Православный портал о благотворительности

Вот Евангелие сбывается прямо здесь и сейчас

Священномученик Петр Попов, простой сельский батюшка, отвечал прихожанам на самые мудреные вопросы: когда враги человеку домашние его? Как не служить двум господам одновременно? Когда иго Христа – легко?

Сохранившаяся караульная вышка в одном из заброшенных лагерей. Тюменская область. Фото: Алексей Щукин/ИТАР-ТАСС

Поповский сын Петр Попов (1895–1937) сначала работал школьным  учителем, пока не понял, что при новой власти не сможет говорить детям то, к чему власть обязывает. По мнению учителя, «хри­сти­ан­ские взгляды и жизнь христианина – это од­но це­лое», значит, в школе ему пришлось бы обманывать и себя, и учеников. И 26-летний человек делает выбор.

Петра рукополагают во священника. Он служит в родном селе Помогалове в храме Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, на месте своего отца, протоиерея.  

Честного батюшку ожидаемо арестовывают в 1931 году и на три года высылают в Казахстан. Возвратившись из ссылки, он снова служит. И показывает людям, как Евангелие исполняется здесь и сейчас, да прямо вот в их же селе Вознесенье Тутаевского района, куда именно сейчас пришел Христос, «чтобы разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее». Как разделить? Один верующий, другой, ладно, коммунист-комсомолец, а если доносчик?

Кто любит отца или мать более Меня, не достоин Меня

Священномученик Петр Попов. Церковь села Вознесенье в 1920-х годах. Фото: http://davydovo-hram.ru/, http://mediamuseumdn.org/

««Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Итак, Гос­подь тре­бу­ет от ис­тин­ных хри­сти­ан, чтобы они твер­до ис­по­ве­до­ва­ли Хри­ста, хо­тя бы при­шлось для это­го от­ка­зать­ся от по­сле­до­ва­ния са­мым близ­ким и род­ным, ес­ли они от­во­дят от Хри­ста и ве­дут к по­ги­бе­ли ду­ши, – говорит о. Петр своим односельчанам.

– Ска­жешь, тя­же­ло нести иго Хри­сто­во? Да, нелег­ко оно – но для тех, кто не при­бе­га­ет за по­мо­щью ко Хри­сту и не укреп­ля­ет се­бя бла­го­дат­ны­ми Та­ин­ства­ми Церк­ви. Да, для тех не толь­ко тя­же­ло, но и невоз­мож­но нести иго Хри­сто­во, по­то­му Гос­подь и го­во­рит: «Кто не бе­рет кре­ста сво­е­го и сле­ду­ет за Мною, тот не до­сто­ин Ме­ня»».

Как сохранить веру в трудные, голодные, военные времена

Мемориальная композиция «Звенящая память» в Шорском ГУЛАГе. Кемеровская область. Фото: sakharov-center.ru

«Не тот хо­ро­шим счи­та­ет­ся корм­чий, ко­то­рый в тихую по­го­ду бла­го­по­луч­но к на­ме­чен­ной при­ста­ни ве­дет свое суд­но, но тот, кто уме­ет им пра­вить в бу­рю и непо­го­ду.

Так и хри­сти­а­нин: ко­гда на него опол­ча­ет­ся са­та­на через мир, во зле ле­жа­щий, а он сле­ду­ет в мыс­лях, сло­вах и де­лах Еван­ге­лию, укреп­ля­ет дух свой в мо­лит­ве и Та­ин­ствах, то­гда он сам на опы­те уви­дит, как си­ла Бо­жия и в немо­щи со­вер­ша­ет­ся, и иго Хри­сто­во ста­но­вит­ся бла­гом и бре­ме­нем лег­ким.

Это иго Хри­сто­во с ве­рою и лю­бо­вью и нес­ли все свя­тые, ко­то­рые бы­ли по­доб­ные нам лю­ди, ко­то­рые бы­ли в этом ми­ре, есть и бу­дут, и на су­де Хри­сто­вом ста­нут су­дья­ми тех, ко­то­рые от­рек­лись от Хри­ста и Его уче­ния.

«Раз­ве не зна­е­те, – спра­ши­ва­ет апо­стол, – что свя­тые бу­дут су­дить мир?» (1Кор.6:2). То­гда уже бу­дет нечем от­го­ва­ри­вать­ся, что я не мог, – близ­кие и даль­ние, са­та­на уве­ли ме­ня от Хри­ста».

О. Петр призывал людей хранить в душе минуты, когда Господь Сам обращается к человеку; так настроить свой духовный слух, чтобы не пропустить, услышать – потому что Господь зовет абсолютно каждого человека – и сделаться призванным:

«От­че­го так ско­ро и охот­но по­шли за Христом по первому же Его зову ры­ба­ри Пет­р и Ан­дрей, Иа­ко­в и Иоанн?

Есть ми­ну­ты, ко­гда Бог по­се­ща­ет че­ло­ве­че­ское серд­це, и че­ло­век сра­зу по­ни­ма­ет всю су­е­ту обы­ден­ной буд­нич­ной жиз­ни и сра­зу всем сво­им су­ще­ством узнает и ощу­ща­ет в се­бе Бо­га.

Та­кое дей­ствие обык­но­вен­но ока­зы­ва­ет сло­во Бо­жие, «жи­вое и дей­ствен­ное». За­жглись серд­ца пер­вых уче­ни­ков Хри­ста, и они по­шли за Гос­по­дом. В их жиз­ни на­ча­лась вес­на. На них по­ве­я­ло ды­ха­ние вес­ны Свя­то­го Ду­ха, ожив­ля­ю­щее и бла­го­слов­ля­ю­щее их внут­рен­нюю жизнь…

Потом их вера, надежда и любовь ко Христу уже силой Святого Духа преобразила га­ли­лей­ских рыбарей, и они по­нес­ли все­му ми­ру ра­дость.

Про­шед­шее для них бы­ло но­чью, а те­перь на­сту­пил день, ве­ли­кий день веч­ной жиз­ни. Что преж­де зва­ло и ма­ни­ло их к се­бе – се­мья, ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние, сы­тое сча­стье – все это пред­став­ля­лось им те­перь пу­стым сном и за­ме­ни­лось тес­ным и ис­крен­ним об­ще­ни­ем со Хри­стом Сы­ном Бо­жи­им. Все преж­ние це­ли жиз­ни, ко­то­рым они слу­жи­ли, ис­чез­ли для них.

Это со­сто­я­ние апо­сто­лов пре­вос­ход­но вы­ра­же­но свя­тым апо­сто­лом Пав­лом, ко­то­рый го­во­рит: «Все по­чи­таю тще­тою ра­ди пре­вос­ход­ства по­зна­ния Хри­ста Иису­са, Гос­по­да мо­е­го: для Него я от все­го от­ка­зал­ся и все по­чи­таю за сор».

И свя­тые апо­сто­лы, поль­зу­ясь ве­ще­ствен­ны­ми бла­га­ми ми­ра, бы­ли как не поль­зу­ю­щи­е­ся и смот­ре­ли на них как на ве­ще­ствен­ное при­ло­же­ние, по­да­ва­е­мое от Гос­по­да, Ко­то­рый пи­та­ет, гре­ет и оде­ва­ет все ви­ди­мое цар­ство ми­ра се­го, – тем бо­лее им, ищу­щим Цар­ствия Бо­жия и прав­ды Его, по нелож­но­му обе­ща­нию Спа­си­те­ля при­ло­жит­ся все необ­хо­ди­мое для под­дер­жа­ния их те­лес­ной жиз­ни.

И мы, хри­сти­ане, при­част­ни­ки се­го Цар­ствия Бо­жия, по­лу­чив­шие пе­чать да­ра Ду­ха Свя­то­го и тес­ней­шим об­ра­зом со­еди­ня­ю­щи­е­ся со Хри­стом в Та­ин­стве Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вой, долж­ны идти за Христом и не рас­то­чать да­ров Свя­то­го Ду­ха на де­ла тьмы ве­ка се­го.

А де­ла тьмы ко­му неиз­вест­ны? Они те­перь на каж­дом ша­гу. На­зо­ву глав­ней­шие из них: уда­ле­ние от Бо­га и Его Свя­той Церк­ви, раз­врат, гор­дость лю­дей ми­ра се­го, а от­сю­да и все про­чее – во­ров­ство, пьян­ство, нена­висть, убий­ство и про­чее. Итак, «смотрите, в какой опасности пребываете, и не будьте как неразумные, но будьте мудрыми, потому что время этого мира обманчиво». Да бу­дет с ва­ми Гос­подь».

Мы ис­по­ве­ду­ем Гос­по­да, но ра­бы ли мы Гос­под­ни?

Руины церкви села Вознесение. Икона священномученика Петра Попова. Фото: rybeparhia.ru, https://azbyka.ru/

«Не по­хо­жи ли бы­ва­ем на из­ра­иль­тян, ко­то­рым неко­гда ска­зал свя­той про­рок Илия: «Дол­го ли вам хро­мать на оба ко­ле­на? Ес­ли Гос­подь есть Бог, то по­сле­дуй­те Ему, а ес­ли Ва­ал, то ему по­сле­дуй­те» (3Цар.18:21).

Мы обык­но­вен­но все­гда на­хо­дим оправ­да­ние се­бе в том, что не слу­жим все­це­ло Гос­по­ду. То мы го­во­рим, что мы лю­ди тем­ные, ра­бо­та­ем изо дня в день, Пи­са­ния не ра­зу­ме­ем, с утра до но­чи в тру­дах – ко­гда же тут слу­жить Гос­по­ду? Та­кое оправ­да­ние, ко­неч­но, ложь. Раз­ве толь­ко уче­ным и об­ра­зо­ван­ным да­но спа­се­ние, да­но по­ни­ма­ние во­ли Бо­жи­ей?

Бо­жия си­ла, Бо­жий ра­зум в немо­щи от­кры­ва­ют­ся. Помни­те, что ска­зал Иисус Хри­стос: «Слав­лю Те­бя, От­че, Гос­по­да неба и зем­ли, что Ты ута­ил сие от муд­рых и ра­зум­ных и от­крыл мла­ден­цам. Ей, От­че, ибо та­ко­во бы­ло Твое бла­го­во­ле­ние». Вспом­ним, кто бы­ли апо­сто­лы? – Лю­ди тру­да, про­стые, некниж­ные. А кто луч­ше их по­нял во­лю Бо­жию и вы­пол­нил ее?

Вспом­ним свя­то­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го. Он не умел чи­тать, а ты­ся­чи ты­сяч на­учил знать во­лю Бо­жию. А пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский? – Од­ним сло­вом за­граж­дал уста муд­ре­цам ве­ка се­го. Итак, нет оправ­да­ния тем, кто го­во­рит, что мы лю­ди тем­ные и за­ко­на Бо­жия не зна­ем. За­кон Бо­жий в серд­це каж­до­го на­пи­сан.

А де­ла необ­хо­ди­мые не мо­гут нас от­лу­чить от Хри­ста. Пре­по­доб­ный Сер­гий ру­бил дро­ва, мо­лол му­ку, шил одеж­ду, го­то­вил пи­щу бра­тии, стро­ил ке­льи. А апо­стол Па­вел го­во­рит про се­бя: «Ни у ко­го не ели хле­ба да­ром, но за­ни­ма­лись тру­дом день и ночь».

А кто боль­ше слу­жил Гос­по­ду, как не апо­сто­лы и все свя­тые?

Ес­ли все­свя­тый Гос­подь ука­зал нам на Се­бя, как на пред­мет под­ра­жа­ния для нас, греш­ных, – «будь­те со­вер­шен­ны, как со­вер­шен Отец ваш Небес­ный», то по­че­му же не под­ра­жать че­ло­ве­ку свя­то­му?

По­дви­ги име­ют свою ме­ру, доб­ро­де­те­ли свою сте­пень. Подражать – не значит делать точь в точь, а исполнять по ме­ре сил сво­их. Иоанн Креститель уда­лил­ся в пу­сты­ню, разо­рвал узы с об­ще­ством, бес­пре­стан­но мо­лил­ся и бе­се­до­вал с Бо­гом. А а для нас до­воль­но, ес­ли мы бу­дем от­де­лять­ся от об­ще­ства злых, ис­пор­чен­ных лю­дей и их уве­се­ле­ний, ес­ли утром и ве­чером вспомним о Господе и ес­ли не бу­дем под разными пред­ло­га­ми укло­нять­ся от бо­го­слу­же­ния, обманывая самих себя».

О. Петр и при советской власти продолжал делать все то, что должен был выполнять священник: кроме службы в храме посещать народ, служить молебны на дому, крестить, отпевать, венчать. Для этого нужно было брать разрешение сельсовета, что чаще становилось предлогом к запрещению и слежки за батюшкой. Поэтому, когда о. Петра в 1936 году арестовали вновь, НКВД даже не стало мудрить с обвинениями в «заговорах против власти», а заявило просто: обвиняетесь за христианскую веру.

9 де­каб­ря 1936 го­да осо­бое со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло от­ца Пет­ра к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь, и он был от­прав­лен в Ма­ри­ин­ские ла­ге­ря Ке­ме­ров­ской об­ла­сти.
Свя­щен­ник Петр По­пов скон­чал­ся 25 мая 1937 го­да в Ор­ло­во-Ро­зов­ском ла­гер­ном пунк­те в Ке­ме­ров­ской об­ла­сти и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле. Ему было всего 42 года.

Использованы материалы книги:
Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский). «Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Май».
Тверь. 2007. С. 68-75

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version