Но есть и хорошая новость: молодежь у нас правда прекрасная. Согласно масштабному опросу, результаты которого в 2023 году опубликовал Центр исследований НИУ ВШЭ, российская молодежь активно вовлечена в благотворительность. В возрастной группе от 18 до 24 лет 48% хотели бы стать волонтерами, а 31% – уже успели это сделать, 53% совершали пожертвования в благотворительные фонды. При этом молодежь несколько чаще, чем старшее поколение, жертвует деньги на помощь животным, на культурную и правозащитную деятельность, однако на первом месте все-таки остается помощь больным детям.
За безликими цифрами опросов стоят реальные молодые люди и девушки. Мы решили познакомить вас с ними поближе и собрали четыре истории юных, но очень активных героев, которым уже есть чем гордиться. Прочтите их, и тогда вы наверняка уже не будете судить о современной молодежи свысока – эти ребята дают надежду на то, что нас ждет прекрасное будущее!
«Дайте «Оскар» этой богине!»: сурдопереводчица, которая сделала выпускной незабываемым для глухих школьников
Жительница Подмосковья Ангелина Котляренко в июне 2024 года проснулась знаменитой – ролики с ее зажигательным переводом песни дуэта Galibri & Mavik «Федерико Феллини» на жестовый язык наводнили соцсети. Дело было на московском выпускном в Парке Горького: Ангелина вместе с коллегой Федором Мишиным работали для более чем 150 неслышащих выпускников. Уже на утро Ангелину узнавали в метро, а журналисты то ли в шутку, то ли всерьез, вслед за словами песни требовали: «Дайте «Оскар» этой богине!»
Журналист портала «Милосердие.ru» Екатерина Сажнева поговорила с Ангелиной вскоре после ее дебюта. В материале «Мне говорили: «Это ты распальцовки кидаешь? Научи!» девушка рассказывает о том, как стала сурдопереводчицей и каким видит свое будущее.
Ангелина родилась в семье неслышащих родителей и жестовый язык выучила еще в детстве: смотрела, как мама общается, как разговаривает с подругами, года в три начала подходить к ней с различными предметами и спрашивала: «Как будет стакан?» или «Как будет клавиатура?». Девушка говорит, что с детства ощущала некоторую инаковость: «Были моменты, когда окружающие ровесники воспринимали меня как клоуна, что ли», – признается она.
После 18 лет Ангелина Котляренко прошла аттестацию как сурдопереводчик, с экзаменами справилась блестяще. Сейчас она работает личным сурдопереводчиком Дмитрия Михайловича Жевжикова, председателя Московского областного регионального центра общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийского общества глухих. А еще – учится в полицейском колледже: «В будущем я хотела бы совмещать юридическую и психологическую поддержку людей со слабым слухом», – говорит девушка.
Свою известность она хотела бы обернуть на пользу популяризации инклюзии, и, кажется, ей это удалось: заговорив о молодой и талантливой девушке, журналисты невольно упоминали и тех, для кого она выступала, – молодых людей с нарушениями слуха, которым на московском выпускном было так же весело, как и их слышащим друзьям.
«Они от этого станут лучше»: аранжировщик и автор хитов, который помогает беженцам из Луганска
Миша Смирнов – звезда проекта «Голос.Дети» и соавтор модных хитов, которые вы наверняка знаете. Слышали популярные песни молодых исполнителей Вани Дмитриенко («Ты Венера, я Юпитер») и Хабиба («Ягода-малинка»)? Аранжировки к их хитам пишет Миша Смирнов. Кроме того, он еще записывает собственные песни, снимается в клипах. В его активе финал детского «Голоса» и участие в детском «Евровидении», несколько сезонов постановок в музыкальном театре и пять собственных студийных альбомов.
Но в материале Дарьи Менделеевой «Волонтерим вместе с папой» молодой человек рассказывает не о музыке и шоу-бизнесе, а о том, как вместе с отцом Алексеем Смирновым помогает людям.
Это семейная традиция и элемент воспитания – о благотворительности Михаил знал с детства, наблюдая пример отца. Потом подрос, стал и сам участвовать в добрых делах. Когда Миша получил свой первый гонорар, отец подошел к нему и прямым текстом сказал: «Вот, почитай, есть семья, которой надо помочь, давай скинемся по столько-то». Мише было 17 лет – отправил для семьи около 30 тысяч рублей и почувствовал, как он говорит, «страшную важность» того, что он делает, и радость, что отныне может помогать самостоятельно.
Потом было волонтерство в фонде «Константа» – отец и сын вместе ездили в Тверскую область поздравлять с Новым годом семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. А затем Алексей и Михаил Смирновы стали добровольными помощниками фонда «Ясное дело». Прошлым летом отец и сын собирали и отправляли посылки людям, которые живут в ПВР в Луганской области – тем, кто в результате боевых действий остался без жилья и без надежды на будущее. В посылках – самое необходимое: крупы, консервы, сладости. «В какой-то момент эти коробки, которые поедут в те места, где страдают люди, начинают тебе казаться очень важными, даже важнее твоей обычной работы», – говорит Михаил.
Он отмечает, что все его сверстники, которым он рассказывает про благотворительность и волонтерство, говорят, что это круто. Не все готовы в этом участвовать – сказываются повседневные заботы и гонка за успехом. Его отец Алексей Смирнов убежден, что, даже просто рассказывая о добрых делах и подавая пример, можно многое изменить: «Может быть, и те артисты, которые что-то делают неправильно, пообщавшись с Мишей, о чем-то задумаются. Ну, увидят что-то в его поведении, о чем-то поговорят. Они от этого станут лучше».
«Известность и слава так близко, но мне это совсем не нужно»: топ-модель, которая оставила карьеру, чтобы помогать людям
Юная красавица Мария Ковалева из Саратова собиралась стать топ-моделью, а стала координатором социального проекта в фонде «Хорошие люди». В материале «Девушка, которой хотелось изменить мир» Мария подробно рассказала Дарье Менделеевой о том, почему отказалась от карьеры в Париже и Милане и выбрала совершенно иную дорогу.
Мария признается, что еще на втором курсе, обучаясь на журналиста, подумала, что хочет стать известной для того, чтобы помогать людям. Позже оказалось, что первое – совершенно необязательное условие для второго, помогать может любой. И Маша помогала, еще в школе вместе с классом ездила к детям в социальный приют. Вот только особого отклика они не получали и не верили, что такие поездки могут действительно изменить жизнь кого-то из сирот.
В университете девушка все-таки решила попробовать себя в качестве модели и довольно быстро получила сначала приглашение на конкурс «Мисс Россия», а затем – контракты в Милане и Париже. Но на следующее же утро после конкурса она вдруг поняла: «Вот, известность, слава, может быть, большие деньги. Все это лежит так близко от меня, но это все мне… совсем не нужно!»
О работе модели в Италии и Франции Мария рассказывает подробно, вот только все, что она делала в промежутках между показами и кастингами, совершенно не укладывается в общее представление о топ-моделях: Мария Ковалева молилась, в Париже посещала богослужения в храме Александра Невского и не особенно гналась за славой, зато смогла избежать возможных искушений. Говорит, что поняла главное: модельный бизнес – это прежде всего бизнес, где к тебе относятся пусть, как и к самой красивой, но вещи. Ей такое не подходило.
Вернувшись на родину, Мария сначала стала работать журналистом в информационном отделе Саратовской епархии, а во время пандемии начала активно помогать людям. Поначалу собирала информацию для нуждающихся в помощи стариков, запертых на карантине, вела соцсети. А затем стала координатором церковного фонда «Хорошие люди». Мария объединяла проекты помощи пожилым людям и одиноким матерям, адресные сборы, поддержку бездомных и еще множество добрых дел. Отучилась на психолога, чтобы не только эффективно координировать волонтеров и тех, кому нужна помощь, но и поддерживать их. Девушка вспоминает, что когда-то в юности молилась: «Господи, я и шага не сделаю, пока не пойму, зачем это все!» Теперь для нее этот вопрос совершенно точно не стоит.
«Просто сделал себе удобный банк»: программист с ДЦП помогает себе – и другим людям с ограниченными возможностями
Иван Бакаидов называет себя человеком, который профессионально живет с ДЦП. Иван – программист, блогер, мотивационный спикер. Он – создатель серии программ для людей с нарушениями речи LINKa. Иван передвигается на электроколяске и общается с помощью преобразователя речи, но это не помешало ему дать интервью порталу «Милосердие.ru». В материале Дарьи Менделеевой «Если б не вот это все, я бы, пожалуй, был музыкантом» Иван рассказывал не только о своей жизни и увлечениях, но и о том, как создаваемые им программные продукты помогают другим людям с ДЦП.
Бакаидов говорит, что все, что он делает, – делает для себя. Когда ему было необходимо банковское приложение, он принял участие в разработках «Сбера», которые позволили адаптировать интерфейс для нужд инвалидов. «То есть просто сделал себе удобный банк. Пока делали, подумали немного про других», – объясняет свой интерес Иван.
В пандемию, например, когда проблема активизации доставок была особенно актуальна, он вместе с другом работал над девайсом, благодаря которому домофон можно открыть с экрана телефона, не вставая при этом и не подходя к устройству.
На момент записи интервью Иван также занят работой с айтрекером и исследованиями про управление интерфейса глазами для фонда «Близкие Другие». Это направление, как средство альтернативной коммуникации и дополнительных образовательных возможностей для людей с ограничениями здоровья, особенно востребовано. «Оказалось, что мало отслеживать просто взгляд и чтобы при задержке взгляда нажималась кнопка. Хочется как-то определить при помощи искусственного интеллекта – это взгляд случайно задержался или чтобы нажать. А если мы понимаем, что это движение явно, чтобы нажать, может, нам не выжидать секунду. В общем, игры с машинным обучением, искусственным интеллектом – чистая магия. И все это создается при помощи парализованных людей. У нас уже около 10 семей, где дети печатают, и мы на них соберем материал», – объяснял суть своей работы Бакаидов. Иван говорит, что, если бы не проблемы со здоровьем, то стал бы музыкантом. Впрочем, оказалось, что и здоровье не мешает. Музыку он все-таки пишет. Правда – пока что только для себя.