Первый месяц весны может стать кошмаром для родителей дошкольников. Начинается запись в первые классы. И выясняется множество неприятных и неожиданных для родителей вещей. Например, им сообщают, что в первый класс их школы будут приниматься только читающие дети. От родителей требуют, чтобы они немедленно, до начала учебного года, научили своего ребенка читать…
– Никто не имеет права этого требовать, потому что стандарты дошкольного образования не предусматривают обучения детей чтению, – объясняет Марьяна Михайловна Безруких. – Родителям я советую избегать таких школ. В них гуманного отношения к вашему ребенку не будет.
Сначала от вас потребуют, чтобы вы взяли для него репетитора. Потом вы станете клиентом интернет-фирм, которые выполняют для родителей школьные домашние задания. С каждым классом будет все сложнее. Не потому, что требования высоки, а потому, что квалификация у педагогов этих школ не очень высока. К четвертому классу у вашего ребенка будут не только учебные проблемы, но и проблемы со здоровьем. А в пятом – вы будете думать только об одном: как найти для него «человеческую» школу.
После трех лет еще не поздно
– Всероссийское исследование показало, что больше 90 процентов детей в школу идти не хотят. Это парадокс! Казалось бы, родители делают все, чтобы заинтересовать их учебой. Разработано и предлагается на рынке множество стимулов, побуждающих семьи активно заниматься с детьми до школы…
– Вы имеете в виду теорию «после трех лет уже поздно»?
– «После трех уже поздно» – название популярной книги, которую написал не психолог, не врач, не нейрофизиолог, а – журналист из Японии Масару Ибука. Главный тезис таков: после этого возраста поздно учить ребенка чему-то, потому что его мозг уже сформировался. С точки зрения нейронауки (науки о мозге человека) – это миф.
Мозг человека развивается всю жизнь. Функциональные возможности мозга в дошкольном детстве с каждым годом только расширяются. Заниматься с ребенком никогда не поздно (если только у вас не ребенок-маугли, но об этих детях мы сейчас не говорим).
Живучий миф «после трех лет уже поздно» дает возможность многим дельцам, далеким от науки, предлагать родителям привлекательные методики: «читать раньше, чем ходить», «научиться писать в ползунках»…Американцы в 60-е годы прошлого века уже прошли этот этап, когда книжка «Сделайте из своего ребенка гения» продавалась за доллар.
В 70-е годы прошлого века в нескольких американских штатах по решению губернаторов каждой семье с новорожденным ребенком выдавали диск с классической музыкой. Эти люди поверили в миф об «эффекте Моцарта». Якобы грудной ребенок должен слушать классическую музыку – и тогда он вырастет интеллектуально развитым.
В действительности, на младенцах никогда не проводились исследования, доказывающие, что именно классическая музыка благотворно повлияла на их учебу в школе или в университете. Базой для утверждения об «эффекте Моцарта» послужило исследование среди студентов колледжа.
Сам по себе миф об «эффекте Моцарта» безобиден. Но все же родители должны помнить, что не всякую классику можно ставить младенцам. Дети по-разному реагируют на разную музыку.
– Говорят о необходимости выявлять способности детей на ранних этапах. Могло бы помочь в этом тестирование?
– Тестировать ребенка дошкольного возраста невозможно: тест предполагает существование нормативов развития. А все дети развиваются в разном темпе.
Главное, чего не должно быть в развитии ребенка – регресса.
Например, малыш уже начал говорить, потом заболел или пошел в детсад или ушла няня – и он замолкает. Вот это должно вызвать тревогу: необходимо выяснить, что произошло.
Зато родители чаще начинают волноваться по другому поводу: «он у нас все буквы знает, но не хочет читать!»
Почти 40 лет я занимаюсь изучением физиологических механизмов формирования письма и чтения. Поэтому могу сказать, что составление слова из букв – сложнейший когнитивный акт.
Чтобы начать успешное обучение чтению и письму, у ребенка должны сформироваться: внимание, восприятие, память, мышление, моторика, звуковой анализ слова, речь…
Все эти процессы достигают уровня, на котором возможно обучение, только к 5-7 годам. Повторяю: у кого-то к 4-5, а у кого-то к 5-7.
Ребенок не хочет читать! Это нормально?
– Но если ребенок не хочет читать, это означает, что с ним что-то не так?
– Нет. Возможно, он еще функционально не готов к чтению и письму. Может быть, у него биологический возраст не соответствует записи в метрике. По метрике ребенку 7 лет, а его биологический возраст – развитие внимания, памяти, мышления, моторики, речи – может быть, как у пятилетнего. Это – его индивидуальный темп развития. Когда в 3-4 года такого ребенка заставляют читать, он просто функционально не готов, не может освоить чтение.
– Значит, лучше учиться читать позже, чем раньше?
– Конечно! Это именно тот случай, когда лучше начинать делать что-то позже. Родители начинают учить ребенка чтению, а его внимание не сформировано, и объем памяти еще маленький.
Когда он будет готов, он будет читать даже тогда, когда вы ему будете это запрещать. Потому что буквы и слова – вокруг него.
– Если родители не уверены, что их ребенок справится со школьной программой, что им делать?
– В Москве можно записаться на прием и пройти обследование в нашем диагностическом центре при Институте возрастной физиологии РАО. У нас есть программа полной психолого-педагогической диагностики перед школой. Наши специалисты расскажут родителям о сильных и слабых сторонах развития их ребенка, покажут, по каким критериям выбрать школу.
Мы часто советуем родителям отложить школу на год и расписываем для них индивидуальные программы: что делать в этот год, какие функции у ребенка еще не сформированы, чем надо с ним заняться. Если необходимо, дополнительно делаем энцефалограмму, организуем прием педиатра и нейропсихолога. К сожалению, у нашего института нет средств, позволяющих делать эту программу бесплатной. Родители могут задавать вопросы на сайте нашего института: мы стараемся на все отвечать.
Скоро выйдет моя книга «Как наблюдать за развитием ребенка». Она предлагает родителям так называемые «карты развития», которыми они смогут пользоваться все годы дошкольного детства своего ребенка, наблюдая за его развитием.
А родители младшеклассников могут посмотреть еще одну мою книгу «Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика». Там подробно рассказано обо всем, что касается подготовки к школе, к чтению и письму. В ней есть разделы о медлительных, гиперактивных, часто болеющих, леворуких детях. Думаю, эта книга будет интересна многим семьям, особенно тем, кто становится приемными родителями.
– Вы вообще против обучения детей чему-либо до школы?
– Ничего подобного! Я – за семейную подготовку к школе. Она помогает ребенку избежать стрессов при обучении в первом классе.
Пока ваш ребенок не научился правильно держать ручку и правильно сидеть – нельзя начинать писать. Если вы даете ему ручку для письма в четыре года, он ее иначе, чем в щепоть, не возьмет. Он иначе не умеет ее держать! Карандаши ребенку дают и в 2 года, но карандаш держат иначе.
Чем раньше вы пытаетесь научить его писать, тем более неправильным будет его способ держать ручку.
Поэтому мы не советуем родителям начинать подготовку к письму раньше 5 лет. К этому времени определяется, какая рука у ребенка ведущая – правая или левая. До 4 с половиной лет он может владеть обеими и одинаково хорошо и одинаково плохо. Но даже к 5 годам ребенок может правильно взять ручку на короткое время: не более чем на 5 минут!
Главное – не требовать от ребенка делать то, что он по своему возрасту и развитию еще не способен делать.
Это гаджет виноват? Нет, родитель
– Родители жалуются на то, что дети вообще не хотят ничего делать, уткнувшись в свой планшет. Какую роль в отчуждении детей от родителей играют гаджеты? Или они – следствие?
– Обвинять гаджеты в том, что ребенок уходит от контакта – это очень удобный способ для родителей списать свои неудачи с детьми на внешний фактор: «Я тут ни при чем, это гаджет виноват!»
В полтора года ребенку интересно все, что движется, звучит и имеет разные цвета. Он с удовольствием смотрит на экран.
Распространенная ситуация – чтобы засунуть малышу ложку в рот, родители включают ему мультик на планшете.
Он открывает рот – и смотрит на экран. А для того, чтобы ребенок не мешал, разрешают часами смотреть на экран планшета и нажимать кнопочки.
Проходит совсем немного времени – и гаджет становится самой привлекательной игрушкой, вернее, заменяет все игрушки.
– Есть ли исследования, доказавшие, что гаджеты оказывают негативное влияние на развитие детей дошкольного возраста?
– Пока мы не очень хорошо представляем себе электромагнитные излучения, которые дают смартфоны. Не случайно их не рекомендуется носить на себе. Исследования показывают, что электромагнитные поля оказывают на человека пролонгированное воздействие: возможно, через десятилетия мы получим результаты в виде тех или иных заболеваний.
Что касается нейрофизиологических исследований влияния гаджетов, то они свидетельствуют о быстром наступлении утомления, о высоком напряжении организма и неблагоприятном влиянии на зрение. Поэтому эти занятия должны быть для ребенка строго дозированы и в 5-6 лет не превышать 15 минут.
Общий принцип таков: мозг человека стремится к получению удовольствия в любых обстоятельствах: от сладкого, от общения, от любимой работы. Если ребенок получает родительскую ласку – он к ней стремится. Если он получает удовлетворение от гаджета – у него формируется соответствующая зависимость.
В полтора года ребенок может смотреть мультик на планшете от пяти до пятнадцати минут. Это нормально. Но если нет других источников удовольствия, дети дошкольного возраста будут смотреть на экран часами, несмотря на внешние признаки утомления.
Сначала ребенок начинает менять позу, подкладывать под себя ногу. В это время утомляются длинные мышцы спины. Следующий этап: он начинает активно включаться в действия героев, повторять за ними реплики: его «внутренняя речь» переходит во «внешнюю». Он подсознательно стремится сконцентрировать свое внимание, которое уже «разбегается». Потом он начинает крутить волосы, дергать кофту.
На самом деле он уже утомлен. Но то, что происходит на экране, дает ему новые эмоции, он получает удовольствие – и продолжает смотреть.
Родители сами подают пример, а потом хотят, чтобы их ребенок каким-то образом сам отрегулировал свое влечение к гаджету!
Осенью прошлого года я летела из Краснодара. В зале ожидания я сидела рядом с мамой и малышом, у которого был небольшой планшет. Когда мы шли к самолету, он не выпускал его из рук. Перед взлетом, когда стюардесса попросила выключить все гаджеты, маме пришлось забрать у него планшет. Ребенок забился под впереди стоящее кресло и рыдал до тех пор, пока самолет не взлетел и ему не дали в руки планшет. Ему было два года и восемь месяцев.
Распознавать эмоции важнее, чем читать
– Некоторые родители пытаются сделать из ребенка юного гения. Но к 6-7 годам ребенок должен научиться не читать и писать, а – хорошо говорить, уметь общаться, освоить разные движения, проявлять живой интерес к окружающему миру и к людям. А также – совладать со своими эмоциями. Для этого ему необходимо знать, какие именно чувства он испытывает: радость, восторг, удивление, страх, злость. Надо научиться распознавать эти эмоции. К сожалению, современные дети этого не умеют!
Это – результаты массового исследования 60 тысяч детей в 15 регионах России, проведенное два года назад нашим Институтом возрастной физиологии РАО. До сих пор у нас в стране не было таких крупных исследований среди дошкольников. Сегодня мы продолжаем обрабатывать его результаты.
Мы обнаружили, что дети 6-7 лет имеют смутные представления о… радости.
Они не могли вспомнить и объяснить, в каких случаях они радуются. Еще хуже они представляют себе удивление. Они вообще не различают такую эмоцию.
Спрашиваешь такого ребенка: что ты почувствуешь, если вдруг на улице появится… слон? Следует вялый ответ: пусть появится, ну и что?
Эмоция, которую современные дети лучше всего дифференцируют в шесть-семь лет – это страх и злость.
Вот – итог их дошкольного детства!
– Чего они боятся?
– Всего: новых ситуаций, новых людей, И конечно, взрослых.
Ребенок не должен бояться взрослого, если у них правильно выстроены отношения. Сегодня родители заботятся в первую очередь об интеллектуальном развитии ребенка и мало времени уделяют общению с ним.
Родители часто сталкиваются с тем, что ребенок кричит. Просто он не знает, что можно решать свои проблемы иначе. Что ему делать, если дома на него всегда кричат?
Мало того, что родители зачастую грубы и несдержанны, они еще отличаются и неустойчивостью требований. Если у мамы хорошее настроение – она позволяет одно, на следующий день – ругает за то же самое.
Эта ситуация «сегодня к сердцу прижму, завтра к черту пошлю» – расшатывает нервную систему ребенка. У него должны быть понятные границы возможного и разрешенного, даже если он – как правило, с трехлетнего возраста – пытается их нарушить.
И еще: современные дети боятся собственных ошибок.
Взрослые предъявляют к ним завышенные требования и очень недовольны, когда у ребенка что-то не получается. Страх ошибиться, страх неудачи убивает в детях мотивацию к учебе. Он формирует так называемую «обученную беспомощность». Иногда мы можем видеть ребенка, рыдающего из-за своей ошибки. А вместе с ним – его рыдающую маму.
Такой ребенок будет бояться огорчить маму, не захочет расстраиваться сам, и когда ему будут предлагать сделать что-то новое, он, скорее всего, возразит: «У меня не получится».
А потом мы удивляемся тому, что ребенок, которому не исполнилось трех лет, часами не отрывается от экрана планшета, а 90% дошкольников не хотят идти в школу…