С 2016 года в Израиле действуют новые поправки к закону об опеке – ее условия смягчили до минимума, а уязвимого взрослого — «человека дождя» — максимально укрепили в правах. В наших российских реалиях они кажутся фантастикой.
Например, если вы – взрослый человек под опекой, то вольны отказаться от долгосрочной госпитализации в психоневрологическое учреждение – даже если ваш опекун говорит другое. Вы можете вообще не подчиняться опекуну и потребовать его замены.
Опекун не имеет права принимать решения за вас – только в доступной форме доносить факты, информировать, что есть такие-то варианты, и помогать воплощать ваши решения в жизнь.
В нашей стране, если вы частично или полностью недееспособны и у вас нет близких, готовых о вас заботиться, никто даже не спросит вашего мнения – вас отправят под надзор в ПНИ, причем это учреждение, и только его, назначат вам в опекуны.
Совместное опекунство: родственник, друг, интернат, НКО
Внешнего контроля за тем, как вам там живется, как вас лечат, если вы заболели, нет – все на совести опекуна-ПНИ и за его забором. А теперь представьте, какое это огромное поле для злоупотреблений: исполнитель услуг — одновременно представитель подопечного, то есть за качеством услуг следит он же.
«К сожалению, до сих пор сохраняется практика, когда интернат заключает договор о поставке услуг сам с собой», – говорит юрист правовой группы ЦЛП Елена Заблоцкис.
В Израиле решено так: организации, которые оказывают человеку с ментальной инвалидностью услуги – проживание, лечение, досуг, образование – не могут назначаться его опекунами, поскольку это приводит к конфликту интересов.
Родительское сообщество в России при поддержке профильных НКО уже несколько лет добивается, чтобы и у нас появилась возможность пресечь конфликт интересов. Для этого подготовлен законопроект о распределенной опеке, где предусмотрено совместное опекунство.
То есть чтобы опеку или попечительство над вами, если вы окажетесь недееспособным, делили между собой – и соответственно, друг друга контролировали, как с вами обращаются, – граждане и организации. Например, родственник или друг – и интернат. Организация сопровождаемого проживания – и родственник. Интернат – и НКО, помогающая людям с психическими расстройствами.
Израиль: все подопечные подсчитаны; Россия: сколько людей под опекой неизвестно
В Израиле под опекой находится около 50 тыс человек (население страны – почти 9 млн). Из них 85% – под опекой родственников, 15% под опекой юридических организаций (юридических опекунов). Всего таких организаций 11 — это НКО и коммерческие компании.
Как сказано выше, у них нет права самим предоставлять подопечному услуги – только контролировать качество их исполнения.
Регулятор юридических опекунов – Генеральный Попечитель в Министерстве юстиции. Право на работу они получают от него.
В России, где проживает более 144 млн граждан, до сих пор нет сводной статистики по людям, которые находятся под опекой. До конца 2021 года Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) должна составить базу людей, признанных недееспособными и ограниченно дееспособными, а также их законных представителей.
Оператор системы — Пенсионный фонд РФ, а базу должны собрать органы опеки и попечительства.
Обязательный перечень услуг, предоставляемых юридическим опекуном в Израиле:
• Юридические услуги и защита в суде
• Реализация прав и получение льгот
• Управление финансами
• Управление недвижимым имуществом
• Оптимизация задолженностей
• Периодические визиты
• Повседневные нужды
• Содействие в адаптации проживания
• Сопровождение и помощь в получении медицинских услуг
• Организация проживания в учреждении долгосрочного ухода
В Израиле большой выбор вариантов проживания, в России – все зависит от опекуна
В Израиле предусмотрены адаптационные квартиры – для тех, кто в дальнейшем планирует жить самостоятельно. Квартиры для 2-6 человек, хостелы для 12-24 человек или центры проживания – для взрослых с тяжелой формой умственных ограничений.
В России все зависит от того, есть ли у вас опекун или попечитель. Те, у кого их нет, живут только в психоневрологическом интернате, куда помещаются под надзор. Их законным представителем – опекуном – назначается директор этой организации.
Вот почему российским НКО, которые организуют проекты сопровождаемого проживания, порой приходится оформлять опеку или попечительство на своих сотрудников, чтобы участников проекта не забрали в интернат.
Израиль – три вида опеки: медицинская, финансовая и по личным правам
Опекуна в Израиле назначает суд – каждый случай рассматривается индивидуально.
Потенциальный опекун должен в суде обосновать, для чего нужна опека. Предусмотрено три вида опеки: медицинская, финансовая или по личным правам (опекун по личным правам занимается, например, оформлением брака). Обычно сначала назначают опекуна в одной сфере. По мере ухудшения функций подопечного добавляют остальные.
Заявить о проблеме может частное лицо – например, родитель, который сам хочет стать опекуном – или, если человек одинокий, рекомендация поступает от социального координатора. Он же представляет этот случай в суде и подбирает юридического опекуна – исходя из его специализации. Например, есть НКО, которая берет под опеку переживших Холокост.
Социальные координаторы работают при ведомствах, к которым приписаны люди, нуждающиеся в помощи и опекунстве: Минздрав (психические расстройства) и соцопека (умственные ограничения). Социальный координатор отслеживает порядка 250-300 человек.
Россия: деление на недееспособных и опекунов и частично дееспособных и попечителей
У нас инициировать признание гражданина недееспособным, помимо близких людей, может орган опеки и попечительства, психиатрическая больница или психоневрологический интернат.
Вместо трех видов опеки, как в Израиле, у нас в стране с 2015 года появилось деление на опекунов и попечителей. Если вы полностью недееспособны, к вам прикрепят опекуна, если ограничены в дееспособности – попечителя.
В первом случае вы лишаетесь права совершать юридически значимые действия для осуществления ряда своих прав. Во втором – можете частично сами реализовывать свои права, а сверх того уже требуется контроль попечителя.
Например, нужно письменное согласие попечителя на продажу или покупку квартиры, сдачу ее внаем, открытие счета в банке, заключение договора кредита или займа, покупку или продажу автомобиля, ценных бумаг и другие сделки.
Кроме того, на продажу или сдачу внаем квартиры (как недееспособного, так и ограниченного в дееспособности гражданина) потребуется еще и разрешение органа опеки и попечительства.
Попечитель и опекун обязаны развивать способность подопечного понимать значение юридически значимых действий и быть самостоятельным. Он только сопровождает и разъясняет, а решение принимает сам подопечный.
Но, по словам Елены Заблоцкис, институт ограниченной дееспособности пока работает мало, потому что не все понимают, как его использовать.
В Израиле за деньги и траты подопечного отвечает финансовый опекун
Постановление о назначении финансового опекуна – это может быть частное лицо или компания – направляется в банк. Сотрудники банка приглашают его и родственников подопечного, чтобы обсудить полномочия, которые опекун выдает подопечному. Можно дать банковскую карту, но ограничить сумму: до $300 человек может расходовать свободно, а на что-то большее банк будет запрашивать разрешение у опекуна.
Финансовый опекун ограничен в правах: есть ряд процедур, на которые требуется разрешение суда. Это операции с недвижимостью, денежные операции на сумму свыше 500 тысяч шекелей ($153 тысячи) в год, операции, которые влекут за собой обязательства подопечного (получение ссуды, залог имущества).
Также финансовый опекун обязан формировать бюджет «корзины проживания» и подавать ежегодный отчет.
Кроме того, есть еще одна форма финансового сопровождения – получатель пособия. Суд назначает получателя пособия за человека. Эти люди подписывают пакт с ведомством национального страхования и обязуются использовать пособие на нужды подопечного, предоставлять раз в квартал отчетность о потраченных средствах и компенсировать средства, если потратили их нецелевым образом.
В России опекун/попечитель отвечает сразу за все нужды подопечного, включая деньги
В России счет, на который поступают пенсия и пособие ограниченному в дееспособности или недееспособному человеку, открывает в банке попечитель или опекун – и только он может снимать с него деньги.
Недееспособный человек не может самостоятельно распоряжаться своими деньгами на этом счету, а ограниченно недееспособный все решения принимает сам. Попечитель только согласует, на что он расходует средства.
Помимо счета, куда поступают пенсия и пособие, предусмотрен личный счет. Чтобы снять с него деньги, опекун недееспособного человека должен обратиться за разрешением к органу опеки – а с номинального, с пенсией и пособием, может снимать без разрешения.
Ограниченно дееспособный человек сам распоряжается деньгами со своего личного счета. В случае неразумного расходования попечитель может обратиться в суд и ограничить право своего подопечного это делать.
В Израиле опекуны получают деньги за свою работу
Оплата – стимул не размещать подопечных в интернаты без острой необходимости. Если ваш подопечный помещен в учреждение долгосрочного ухода, вы будете получать за работу 510 шекелей в месяц (11500 рублей), а если не помещен – в два раза больше, 1023 шекелей в месяц (23 тыс рублей).
Благодаря денежному стимулу только 3% подопечных отправляются в учреждения долгосрочного ухода, остальные получают услуги амбулаторно.
Поскольку сумма изымается из ежемесячной пенсии подопечного, вопрос оплаты актуален в основном для юридических опекунов. Физические лица (часто это родители или другие родственники) обычно на деньги не претендуют.
В России труд опекуна не оплачивается, но есть вариант с вознаграждением
У нас в стране принято, что обязанности по опеке и попечительству исполняются бесплатно. Однако орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, может заключить с опекуном или попечителем договор – что они это будут делать за деньги.
Вознаграждение может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ. Больше всего – 10 тысяч рублей – от государства получают родители и опекуны (попечители), ухаживающие за инвалидом I группы с детства (при условии, что они не работают и не получают пенсию).
Кроме того, в ряде регионов (например, Вологодская, Калужская, Владимирская области) установлены выплаты опекунам и попечителям совершеннолетних подопечных за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В Израиле набор соцуслуг назначается индивидуально, в России – почти тотальный контроль опекунов-ПНИ
В Израиле созывается комиссия, чтобы выяснить, какие услуги вам понадобятся и в каком объеме.
Например, для людей старше 18 лет возможно ассистированное проживание: вы живете дома самостоятельно дома и ежедневно получаете помощь от приходящего сотрудника по уходу.
Вы можете получить работу в специализированном центре или в частной или государственной компании – по квотам, устроиться в социальный центр дневного пребывания.
В России после того как человека признают ограниченно дееспособным или недееспособным, в течение месяца орган опеки и попечительства обязан найти ему попечителя или опекуна.
Если этого не происходит, обязанности опекуна временно ложатся на сам орган. В ведении специалиста опеки обычно находится не менее 250 личных дел.
Сейчас приоритет в законе отдается юридическому опекуну-интернату, где вы будете проживать. Это, напомним, на практике часто приводит к конфликту интересов и злоупотреблениям. Психоневрологические интернаты – и опекуны, и оказывают своим подопечным социальные услуги.
Обслуживание в ПНИ предполагает удовлетворение основных жизненных потребностей – в крыше над головой, еде, одежде, гигиенических принадлежностях.
Как правило, в качестве оплаты за услуги в пользу ПНИ списывается 75% пенсии подопечного.
Законопроект о распределенной опеке позволит отдать приоритет вашему родственнику или другу – он или она сможет наблюдать и контролировать, как с вами там обращаются.
Кроме того, необходима возможность для родителей и самих недееспособных и ограниченных в дееспособности подавать в органы опеки и попечительства заявления о предпочтениях относительно опекунов или попечителей.
При подготовке материала использованы материалы вебинара «Как устроена опека в Израиле» ЦЛП «Особое детство» и книги Елены Заблоцкис «Ограничение дееспособности вследствие психического расстройства».
Иллюстрации Ольги Сутемьевой