Поповский сын Петр Попов (1895–1937) сначала работал школьным учителем, пока не понял, что при новой власти не сможет говорить детям то, к чему власть обязывает. По мнению учителя, «христианские взгляды и жизнь христианина – это одно целое», значит, в школе ему пришлось бы обманывать и себя, и учеников. И 26-летний человек делает выбор.
Петра рукополагают во священника. Он служит в родном селе Помогалове в храме Казанской иконы Божией Матери, на месте своего отца, протоиерея.
Честного батюшку ожидаемо арестовывают в 1931 году и на три года высылают в Казахстан. Возвратившись из ссылки, он снова служит. И показывает людям, как Евангелие исполняется здесь и сейчас, да прямо вот в их же селе Вознесенье Тутаевского района, куда именно сейчас пришел Христос, «чтобы разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее». Как разделить? Один верующий, другой, ладно, коммунист-комсомолец, а если доносчик?
Кто любит отца или мать более Меня, не достоин Меня
««Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Итак, Господь требует от истинных христиан, чтобы они твердо исповедовали Христа, хотя бы пришлось для этого отказаться от последования самым близким и родным, если они отводят от Христа и ведут к погибели души, – говорит о. Петр своим односельчанам.
– Скажешь, тяжело нести иго Христово? Да, нелегко оно – но для тех, кто не прибегает за помощью ко Христу и не укрепляет себя благодатными Таинствами Церкви. Да, для тех не только тяжело, но и невозможно нести иго Христово, потому Господь и говорит: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня»».
Как сохранить веру в трудные, голодные, военные времена
«Не тот хорошим считается кормчий, который в тихую погоду благополучно к намеченной пристани ведет свое судно, но тот, кто умеет им править в бурю и непогоду.
Так и христианин: когда на него ополчается сатана через мир, во зле лежащий, а он следует в мыслях, словах и делах Евангелию, укрепляет дух свой в молитве и Таинствах, тогда он сам на опыте увидит, как сила Божия и в немощи совершается, и иго Христово становится благом и бременем легким.
Это иго Христово с верою и любовью и несли все святые, которые были подобные нам люди, которые были в этом мире, есть и будут, и на суде Христовом станут судьями тех, которые отреклись от Христа и Его учения.
«Разве не знаете, – спрашивает апостол, – что святые будут судить мир?» (1Кор.6:2). Тогда уже будет нечем отговариваться, что я не мог, – близкие и дальние, сатана увели меня от Христа».
О. Петр призывал людей хранить в душе минуты, когда Господь Сам обращается к человеку; так настроить свой духовный слух, чтобы не пропустить, услышать – потому что Господь зовет абсолютно каждого человека – и сделаться призванным:
«Отчего так скоро и охотно пошли за Христом по первому же Его зову рыбари Петр и Андрей, Иаков и Иоанн?
Есть минуты, когда Бог посещает человеческое сердце, и человек сразу понимает всю суету обыденной будничной жизни и сразу всем своим существом узнает и ощущает в себе Бога.
Такое действие обыкновенно оказывает слово Божие, «живое и действенное». Зажглись сердца первых учеников Христа, и они пошли за Господом. В их жизни началась весна. На них повеяло дыхание весны Святого Духа, оживляющее и благословляющее их внутреннюю жизнь…
Потом их вера, надежда и любовь ко Христу уже силой Святого Духа преобразила галилейских рыбарей, и они понесли всему миру радость.
Прошедшее для них было ночью, а теперь наступил день, великий день вечной жизни. Что прежде звало и манило их к себе – семья, материальное обеспечение, сытое счастье – все это представлялось им теперь пустым сном и заменилось тесным и искренним общением со Христом Сыном Божиим. Все прежние цели жизни, которым они служили, исчезли для них.
Это состояние апостолов превосходно выражено святым апостолом Павлом, который говорит: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор».
И святые апостолы, пользуясь вещественными благами мира, были как не пользующиеся и смотрели на них как на вещественное приложение, подаваемое от Господа, Который питает, греет и одевает все видимое царство мира сего, – тем более им, ищущим Царствия Божия и правды Его, по неложному обещанию Спасителя приложится все необходимое для поддержания их телесной жизни.
И мы, христиане, причастники сего Царствия Божия, получившие печать дара Духа Святого и теснейшим образом соединяющиеся со Христом в Таинстве Тела и Крови Христовой, должны идти за Христом и не расточать даров Святого Духа на дела тьмы века сего.
А дела тьмы кому неизвестны? Они теперь на каждом шагу. Назову главнейшие из них: удаление от Бога и Его Святой Церкви, разврат, гордость людей мира сего, а отсюда и все прочее – воровство, пьянство, ненависть, убийство и прочее. Итак, «смотрите, в какой опасности пребываете, и не будьте как неразумные, но будьте мудрыми, потому что время этого мира обманчиво». Да будет с вами Господь».
Мы исповедуем Господа, но рабы ли мы Господни?
«Не похожи ли бываем на израильтян, которым некогда сказал святой пророк Илия: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте» (3Цар.18:21).
Мы обыкновенно всегда находим оправдание себе в том, что не служим всецело Господу. То мы говорим, что мы люди темные, работаем изо дня в день, Писания не разумеем, с утра до ночи в трудах – когда же тут служить Господу? Такое оправдание, конечно, ложь. Разве только ученым и образованным дано спасение, дано понимание воли Божией?
Божия сила, Божий разум в немощи открываются. Помните, что сказал Иисус Христос: «Славлю Тебя, Отче, Господа неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение». Вспомним, кто были апостолы? – Люди труда, простые, некнижные. А кто лучше их понял волю Божию и выполнил ее?
Вспомним святого Антония Великого. Он не умел читать, а тысячи тысяч научил знать волю Божию. А преподобный Серафим Саровский? – Одним словом заграждал уста мудрецам века сего. Итак, нет оправдания тем, кто говорит, что мы люди темные и закона Божия не знаем. Закон Божий в сердце каждого написан.
А дела необходимые не могут нас отлучить от Христа. Преподобный Сергий рубил дрова, молол муку, шил одежду, готовил пищу братии, строил кельи. А апостол Павел говорит про себя: «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом день и ночь».
А кто больше служил Господу, как не апостолы и все святые?
Если всесвятый Господь указал нам на Себя, как на предмет подражания для нас, грешных, – «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», то почему же не подражать человеку святому?
Подвиги имеют свою меру, добродетели свою степень. Подражать – не значит делать точь в точь, а исполнять по мере сил своих. Иоанн Креститель удалился в пустыню, разорвал узы с обществом, беспрестанно молился и беседовал с Богом. А а для нас довольно, если мы будем отделяться от общества злых, испорченных людей и их увеселений, если утром и вечером вспомним о Господе и если не будем под разными предлогами уклоняться от богослужения, обманывая самих себя».
О. Петр и при советской власти продолжал делать все то, что должен был выполнять священник: кроме службы в храме посещать народ, служить молебны на дому, крестить, отпевать, венчать. Для этого нужно было брать разрешение сельсовета, что чаще становилось предлогом к запрещению и слежки за батюшкой. Поэтому, когда о. Петра в 1936 году арестовали вновь, НКВД даже не стало мудрить с обвинениями в «заговорах против власти», а заявило просто: обвиняетесь за христианскую веру.
9 декабря 1936 года особое совещание при НКВД приговорило отца Петра к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в Мариинские лагеря Кемеровской области.
Священник Петр Попов скончался 25 мая 1937 года в Орлово-Розовском лагерном пункте в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле. Ему было всего 42 года.
Использованы материалы книги:
Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май».
Тверь. 2007. С. 68-75