по его мнению, осветить занятия по ОПК. Свобода и страсть, творчество и внутренний мир человека, нравственность и система самооценки.


На уроке «ученики» задавали преподавателю Кураеву вопросы

«Главный тезис нашего курса: православная культура — это не икона, не фрески и не древний храм, а люди. Главный плод православной культуры – это созданный ею человек. И задача нашего курса – понять и услышать друг друга, понять самих себя. Эти уроки будут интересны для вас, потому что на них вы узнаете своих соседей по парте, по классу, по городу, по планете. Может ли быть более высокая радость, чем радость дискотеки? Как распределять свои оценки – что хорошо, что плохо в твоей жизни? Чем руководствуется христианин, ставя себе оценки за прожитый день? Это ключевые темы уроков»,- сказал о.Андрей.


На левом фото – пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл ФРОЛОВ с дочерью Елизаветой

Урок, который преимущественно был посвящен теме свободы человека, длился около 20 минут. Еще 20 минут заняли вопросы слушателей, касающиеся миссионерства.
В частности, «как соотносится преподавание основ православной культуры и теория эволюции»?. «Меня лично преподавание теории эволюции в школе не напрягает, другое дело я хотел бы, чтобы ученые откровенно говорили то, что они сами знают на эту тему»,- ответил профессор богословия.- «Потому что кроме теории эволюции Дарвина (о которой нельзя сказать что она доказана на сто процентов и поэтому это все же весомая научная гипотеза), существуют и другие теории эволюции. В частности, академика Берга (жившего в 20-е годы прошлого века) и академика Блохинцева, физика по образованию, (70-е годы) – оба развивали идею неатеистической эволюции. Теория католического богослова, знаменитого биолога Тейяра де Шардена. Наконец, теория моногенеза. И учитель биологии должен честно сказать об этом учащимся».


Представители одного из православных молодежных движений поделились с выступающим идеей провести такой миссионерский эксперимент: «потерять» в метро несколько рюкзачков с Библией и телефонами владельцев. И таким образом подтолкнуть к вере случайно нашедшего Библию человека и узнать заодно, многие ли вернут ее владельцу. Одно лишь смущает ребят: если Библия попадет в руки далеких от веры в Бога людей, те употребят ее не по назначению. По мнению о.Андрея, этого не стоит бояться, нужно довериться Богу. Потому что и Христос говорил о зернах, которые сеятель бросает в землю. И хотя после дождя земля выглядит как грязь, и получается, что зерна попали в грязь, иначе семена не принесут новых плодов. Библия не может храниться в музее за бронированным стеклом – тогда она будет мертва.


Подытоживая свой открытый урок в ответах журналистам, о.Андрей отметил: «Не страшно, что сегодня было так мало слушателей. Намного важнее, какой информационный резонанс он будет иметь. Эффективность урока в том, чтобы тема преподавания основ православной культуры не закрывалась как повод для общественной дискуссии. В то же время я считаю, нельзя идти в школы до той поры, пока в обществе не будет достигнут консенсус по этому вопросу. Мы сами должны определиться, какими мы хотим видеть эти уроки, и какими видеть их не хотим, от чего надо уклониться в их проведении».
Брызнул слабый дождик, площадка, на которой выступал о. Андрей быстро опустела, «Наши» оперативно свернули банеры, прочий реквизит и погрузили в «Газель».

Алексей РЕУТСКИЙ, фото Андрея РАДКЕВИЧА

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?