Хотелось всего и сразу
Когда Олегу (имя изменено по просьбе героя) было двадцать, он на семь лет сел в тюрьму за разбой.
– Я сам из Хакассии. Цены там московские, а зарплаты нищенские. А когда ты молод, то хочется всего и сразу, – объясняет Олег. – Молодой человек в это время – глина. Если рядом не окажется того, кто объяснит, как жизнь устроена, может случиться всякое, как со мной. Мой отец пил, умер, когда я еще подростком был. После армии знакомые позвали в Москву, там связался «не с той» компанией и понеслось.
В тюрьме, считает Олег, тоже есть выбор.
– Тюрьма – разная. И как завод, перерабатывает людей. В тюрьму большие ворота, а из нее маленькая калитка. Люди там тоже разные, выбираешь, с кем общаться. Главное понять, чего ты сам хочешь, как будешь жить дальше.
Отсидев срок, Олег вернулся было домой, но не поладил с родственниками и поехал в Москву. Там все пошло по-старому: компания, криминал. Правда, Олег «переквалифицировался» на кражи: статья менее тяжкая – срок за нее меньше, и по амнистии легче выйти. Отсидел второй раз, но тут уже приметил: счастья деньги ему не принесли, достались легко, но так же легко и промотались.
Встречаемся редко, но я ему верю
– Было такое: раз появились деньги, надо пропить, проиграть в автоматы. Тогда еще была «Метелица» на Арбате, мы туда ходили – красиво. Только вот однажды пришли как-то, взяли на троих бутылку дорогого алкоголя, и вдруг у меня в голове вспышка: «А я ведь так и в третий раз сяду». Анонимные алкоголики рассказывают, у многих бывают такие озарения.
Я тогда вспомнил, как во время второй отсидки сидел в БУРе – бараке усиленного режима, дал себе слово, что, когда выйду, завяжу с криминалом и начну честно жить. И я стал искать работу.
Не пил, а потом нашел «Анонимных алкоголиков».
В первый раз, когда к ним пришел, мне было смешно. «Я же крутой, я сам бросил пить». И месяца два ходил на встречи и молчал, не делился ничем. А потом вспомнил: когда я сидел первый срок, я бросал курить. Считал, что бросил, – не курил 3 года и 8 месяцев.
А потом как-то после волнений в тюрьму запустили спецназ. И нас так ушатали, что я ходить не смог. Чтобы хоть как-то снять боль, пацаны мне дали конопляную пыль. После этого я опять закурил.
Когда об этом вспомнил, то понял, что и меня можно сломать. После этого я перестал высокомерничать и считать себя крутым, стал ходить на группы серьезно.
Олег прошел все программу, нашел себе куратора. Потом через АА нашел себе духовника.
– Я к нему нечасто езжу – очень уж далеко в Москве он служит, – говорит Олег, – но я ему верю.
Без жены ничего бы не было…
Полтора года Олег жил на улице.
– Только не подумайте, что я ходил по этим всем раздачам еды и вещей. Я здоровый мужик и буду побираться? Я пытался устроиться с работой, с жильем.
Меня в одном месте кинули. Сперва злился, а потом понял, что некоторые вещи просто возвращаются бумерангом. Ну, я же кидал людей, обманывал.
Честная жизнь поначалу давалась тяжко. Какое-то время Олег жил в заброшенном доме с другими бездомными. Работать начал на стройке, потом еще несколько лет работу ему находили «анонимные алкоголики». Очень хотелось семью. Про жену говорит коротко – «Искал. Если бы не она, не было бы ни моей учебы, ни работы».
Через несколько лет Олег окончил колледж, стал профессиональным фитнес-тренером. Работать в детских спортивных секциях ему, как бывшему осужденному, нельзя, а вот со взрослыми – можно.
Сейчас Олег ведет свои соцсети, пропагандирует спорт и здоровый образ жизни, переписывается с несколькими заключенными, отправляет посылки. А еще он сотрудник службы помощи бездомным «Ангар спасения», проекта православной службы «Милосердие».
– К сожалению, у многих людей, которые приходят за помощью к нам в «Ангар спасения», голова работает только на две темы – поесть и поспать. С ними, конечно, надо работать. Но работать с ними очень тяжело. Они почти как мой брат. Он звонит иногда, потому что я сказал: «Вот мой телефон. Ты звони, если что». Он звонит, но только все время жалуется.
А бывают среди подопечных «Ангара» люди, при виде которых я вспоминаю притчу о городе и десяти праведниках. Они не только выходят с улицы. Они потом еще возвращаются в «Ангар», чтобы сказать «спасибо». Из-за таких людей просто очень хочется работать.
Прошлое Олег вспоминать не любит.
– Лет десять назад я иногда думал: вернуть бы меня на десять лет назад, я бы тогда… А потом один человек мне сказал: «Не ошибается тот, кто ничего не делает. Теперь это твой опыт».
Сейчас я каждый день ставлю небольшие рекорды, чтобы показывать пример победы над собой. Например, я захотел похудеть – похудел, захотел сесть на шпагат – сел. Так и в духовной жизни человека должны быть победы над собой. Для них человеку нужен духовник и наставник, они у меня есть.
Главным в своей жизни сегодня Олег считает «отвечать за себя и жить честно».
– Нужно помочь себе, родить и воспитать детей и, по возможности, помочь людям вокруг меня. Ну, чтобы в памяти близких остаться честным человеком.
Иллюстрации Оксаны Романовой