Сотрудники службы помощи «Милосердие» Смоленска рассказали о небывалом случае из практики благотворительной организации.
Храм влмч. Варвары в Смоленске находится между железнодорожным и авто вокзалами. Поэтому в храме никто не удивляется людям с большими сумками, нередко в ожидании прибытия поезда или автобуса кто-то заходит, чтобы помолиться, но не только. Приход в церковь некоторых людей обоснован просьбой «одолжить на проезд». Долго заглядывают в глаза бабушкам у свечных ящиков, а потом просят: «Я верну, чесслово, но у меня кошелек украли, помогите».
Сложность заключается в том, что среди тех, кто таким образом добывает деньги на пропитание, попадаются люди, у кого действительно стряслась такая беда. Так случилось и в день, когда сестре милосердия Анне Цветковой, сотруднице службы «Милосердие» в Смоленске, позвонили из храма великомученицы Варвары: «Женщина обратилась, плачет, говорит, что кошелек украли, билет не на что купить». Через полчаса Анна уже разговаривала с просительницей. «Это был вполне стандартный случай. Сотрудники нашей службы довольно часто отправляют неимущих людей, которым не хватает на проезд. Было видно, что пожилая женщина не обманывает и очень переживает. Она, как и все, тоже произнесла стандартную фразу: «Я обязательно все верну, только помогите»», – рассказывает Анна. Конечно, помогли. Служба выделила деньги на проезд, добровольцы проводили женщину к автобусу. Как оказалось, Татьяна Григорьева несколько раз приезжает из подмосковной Балашихи в Смоленск на лечение, услуги за которое значительно ниже цен в родном городе.
Проводили, пожелали доброго пути – и вернулись к обычным делам. Иногда вспоминали: «Как переживала, помните? Хорошо, что удалось помочь». И снова просители, чьи-то новые беды и трудности, которые нужно срочно решать, отодвинули из свежих впечатлений одну из сотен подобных. О Татьяне Григорьевне уже разговор не заходил, ведь проблема решена. Какого же было удивление сотрудников, когда через неделю на пороге службы снова появилась та самая женщина в сером пальто. «Я по поводу денег…», – неуверенно начала Татьяна Григорьевна. Что можно подумать? Опять? Снова нужны деньги, а кошелек украли? «Я по поводу денег, – повторила Татьяна Григорьевна и положила на стол сотрудника конверт. – Вы мне очень помогли, не представляю, что бы я делала, если бы вы мне не поверили. Я обещала вам вернуть деньги за проезд – возвращаю. Спасибо вам!»
Обычный случай. Обычное исключение из правил. Никто не удивляется, когда обещания просителей вернуть деньги так и остаются обещаниями. Все понимают: человеку трудно, ему нужно помочь, он, может, и хочет вернуть, но вряд ли это осуществится, просто, потому что такова жизнь. Поэтому случай, когда в благотворительную организацию возвращаются деньги, которые человек просил и обещал вернуть – вызывает искреннее удивление и радость. «За более чем двадцатилетний опыт работы в сфере социального служения и благотворительности, это первый случай возврата денег», – отмечает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.
Теперь мы будем знать, что такое возможно.
Елена ВЕРБЕНИНА