Мечты бывают разные
Священноисповедник Николай Лебедев (1869-1933) был из тех пастырей, которые не просто призывают к доброй жизни, а помогают конкретными делами.
О. Николай вырос в бедной семье пономаря сельского храма. Способному ученику Тверской семинарии предложили за казенный счет учиться в Духовной Академии, родители Николая были счастливы, но сын сказал, что хочет стать священником и вернуться в деревню – помогать самым бедным и опустившимся. Мечта сбылась, но стоила жизни.
Сразу после рукоположения в 25 лет отца Николая направили служить в церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Власьево, недалеко от Твери. В деревне не было школы, но было два кабака и пивные лавки. Мужики пьянствовали, семьи нищали, было много беспризорных детей.
Если бы современным студентам духовных учебных заведений предложили служить в таких условиях, наверное, многие бы просили направить их на другое место. А для о. Николая это было исполнением заветного: он видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать именно таким людям.
И никакого оторванного от жизни «прекраснодушия», о которое споткнулись народники, в мечтах о. Николая не было.
Деревню он знал с детства, смотрел трезво и понимал, как взяться за дело.
Священник против кулака
В первый же год о. Николай закрыл кабаки и пивные. Кулак Баскаков, державший питейные заведения и получавший с них доход, у которого в должниках было полдеревни, возмутился и «пригрозил» молодому священнику.
В ответ молодой священник в эмоциональных выражениях пообещал своей пастве, что уйдет на другое место, если они позволят, чтобы опять открыли кабак или пивнушку.
Победа осталась за священником. Тогда о. Николай построил школу и читальню с отлично библиотекой.
Успех трезвости
О. Николай понимал, что нельзя просто отнять у человека водку и не дать ничего взамен. Поэтому в его Обществе трезвости было правило:
всем отказывающимся от употребления алкоголя людям предлагалось вместо кабаков ходить питаться в дешевые столовые.
В качестве досуга предлагались чтения с «туманными» картинками в специальных читальнях при Обществе, концерты, спектакли и даже кино. Успех проекта «клуба трезвости» оказался неожиданно таким большим, что его отделения начали открывать в ближних городах.
Для самых тяжелых случаев отец Николай организовал специальный приют, где зависимые люди могли жить, питаться и работать. Трудиться и зарабатывать деньги могли даже те, у кого не было никаких специальных навыков: в приюте функционировали различные мастерские. Человеку выдавали одежду, обувь, он работал, но заработанные деньги получал только при выходе из приюта.
В таком приюте одновременно могли находиться 47 человек. Приют просуществовал 5 лет, и за этот период многие люди встали на новый жизненный путь.
Приют для беспризорных детей
Особый интерес и сострадание о. Николая вызывали дети: их родители так пили, что вовсе их оставили. Батюшка организовал приют и для них. В приюте были дети от 5 до 12 лет, а всего он мог вместить 37 человек. Детей кормили, одевали, учили, приучали к труду в мастерских и на поле. Но инициатива просуществовала не более четырех лет: из-за пожара пострадали хозяйственные постройки и были уничтожены продовольственные запасы, а новых средств на строительство не было.
Священник-агроном-инженер
Отец Николай был сторонником прогресса и оптимизации сельского хозяйства, сам проводил лекции и семинары, объясняя, что уже есть машины, которые могут облегчить труд на земле.
Он помогал покупать земледельческую технику крестьянам и показывал, как она работает.
По инициативе отца Николая было открыто власьевское Кредитное товарищество, охватившее 33 населенных пункта, в нем было более 800 членов. 11 лет общество снабжало бедняков деньгами, приобретало для крестьян лучшие семена ржи, овса, льна, сельскохозяйственные орудия, выписывало из разных питомников яблони и все это распространяло среди населения по своей, более низкой цене.
«Он никогда не был корыстолюбив»
А в 1929 году о. Николая арестовали. Прихожане сел, где служил о. Николай, написали ходатайство в ГПУ за своего пастыря. Интересно, что первое, что отмечали люди, заступаясь перед властями за священника, который сделал так много добра, было его бескорыстие. По сути, это ходатайство стало эпитафией о. Николаю:
«Священник Николай Васильевич Лебедев во время своего 35-летнего служения в нашем приходе проявил себя с хорошей стороны.
Он никогда не был корыстолюбив. Никогда не назначал определенной платы за требы, а удовлетворялся тем, что дают ему, и не требовал от тех, кто не давал ничего.
Всегда был добр и отзывчив к чужому горю. Во время своей 35-летней пастырской деятельности он проявил себя как общественный деятель;
борясь с грубостью, хулиганством и пьянством, закрыл существовавшие у нас кабаки, открыл вместо них две школы, устраивал чайные с читальнями, литературными чтениями и туманными картинами.
Открыл Общество трезвости, спасая людей от погибели и разврата.
Те средства, которые получал от трезвенников, он не брал себе, а вкладывал их на другое полезное общественное дело: детский приют, основанный им на 40 человек беспризорных детей, детей алкоголиков и беднейшего населения. Кроме того, он пытался обратить на честную трудолюбивую дорогу людей, сбившихся с пути, поддавшихся пьянству, привлекая их к трудовой и честной жизни, устраивал им разные мастерские: швейные, сапожные, корзинные, где были руководители-специалисты.
Кроме того, он организовал кредитное товарищество, обслуживающее 33 деревни, распространяющее семена, земледельческие орудия, плодовые деревья, привлекая население к ведению культурного хозяйства.
Всю свою жизнь в нашем приходе он отдавал всего себя народу, борясь с грубостью, невежеством, темнотой, пьянством и хулиганством. Он не занимался какой-либо провокацией и пропагандой против советской власти, не выступал ни на каком собрании.
Он никогда не был врагом народа, а был всегда другом его,
а посему мы, прихожане села Власьево и граждане селений Пасынкова, Никифоровской, Перемерок, Иенева, Кольцова, ходатайствуем перед ОГПУ о его освобождении».
Прошение народа власти не учли: в 1929 году отец Николай был приговорен к трем годам лишения свободы, а 1 сентября 1933 батюшка умер в ссылке.