По задумке, новая инициатива должна помочь очистить классы от хамства и буллинга (в том числе в адрес учителя) и стать реальным инструментом педагогического воздействия. Глава СПЧ Валерий Фадеев предложил еще и не допускать хулиганов к ОГЭ и ЕГЭ: «Не умеешь себя вести – пойдешь другой дорогой», – заявил он.
Глава рабочей группы СПЧ по вопросам образования, детский омбудсмен в Ульяновской области Екатерина Сморода уверена, что бояться возвращения такой оценки будет только тот, кто сомневается в адекватности своего ребенка, остальные родители будут рады. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что его ведомство в целом не против, но добавил, что спешить не стоит, сначала нужно выслушать педагогов, а также подумать над критериями выставления такой оценки.
Родительские чаты тут же оживились. «У нас так было, и мы людьми выросли», – говорят одни, «Средневековье!» – кричат другие.
Мы решили разобраться, действительно ли оценки за поведение способны изменить ученика и обстановку в школе. Поговорив с педагогами, детским психологом, дефектологом, юристом и представителем учительского профсоюза, мы поняли, что все значительно сложнее. Во-первых, инструмент в отношении детей с проблемным поведением уже есть – и он неплохо работает. А во-вторых, оказалось, что защищать учителей в некоторых случаях надо не от школьников, а… от директора.
Какие инструменты есть сейчас?
Сейчас оценок за поведение в России нет, но у учителей есть инструменты для работы с проблемным поведением в школе.
В начальной школе учитель может привлечь для беседы школьного психолога и родителей. «Был случай, когда ученик разрисовал перманентным маркером куртки одноклассникам. Благодаря видеонаблюдению в раздевалке удалось решить этот вопрос, показать родителям, привлечь психолога. А если бы камер не было, ребенок остался бы безнаказанным и понял, что так можно поступать с другими и дальше?» – рассказывает Екатерина Тихонова, учитель начальных классов и наставник Всероссийского сообщества наставников-просветителей при Министерстве просвещения РФ.
Она уверена, что у детей в 1-4-х классах еще можно скорректировать поведение с помощью стандартных методов педагогики, например, поощрять за достижения и фокусироваться на его успехах, а не ругать за любой промах.
В средней и старшей школе педагог сначала пытается решить проблему сам: если это учитель-предметник – он может привлечь классного руководителя, а тот при необходимости связаться с родителями. Если это не дает результата, учитель пишет докладную на имя директора школы или замдиректора по воспитательной работе. Руководство школы обязано отреагировать. Начинают, как правило, с бесед: приглашают ребенка и родителей, могут привлечь социального педагога. Если проступок серьезный, школа может принять решение о выговоре с занесением в личное дело, а выговоры могут стать поводом для отчисления (но только если школьнику уже исполнилось 15 лет).
Директор также может собрать совет по профилактике – коллегиальный орган, контролирующий поведение детей из группы риска, в который входят педагог-психолог, дефектолог, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классный руководитель. На заседание совета приглашают ребенка и его родителей. Для исправления школьнику определяют срок и индивидуальный план воспитательной работы. Если ребенок не исправляется, его могут поставить на внутришкольный учет, а потом подключить комиссию по делам несовершеннолетних.
Впрочем, подобные механизмы налажены далеко не везде. По словам правозащитника Никиты Сорокина, когда ребенок становится «неудобным», на семью могут начать оказывать давление. «Разворачивается настоящая травля со стороны родительского комитета, руководства, педагогов. Школа разбирается не всегда, иногда от ученика с плохим поведением проще избавиться», – говорит юрист.
Как работает оценка за поведение?
Оценка – это обратная связь для ученика, напоминание, что надо как-то учиться встраиваться в общество и видеть последствия своих поступков. Глобальных проблем с поведением оценка, конечно, не решит, но, вероятно, сможет повлиять на такие негативные проявления, как опоздания, грубость и хамство. Оценка может послужить акцентом. «Школьники часто сами не могут объяснить причин своего поведения. Оценки за поведение в таких случаях смогут помочь сосредоточиться, замотивировать», – говорит учитель истории и обществознания из Белгорода Надежда Бараева и добавляет, что это работает лишь с теми учениками, которые заинтересованы в своем успехе.
Оценка – это сигнал для родителей. Так учитель показывает, что у ребенка есть проблемы и семья должна подключиться. Родители могут знать, что ребенок с кем-то поссорился дома или семья переживает какой-то кризис, и это сказывается на его поведении в школе. «Оценка, как попытка предотвратить какие-то регрессирующие состояния у ребенка, возможно, нужна. И если родители в полном контакте со своими детьми, со школой, то такая оценка будет полезна и обоснованна», – считает Лилия Каширина, директор московской частной школы. По ее словам, оценка должна быть коллегиальной, иначе она обречена на субъективность и будет отражать только степень личного отношения к школьнику.
Оценка за поведение может быть сдерживающим фактором, если ребенок обладает достаточной саморегуляцией, но часто школьники не понимают своих чувств и не знают, как с ними справиться, особенно если добавить к этому «гормональный коктейль» возрастных изменений. «Если ребенок ведет себя плохо, то, скорее всего, он ведет себя так исходя из какой-то своей потребности. И задача взрослого в этом разобраться», – говорит подростковый психолог Никита Карпов, автор телеграм-канала «Чертовы подростки» и одноименной книги. Он подчеркивает, что отвечать оценкой на поведение, не разобравшись в его причинах, неэффективно. В идеале решение любой проблемы с поведением в школе должно происходить внутри треугольника: ребенок, учитель, родители. Если один из элементов выпадает, рушится вся конструкция.
Например, иногда плохо себя ведут дети, которые быстрее справляются с заданиями, и от безделья начинают нарушать дисциплину, дергая одноклассников. Это вовсе не значит, что они вырастут асоциальными типами. Советник директора по воспитательной работе одной из белгородских школ Ольга Сергеева признается, что у нее самой когда-то были отличные оценки по предметам и «удовлетворительно» за поведение: «Выполнив задания быстрее остальных, я откровенно начинала скучать. Учителя, вместо того чтобы дать мне дополнительное занятие, срывались на меня, считая, что я нарушаю дисциплину».
По каким критериям оценивать поведение?
На поведение ребенка в школе влияет воспитание, отношения с одноклассниками, личные кризисы и переживания, неврологические и возрастные особенности. Как же можно его объективно оценить?
Например, дети из неблагополучных семей могут сильно отличаться от сверстников, их родители не придут к школьному психологу, чтобы разобраться в чувствах ребенка – им, как правило, все равно. «Оценивать таких детей бесполезно, – говорит Владислава Филатова, учитель русского языка и литературы из Санкт-Петербурга. Она уточняет, что чем больше замечаний получают такие ученики, тем ниже воспитательный эффект. «Их и так постоянно за что-то оценивают. А если это очередное подтверждение для ребенка, что он плохой? Могу я оценить его? Мне бы не хотелось», – добавляет педагог.
Есть еще неврология. С каждым годом в России увеличивается число детей с СДВГ. Этот синдром никак не влияет на умственные способности ребенка, но делает его невнимательным, эмоциональным и нетерпеливым. При этом не у всех родителей есть на руках подтвержденный диагноз, который позволил бы обеспечить особый подход к ребенку. «Такой ребенок может весь урок крутить в руках карандаш или неожиданно встать с места и пойти по классу, может быть неугомонным на перемене. Симптомы могут быть выражены по-разному и с разной интенсивностью, для некоторых детей пытка высидеть целый урок в статичной позе. Как оценивать такого ребенка наряду с другими?» – объясняет нейропсихолог и дефектолог Наталья Заморова.
К шкале оценивания тоже есть вопросы. С двойкой все понятно, а что такое четверка или «хорошо»? В советских школах, где оценки за поведение ставили регулярно, любое значение ниже «отлично» считалось сигналом к началу воспитательной работы и серьезной сложностью для школьника. Тогда оценка за поведение отражала действия, поступки и стремления, что и называли «поведением». При оценке опирались на моральный облик комсомольца, сейчас о критериях не говорят, ясно одно – над ними надо очень хорошо подумать.
Это правда поможет учителям навести порядок?
По задумке инициаторов, оценка за поведение должна в том числе защитить учителя от травли со стороны школьников и поднять авторитет педагога. Проблема действительно существует, но связана она, как говорят многие педагоги, с тем, что учителей перестали уважать родители учеников. В спорных ситуациях они гораздо чаще безоговорочно принимают позицию ребенка, считая себя правыми в любом вопросе. «Отсюда – делаю, что хочу, мне за это ничего не будет, придут родители и все решат», – говорит помощник директора по воспитательной работе Ольга Сергеева.
Сторону учителя не всегда принимает и директор школы. Руководство избегает конфликта с семьями, опасаясь, что из-за жалоб его самого могут снять с должности. Учитывая, что оценки за поведение могут вызвать массу новых споров и негодований со стороны родителей и школьников, смогут ли они защитить педагогов? А если родители «влиятельны» и имеют связи? Тогда из школы будут выживать уже неугодных учителей?
Отчасти защитить свои права учитель может с помощью профсоюза. Задача профсоюза – способствовать повышению престижа профессии педагога в обществе, оказывать юридическую помощь учителям, защищать права педагогов на охрану труда и здоровья. В России сегодня работают две значимые организации: общероссийский профсоюз работников образования и межрегиональный профсоюз «Учитель». Первый – «наследник» советского профсоюза, его представители есть в каждой школе, а второй возник в 2011 году как независимая организация, присоединиться к нему можно, создав первичную организацию в школе.
«Для учителей самый эффективный способ защитить свои права – создать профсоюз и присоединиться, например, к реально работающему межрегиональному союзу. Если эта инициатива двух или трех человек, на них будет оказываться давление со стороны руководства школы, поэтому лучше объединяться минимум по 10 педагогов. А оценка, это не защита, а унижение учителя. Так ему говорят: ты не можешь увлечь детей и привлечь их к своему уроку, у тебя нет авторитета – вот тебе палка, бей! Но я думаю, что большинство учителей не считают себя такими неумелыми», – рассказывает Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права, автор учебных и методических пособий по преподаванию гуманитарных предметов, член Совета профсоюза «Учитель».
Иллюстрации Татьяны СОКОЛОВОЙ