Завет деда-фронтовика
На прошлой неделе весь подмосковный город Струнино собрался проводить в последний путь человека, который сделал много добрых дел на своем веку. Мамуд Шавершян – езид из Араратского района Армении. В России он прожил более четверти века. Сам Мамуд из большой семьи – у него еще девять братьев и сестер, а его мама получила медаль «Мать-героиня» из рук Леонида Брежнева. В его семье, как и вообще в Армении, всегда было принято почитать старших, любить родных, помогать друзьям.
По таким принципам Мамуд жил и в России, хотя говорил, что это непросто – он наблюдал, что здесь люди не всегда следуют этим стародавним и простым, в общем-то, жизненным принципам.
Мамуд часто рассказывал журналистам о своем деде – это был самым авторитетный человек в их большой семье. Уже в самом конце войны дед потерял ногу, но не отчаялся, вернулся домой – и стал главой совхоза. Отчество у Мамуда – Максимович. Потому что дедушка своих сыновей называл разными именами – в честь фронтовых друзей. Максимом звали начальника штаба, с которым дедушка Мамуда Шавершяна воевал на Курской дуге. У Мамуда тоже большая семья – двое сыновей и дочь, и уже 10 внуков, а пару лет назад он стал прадедом.
«Мой дедушка говорил, что смысл каждого дня – в добрых делах, а иначе прожил ты его зря», – так вспоминал Мамуд Шавершян своего дедушку. Говорил, что если этому завету следовать, то за год ты уже поможешь 365 людям, а сколько добра сделаешь за всю жизнь – и не сосчитать!».
10 батонов на человека
Мамуд Шавершян – инженер-механик по специальности, но двадцать пять последних лет занимался продажей хлеба. Сначала работал на Звездном хлебокомбинате, потом раскрутился, хлеб доставляли по всей Москве и области, затем во Владимирскую область – и в Струнино.
У Мамуда был и свой небольшой магазинчик хлеба в Москве. В так называемую «ночь длинных ковшей» его снесли, как и сотни других павильончиков по всему городу, хотя у Шавершяна были все документы на собственность. Еще там Мамуд ввел традицию раздавать бесплатный хлеб, самую главную и уважаемую еду на нашем столе, всем бедным людям, старикам, нищим, бездомным. В свой адрес он слышал разное – и хвалу, и хулу, встречался с косыми взглядами.
Когда построил магазин в Струнино, продолжил это делать и здесь. Струнинский хлебный павильон Мамуда стоит между «Магнитом» и «Пятерочкой», место на самом деле не очень «хлебное», покупатели чаще идут в привычные торговые точки. Но Мамуд Шавершян всегда говорил, что за прибылью не гонится. Фактически магазин был нужен для выполнения главной задачи – сюда местные жители приходят за помощью, за бесплатным хлебом.
Каждый последний день месяца все желающие могут зайти и получить талоны – по 10 штук на человека, чтобы потом в течение месяца получать по ним хлеб. Сначала, рассказывал Мамуд Шавершян, когда он только открылся, в эту благотворительную акцию мало кто поверил. Относились с опаской. Но потом, глядя на первых получивших бесплатные батоны, потянулись и другие. А теперь уже очередь за талонами занимают чуть ли не до открытия магазина, хотя здесь всегда объясняют: всем достанется, не нужно переживать. Шавершян ежемесячно выдавал примерно до 2 тысяч бесплатных батонов хлеба.
Не все были благодарны Мамуду за его щедрость. Кто-то косился, кто-то за глаза обсуждал, подозревая в корысти. Местные старушки были убеждены, что хозяин магазинчика делает это не по собственной воле, а по указанию властей. И даже возмущались, когда находили, что что-то идет «не по правилам».
«Люди в возрасте, может быть, просто не понимали, что предприниматель будет помогать по собственной инициативе. Мы сами слышали, как бабушки обсуждали, мол, какой президент молодец, дал такое поручение торговцам, – рассказывает Руслан Меньшиков, главный редактор «Новый город Александров». – Но Мамуд никогда с этой версией не спорил, у него не было цели говорить «Это я!». Скромный он человек».
Сыновья продолжат традицию
Мамуд Шамершян действительно никогда не стремился к известности. Когда журналисты газеты «Новый город Александров» написали о Мамуде, на него наконец обратили внимание местные чиновники. Стали приглашать как почетного участника на различные встречи, на День города в качестве почетных гостей. Но Мамуд всегда говорил, что свое дело делает не для прессы, не для признания.
Помогал Мамуд Шамершян не только раздачей хлеба. Он передавал в соседний детский садик сладости – печенье, сушки. А недавно стало известно, что Мамуд постоянно отправлял на свою родину, в Армению, бесплатно школьную форму. Помогал школе, в которой когда-то учился.
«Он вообще помогал очень разным людям. Как-то приезжали в город таджики, их обманули, они остались без денег, голодали. Он помог им и деньгами, и одеждой, и продуктами. Он сделал для людей очень много. Вокруг нас много богатых, от которых никто не видит помощи. А Мамуд тихо и скромно помогал, никому ничего не доказывая. Делал свое дело от души», – рассказывает Армине Багдасарян, председатель Союза армян Александровского района.
Похоронен Мамуд будет в Армении, сейчас вся семья его там. Но дело не остановилось. «Семья поддерживает его имя. Они продолжают раздавать хлеб. Хотя сами сейчас не в России, но ситуацию контролируют, и мы помогаем поддержать традицию, установленную Мамудом, – говорит Амине Багдасарян. – С ним работали его сыновья, уверена, что они не оставят дело, начатое отцом. Продолжение наше и нашего имени – не только в роде, в детях, но и в делах».