Специальный корреспондент «Коммерсанта», автор множества громких публикаций о проблемах пребывания людей в ПНИ и детских домах Ольга Алленова выступила с лекцией на тему «Успех репортажа». В ходе встречи, которая длилась более двух часов, журналист раскрыла секреты мастерства и ответила на вопросы.
Мы предлагаем вашему вниманию полную запись лекции Ольги Алленовой «Успех репортажа», которая прошла 21 сентября 2021 года в рамках проекта «Православная социальная журналистика. Молодой взгляд». Этот проект, который портал «Милосердие.ru» реализует с сентября по январь 2021 года включает в себя обучающие лекции с участием ведущих журналистов России, а также программу стажировок для молодых людей, которые хотели попробовать себя в области православной социальной журналистики.
О спикере:
Ольга Алленова – журналист, писатель, колумнист. До 2000 года публиковалась в местной прессе Северной Осетии (сама родом из Моздока), затем – специальный корреспондент «Коммерсанта». С 1999 года работала как военный корреспондент в Чечне, освещала Вторую чеченскую кампанию. Писала о терактах в Норд-Осте и Беслане. Автор двух книг: «Чечня рядом. Война глазами женщины» (2007 год) и «Форпост. Беслан и его заложники»» (2019 год, в 2021 вышла в формате аудиокниги, читает автор).
Спустя десять с небольшим лет, пережив личный кризис, отошла от темы военных действий на Северном Кавказе и сосредоточилась на материалах социальной направленности. Ее основные темы: ПНИ И ДДИ, сиротство в широком смысле слова – от положения детей-сирот в социальных учреждениях до проблемы адаптации их во взрослой жизни, хосписы. В качестве волонтера работала с отказниками в детской больнице, ездила в психо-неврологические интернаты. ПНИ. Сотрудничает с различными изданиями: «Сноб», «Эхо Москвы», «Милосердие.ru», «Такие дела», «Правмир».
Для вашего удобства мы подготовили основные тезисы этой лекции в виде тайм-кода.
02.15 Представление спикера
04.38 Чем отличаются «горячие темы» от социальной журналистики? Об опыте работы на войне: эта журналистика никак не отличается от других ее видов, журналист всегда остается журналистом. Отличие только одно – на «горячих» темах приходится работать «с колес», а в социальной журналистике требуется больше подготовки и высокая экспертность. О том, как Ольга Алленова переквалифицировалась из военного корреспондента в эксперта по социальной тематике. Понадобилось несколько лет, чтобы «въехать» в тему.
09.57 Первый опыт соприкосновения с социальной темой – репортаж из детского дома, написанный в самом начале карьеры Ольги Алленовой. Рассказ о детском доме, который построен рядом с кладбищем. Вторая встреча с «сиротской» темой произошла уже в Чечне.
14.00 Может ли молодой человек без житейского опыта писать хорошо на социальные темы, не ударяясь в штампы и клише? Главное – иметь эмпатию.
17.00 Что важнее в социальной теме – информация или эмоции, и как найти баланс? Новость и событие важнее, а эмоции – это не эмоции автора, а то, что чувствуют его герои, а затем – читатель.
18:18 Как понять, есть тема или нет темы? С чего начинается работа над новым материалом, как понять, что именно об этом необходимо написать? Обязательно должен быть какой-то новостной компонент. Но иногда необходимо хорошо поработать, чтобы его найти.
22.36 Как журналист может донести до читателей, что тема по-настоящему важна, особенно если до этого люди даже не задумывались над такой проблемой. Цель журналистики и есть в том, чтобы донести информацию, ранее не известную. Рассказ о работе в Звенигородском ПНИ, где происходили массовые самоубийства. Такие материалы можно продвигать не только за счет «сенсаций». Конечно, хорошо, если материал прочитает много человек, но в какой-то момент начинаешь понимать, что даже если текст прочитало не так много людей, это все равно важно. Это медленная работа по информированию людей, но она также необходима.
29:13 Личные критерии успешности текста. «Свои тексты, которые я считаю удачными, я могу пересчитать по пальцам одной руки».
36:50 Подготовка к командировке: что нужно знать заранее, о чем стоит подумать «на берегу». Актуальные примеры из практики Ольги Алленовой. Ищите на месте журналистов, активистов, блогеров, сотрудников НКО. Обращаться к чиновникам и представителям власти стоит в последнюю очередь, хотя запросы необходимо отправлять, чтобы представить точку зрения второй стороны.
43:54 Как журналист может попасть в закрытые учреждения, например, в ПНИ?
47:02 Проблема выгорания. «Я выгораю очень сильно, и не знаю людей, которые не выгорают в этой теме». Опыт Ольги Алленовой. «Психологи дожны быть в каждом СМИ».
56:32 Работа с деталями: как выбрать важное и отбросить лишнее. Как построить концепцию текста. «Один текст – одна идея».
1.13.08 Как фиксировать для себя детали и важные мысли. «Если есть диктофонная запись, можно ничего не согласовывать».
1:16:30 Фактчекинг: как проверять информацию.
1:18:37 Как заговорить с незнакомыми людьми – лайфхаки Ольги Алленовой.
1:21:58 Принцип «не навреди» в работе социального журналиста. Как быть, когда журналист вынужден раскрывать не все факты, чтобы не навредить своим героям. Как журналисту сотрудничать с НКО. Как работать с героями, которые находятся в заведомо уязвимом состоянии.
1:35:29 Почему важно читать статьи других журналистов.
1:37:25 Здесь и далее – вопросы зрителей.