Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом – подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!
Создать логотип, подготовить документы на грант, «почистить» от вирусов сайт – многие актуальные для НКО задачи решают интеллектуальные волонтеры – бесплатно в формате pro bono или за символическую плату.
Привлечь таких волонтеров можно на специальных площадках, у каждой – немного своя специфика.
Todogood

Одна из самых известных на сегодня российских платформ интеллектуального волонтерства. Создана в 2016 году по инициативе сотрудников международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group.
С платформой работают около 50 НКО и 600 волонтеров. Это профессионалы из мира консалтинга, крупных международных и российских компаний, имеющие как минимум 3 года опыта в ключевых для решения задач НКО функциях, таких как маркетинг, SMM, стратегия, HR, IT, юриспруденция.
Спектр задач, которые решают в Todogood, довольно широк: разработка общей стратегии некоммерческой организации, создание фандрайзинговых инструментов (например, клуба доноров или корпоративных фандрайзинговых продуктов), разработка маркетинговых и коммуникационных планов на базе исследования целевой аудитории, создание совместных проектов между бизнесом и НКО по решению социальных задач, разработка финансовых планов и бюджетов.
Недавние кейсы: разработка коммуникационной стратегии для БФ «Старость в радость» и маркетинговой стратегии для портала Благо.ру.
В чем специфика: на Todogood обычно практикуется «коллективное волонтерство»: масштабные задачи требуют работы команды из 3-5 человек, которую обязательно курирует сотрудник todogood – стратегический консультант, ответственный за контентную поддержку команды волонтёров и контроль хода реализации проекта.
Помимо долгосрочных проектов Todogood проводит встречи в формате «мозгового штурма»: после предварительной подготовки команда специалистов обсуждает задачу и дает НКО рекомендации по ее решению в течение одного дня. Такие встречи проводятся бесплатно.

Модерация: волонтеры отбираются очень тщательно. «Это двухэтапный процесс: скрининг и интервью, на которых мы проверяем компетенцию и мотивацию волонтера, определяем его или ее роль в команде того или иного проекта», – говорит Антон Степаненко.
Как правило, Todogood сотрудничает с НКО, проработавшими на рынке хотя бы 2-3 года и имеющими программу дальнейшего развития.
Процесс: взаимодействие с НКО предполагает несколько этапов – знакомство с командой фонда, уточнение и проработку техзадания, а затем собственно проектную работу, которая длится 2-3 месяца.
Цена: стоимость подготовки полноценного консалтингового проекта – от 80 до 150 тыс. рублей. Возможно финансирование консалтинговых pro bono проектов за счет грантов от корпоративных партнеров НКО. Кроме того, каждый год Todogood отбирает около 15 проектов, которые выполняет бесплатно.
ProCharity

Платформа была запущена в декабре 2017. Проект создан фондом «Друзья» в партнерстве с Mastercard. Представлены следующие направления интеллектуального волонтерства: «Дизайн и верстка», «Маркетинг и коммуникации», «Переводы», «Веб-разработка и мобильная разработка», «Работы с текстом» и «Юридические услуги». В числе волонтеров (сейчас их около 170) – выпускники вузов, сотрудники и руководители направлений крупных корпораций.
В чем специфика: «В отличие, скажем, от Todogood, мы решаем не «верхнеуровневые», а практические разнопрофильные задачи, – говорит Евгения Белотелова, исполнительный директор фонда «Друзья». – От подготовки юридического договора до, например, реализации комплекса конкретных мероприятий по ребрендингу фонда».
ProCharity ориентирована, в первую очередь, на НКО, которые не могут позволить себе поиск и оплату квалифицированных специалистов, как, скажем, многие региональные фонды. В настоящее время платформа сотрудничает с верифицированными фондами-партнерами БФ «Друзья». Планируется, что в марте 2018 года с ProCharity начнут сотрудничать и фонды-партнеры «Добро Mail.ru» – cейчас они проходят тщательную проверку сервиса.

Модерация: «Одно из главных преимуществ нашей платформы – наличие серьезной (и очень нужной НКО!) модераторской работы, – отмечает Оксана Разумова, управляющий директор фонда «Друзья». – ProCharity – настоящий онлайн-офис: мы помогаем фондам выбрать волонтера и наладить с ним работу, вместе с заказчиками контролируем сроки выполнения задачи». Все этапы – от заполнения заявки на задания до приема конечного результата проводятся под присмотром модераторов: в случае вопросов модераторы платформы пишут или звонят представителям фонда и дают подробную консультацию о том, как нужно формулировать задание.
Процесс: фонд, размещая задачу в разделе «Задания», получает на нее отклики волонтеров. НКО выбирает конкретного исполнителя, опираясь на открытую информацию в его или ее профиле. Например, БФ «Детские сердца» рассмотрел 6 заявок на выполнение своего задания «копирайт для сайта». Модератор проекта по e-mail давал рекомендации для оптимизации аккаунта волонтера, с помощью телефонных звонков мотивировал фонд вовлечь волонтера и погрузить его в контекст, следил за тем, чтобы пользователи оставляли оценки и отзывы. В результате задача фонда была успешно закрыта.
Цена: для НКО проекты реализуются бесплатно, в формате pro bono. Волонтер может воспользоваться бонусом от партнеров ProCharity в качестве благодарности за потраченное время – например, получить билеты в театр или скидку на профильное обучение.
«Волонтим»

Платформа создана стартап-студией Useful при поддержке «Рыбаков Фонда». Проект запущен в декабре 2017 года, до февраля 2018 года работает в тестовой версии, но уже сейчас любые НКО могут зарегистрироваться на проекте и получать консультации. Сегодня с платформой работают около 20 специалистов и 75 НКО.
В чем специфика: это единственная российская платформа интеллектуального волонтерства, где применяются технологии машинного обучения, т.е. используется искусственный интеллект.
Основная функция платформы – консультационные услуги, на данный момент – в сфере бухгалтерского аудита и юриспруденции. В дальнейшем «Волонтим» планирует расширять направления деятельности согласно запросам, которые будут приходить от фондов. «Сегодня самые популярные запросы – как зарегистрировать НКО, как правильно составить либо изменить Устав НКО и как правильно заполнить заявку на грант», – рассказывает Евгений Рубан, генеральный директор проекта.

Процесс: «Благодаря технологиям, разработанных нашей командой, из типичных вопросов и ответов на платформе формируется общая открытая база знаний. Она обрабатывается с помощью искусственного интеллекта, и в результате пользователь может решить свою проблему в течение нескольких секунд», – объясняет Рубан.
Задать вопрос можно в мессенджерах. Если вопрос относится к числу популярных, бот ответит на него автоматически. Если же проблема более сложная, в чате с пользователем начинают общаться эксперты – профессионалы, имеющие опыт работы с НКО. Платформа сотрудничает, например, с «Клубом бухгалтеров и аудиторов НКО», с ассоциацией «Юристы за гражданское общество». Для решения вопросов с «живым» экспертом требуется от нескольких часов до суток.
Цена: услуги для фондов предоставляются бесплатно.
«IT-волонтер»

Онлайн-платформа для обмена знаниями и навыками в сфере информационных технологий. Создана в рамках проекта «Теплицы социальных технологий» (признана в РФ иноагентом) в 2014 году.
В чем специфика: На платформе можно найти учителя для начинающих программистов, seo- или smm-специалиста, отыскать профи, который сделает сайт «под ключ» и других «айтишников». Волонтеры (более 3000 чел.) – это студенты, молодые специалисты и эксперты в своих областях, ищущие варианты долгосрочного сотрудничества. Волонтёром может стать любой, кто чувствует в себе силы выполнить поставленную задачу.
Недавние кейсы: создание инфографики для отчетности БФ «Настенька» , разработка логотипа для БФ «Cчастье детям».
Модерация: «Предварительной проверки или отбора специалистов на платформе нет: каждый исполнитель за выполненную работу получает от заказчика отзыв, на основе которых формируется рейтинг волонтеров», – отмечает координатор «IT-волонтера» Влад Лавриченко.

«IT-волонтер» следит, чтобы задачи, которые появляются на платформе были поставлены реальными НКО либо социальными предпринимателями. На платформе работает постмодерация, говорит Лавриченко: «Мы просматриваем все опубликованные задачи, и если есть сомнения в корректности указанной информации от НКО, либо в случаях, если у автора задачи пустой профиль, либо если нужна дополнительная информация, задачу на время снимаем с публикации и связываемся с авторами».
Процесс: На задание, опубликованное НКО, могут откликнуться несколько специалистов. Осуществить выбор НКО помогают модераторы платформы. Дальнейшее общение НКО и специалиста, в том числе уточнение деталей задания, происходит напрямую.
Цена: большинство проектов осуществляется для НКО бесплатно (в качестве «оплаты» фонды предлагают благодарственное письмо, размещение ссылки на сайт исполнителя). Также возможен вариант выполнения задач по «дружественной» (минимальной) цене либо с использованием средств грантового финансирования.
«Пасека»

Сообщество веб-студий, агентств, IT-компаний и независимых профессионалов, заинтересованных в работе с НКО и социальными проектами. Стартовал в 2015 году по инициативе «Теплицы социальных технологий».
В чем специфика: «В отличие от «IT-волонтера», здесь акцент сделан на масштабные, крупные задачи», – говорит Алексей Клёсов, координатор программы «Пасека».
Помимо распространенных запросов (сделать сайт «с нуля», разработать фирменный стиль и т.д.), «Пасека» помогает обезопасить сайт НКО. Например, благодаря компании «Ревизиум», которая занимается безопасностью сайтов «Ревизиуму» был полностью «вылечен» и надежно защищен сайт Ассоциации фандрайзеров.
Недавние кейсы: студия «Сова» из Владивостока разработала логотипы для социального проекта «Guide Dog Friendly» -он призван сформировать дружелюбное городское пространство для незрячих людей с собаками-поводырями, а также для кафе-клуба «Незабудка», созданного для людей с болезнью Альцгеймера.

Процесс: Выбрать исполнителя НКО может самостоятельно, воспользовавшись списком студий и фильтрами на сайте «Пасеки». Однако большинство НКО используют на главной странице форму «сделать заказ». «Я получаю заявку, связываюсь с организацией, задаю уточняющие вопросы и делаю рассылку задания по нашим студиям, – объясняет Алексей Клёсов. – Откликнувшиеся студии получают контакты заказчика – и общаются с ним напрямую. По итогам этого «тендера» НКО выбирает исполнителя и начинает с ним работать».
Модерация: На платформе – около 100 профессиональных студий, и все они предварительно проходят премодерацию. «Мы смотрим на портфолио, – рассказывает Клёсов. – Чтобы стать участником программы, студия должна иметь конкретный кейс для НКО». Для некоммерческих организаций жесткой премодерации нет. «Пасека» не может полностью курировать все проекты, но всегда готова проконсультировать, поддержать стороны и подключиться – скажем, в случае возникновения конфликтных ситуаций.
Цена: Основная часть услуг (крупные проекты, которых у «Пасеки» около 70-80%) оказывается в формате «дружеской цены», небольшие задачи обычно решаются бесплатно. Все зависит от возможностей и загрузки студий.
