Обычный человек, нигилист, буддистка и поэт – как поколение зумеров приходит к вере

Зумерами условно называют людей, родившихся в 2000-х годах. Это первое поколение, которое выросло в эпоху интернета. Люди старшего возраста часто упрекают их в том, что они не любят работать, не выпускают телефона из рук и думают только о себе. Многое написано об особенностях их поведения, но мы хотели бы понять другое: есть ли место Богу в их жизни? Поговорили об этом со студентами МГИМО.

Легко и очень-очень радостно

– Меня зовут Даниил Сергеев, мне 18 лет. В моей семье все называют себя православными и однозначно ассоциируют себя с христианской культурой, но никто не воцерковлён. Я был обычным человеком, никогда не то, чтобы не верил, но просто… не задумывался о вере, о Боге, о смысле жизни. Иногда мы с мамой и бабушкой заходили в храм поставить свечки, но это не было для меня чем-то важным.

Когда мне было 13 лет, мы вместе с семьей  поехали в Керчь и посетили собор святого Иоанна Предтечи. И вот там со мной случилось то, что при всём желании объяснить рационально невозможно. В том храме я почувствовал, как неожиданно соприкоснулся с чем-то необычайно светлым, ярким, добрым и необъяснимо чистым. Уже потом я узнал, что это называется благодатью. Всю дорогу назад, до отеля, я пытался осознать и не растерять в суете этот невероятный опыт. Я вдруг понял, что мне очень хорошо в храме и что мне срочно нужно как можно больше узнать о Христе и православной вере.

Я купил краткий молитвослов и свою первую икону — складень с Богородицей и Спасителем. Начал перед школой читать утреннее правило, потом и вечернее. Поначалу ничего не понимал, славянские слова казались китайской грамотой, какими-то совсем далёкими от реалий современной жизни. Но я не сдавался. Стал читать Библию, искать информацию в интернете.

Окончив школу, я поступил в МГИМО. Я собирался сразу заняться воцерковлением, но активная московская жизнь и учёба поначалу поглотили меня целиком, так что я будто даже забыл о своём намерении. И тогда терпеливый Господь мне о нем напомнил.

Даниил Сергеев, портрет
Даниил Сергеев

Однажды в Твери мы с другом гуляли по  городу и зашли в красивую церквушку во имя князя Михаила Тверского на берегу Волги. Храм оказался совсем маленьким, в нем сидели одни бабушки. Увидев, что идёт какая-то служба, мы тихонько развернулись и направились к выходу. 

Тут случилось нечто странное: какая-то бабулька взяла меня за плечо, и спросила, не хотел бы я исповедаться и причаститься. Я вспомнил, что после переезда в Москву намеревался воцерковиться, поэтому машинально ответил «да». Конечно, когда я ехал в Тверь, я ничего такого не планировал! С какой стати я согласился исповедаться? Даже не знаю. Бабушка куда-то ушла и специально для меня привела священника.

Первый раз в жизни, еще и без подготовки, я приступил к исповеди. Интуитивно я понимал, что раз я делаю это впервые, то должен покаяться во всём, что натворил за всю свою жизнь. Я говорил около получаса и всё это время… плакал. Будучи тем, кто считает, что мужчины не плачут, я впервые за много лет не мог сдержать слёз, которые лились в три ручья. Когда священник прочитал разрешительную молитву, я почувствовал невероятное облегчение и… такое же чувство, как там, в керченском храме. Мне стало легко и очень-очень радостно. В тот день я не причастился, поскольку не готовился: не постился (утром вообще съел плов) и не читал Последование, но радость запомнил.

Вернувшись в Москву, я стал ходить в храм чаще. Быстро выучился читать и понимать по-церковнославянски, впервые причастился Святых Христовых Таин — и вновь испытал чувство, которое знакомо только верующему человеку. С тех пор всё в жизни пошло как по маслу, да и сама жизнь наполнилась светом и теплом. Я стал другим человеком и обрёл невероятное богатство: Иисуса Христа. До сих пор я иногда задаюсь вопросом, как я раньше жил без Него, и ужасаюсь, что если бы не Его милость, то я мог бы продолжать находиться и дальше в состоянии неведения и внутренней пустоты.

Сейчас я алтарничаю в храме Александра Невского при нашем университете, занимаюсь разными молодежными проектами – это и благотворительность, и поездки в зону СВО, и миссионерская работа. На эту Пасху, например, мы с друзьями в нашем храме во время праздничной Литургии читали Евангелие на 25 языках мира, среди которых были такие экзотические, как бирманский, индонезийский, пушту, персидский и другие.

Учёба, экзамены, работа, взаимоотношения с ближними, планы — всё пошло гладко и легко. Но главное — совсем не это. Главное — это соприкосновение с Истиной и постоянное личное живое общение с Богом в таинстве Евхаристии. По мере сил я стараюсь жить в соответствии с известными словами: «Если Бог будет на первом месте, всё остальное будет на своём». И это действительно так.

В голове будто щелкнуло

Михаил Соловьев, портрет
Михаил Соловьев

– Меня зовут Михаил Соловьев, мне 21 год. В юношестве христианство было для меня ничем иным, как учением о практически рабской покорности и жизни по инерции. Я был ярым нигилистом, выступал за всяческие перемены и изменения в общественной жизни страны. На тот момент жизни я был ослеплён политикой, которая совершенно заслонила для меня Божественный свет. Я был готов открыто насмехаться над, как мне казалось,  узколобыми верующими и считал Церковь анахронизмом, прибежищем убогих и лишённых последней надежды неудачников.

Я родился в семье атеистов и материалистов, поэтому моя жизнь с самого начала подпитывалась неверующей, светской средой, где разговор о духовности обычно ограничивался беседами непонятно о чем, и чаще всего подытоживался язвительными ухмылками. Во всех делах меня учили всегда полагаться лишь на свой разум.

В 10 лет я был крещён, однако обрядовая сторона скорее напугала меня, чем хоть на шаг приблизила меня к вере. Со временем я стал замечать за собой не лучшие качества: озлобленность, обидчивость. Я начал вариться в своём собственном отравленном соку. Апофеозом этого времени стала практически полностью проваленная летняя сессия – из 6 экзаменов 5 пересдач. Горит сарай – гори и хата! Да здравствует гедонизм! 

Неизвестно, в какие края меня бы все это привело, если бы одним зимним вечером ко мне не явился Христос. Не спрашивайте, как это было. Но меня тронуло до глубины души, насколько Его взгляд был тих, прост и кроток. Отблеск луны на декабрьском снеге – и я почувствовал невероятную свободу, будто я был выпущен из решётчатой камеры собственного «Я». Затем я однажды попытался заговорить со Христом – и мне показалось, что Он откликнулся! С того момента я не мог уже расстаться с Ним и нахожусь в уверенности, что Он всегда рядом. Христос многократно являлся мне в виде добрых, бескорыстных поступков моих друзей, родных и всевозможных людей, встречавшихся мне на жизненном пути.

Но я был все тем же и в какой-то момент осознал, что сам гоню от себя Христа. Спустя время будто бы что-то в голове у меня щёлкнуло – возможно, за многое злое и ужасное, что я вижу в этом мире, ответственен именно я. Тогда я окончательно осознал, что следовать за Сыном Божиим, по сути дела, и есть основной жизненный путь человека. А что может быть лучше, чем гулять по воде, над бушующей пучиной жизненных страстей, в полном смирении и уверенности, что всё будет хорошо?

От ритуала на продление жизни – к жизни в Боге

Диана Дадыкова, портрет
Диана Дадыкова

– Меня зовут Диана Дадыкова, мне 21 год. Мое детство неразрывно связано с буддизмом. Мы с мамой ходили в хурул – буддийский монастырь – к ламам-монахам на разные ритуалы. Например, на продление жизни или для очищения от всего плохого. Еще мы по традиции строили планы согласно  лунному календарю. Это было частью моей жизни. Просто моя мама калмычка, а папа русский, но в нашей семье всегда на первом месте был буддизм, так как с папой мы вместе не живем. Для меня всегда были важны основы богатой и уникальной калмыцкой культуры, которая была со мной на протяжении многих лет, но все изменилось, когда я поступила в МГИМО.

У меня появилось много друзей, я познакомилась с их семьями. Однажды меня позвали в поход. Мои новые знакомые оказались какими-то другими, удивительными. От этих людей веяло добром, заботой и чем-то еще, очень важным…именно это чувство мне очень понравилось. Они  много рассказывали мне о православии, познакомили с утренними и вечерними молитвами, научили благодарить Бога. Вернувшись домой, я стала читать книги о христианстве, мне было интересно понять, в чем смысл православной веры.

Этим летом я поехала в лагерь  от храма Александра Невского при МГИМО.  На базе лагеря в Ивановской области, в селе Филяндино, проходил православный фестиваль «Невский источник».  Я приехала туда на пару дней – как говорится, на разведку. Но за несколько дней мы так сблизились со всеми, кто там был, что уже не хотелось расставаться. Мы очень много разговаривали. Запомнилось, как протоиерей Игорь Фомин  рассказывал мне о том, как христиане относятся к Богу и к ближнему. Да и сама атмосфера фестиваля – природа, озеро, лес – была прекрасна и заставляла задумываться о вечном.

Через какое-то время отец Георгий, диакон нашего храма, как-то понял, что в глубине души я уже давно все решила и предложил покрестить меня прямо здесь, в лагере, в нашем Филяндино. И это случилось!

27 июля, в канун празднования Крещения Руси, я стала православной христианкой, меня нарекли именем Анна. Крестили меня в настоящем озере – как в древние века! Не могу передать свои ощущения! Это незабываемо и очень трогательно! 

Конечно, буддизм  для меня  всегда будет частью калмыцкой культуры, которая многому меня научила и воспитала. Но теперь я православная христианка и очень этому рада.

Стихи как повод увидеть Божественную красоту

Михаил Климовский, портрет
Михаил Климовский

– Меня зовут Михаил Климовский, мне 17 лет. С самого раннего детства я верил во что-то вышнее, надмирное. Именно так – во что-то. На этом основании я даже считал себя верующим. До какого-то времени мне этого было достаточно. Но вот однажды мне захотелось прочитать Евангелие. Меня очень впечатлил момент хождения Христа и Петра по водам и возглас «Зачем ты усомнился, маловерный?» из 14 главы Евангелия от Матфея. Мне пришло в голову, что маловерие есть не что иное, как искалеченная вера, в отличие от истинной веры, то есть полного доверия Господу во всем.  

После чтения Евангелия я стал задумываться над такими вещами чаще. У меня словно открылись глаза, я начал видеть красоту в храмах, в иконах, в стихах царя Давида.

Но пришел я к Богу…через стихи. Постигая веру, я начал писать исповедальные стихи. С каждым новым стихом я как бы открывал для себя Бога; с каждой новой строчкой я понимал, с какой мощью стих может олицетворять Божественную красоту.

Мой путь к Богу только начался, мне еще предстоит очень многое понять и познать. Мне кажется, что Тредиаковский был прав в том, что поэтическое  вдохновение действительно восходит к молитвенному, если ты в своих стихах славишь Бога и изо всех сил стремишься к Нему.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.