Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Образование нужно и сестрам милосердия, и их духовным руководителям

В Беларуси происходит рост числа сестричеств милосердия, возрастает авторитет сестрического служения. 12 июня состоялось оформление официального статуса Союза сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви (ССМ БПЦ), утвержденное постановлением Синода Белорусского Экзархата. Об истории создания Союза сестричеств и о работе белорусских сестер милосердия нашему сайту рассказала исполнительный секретарь ССМ БПЦ, референт Минского епархиального управления по социальным вопросам Елена ЗЕНКЕВИЧ

В Беларуси происходит рост числа сестричеств милосердия, возрастает авторитет сестрического служения. 12 июня состоялось оформление официального статуса Союза сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви (ССМ БПЦ), утвержденное постановлением Синода Белорусского Экзархата. Об истории создания Союза сестричеств и о работе белорусских сестер милосердия нашему сайту рассказала исполнительный секретарь ССМ БПЦ, референт Минского епархиального управления по социальным вопросам Елена ЗЕНКЕВИЧ.

— Елена, расскажите о сестричествах, которые возникли в период возрождения церковной жизни. Когда и как они образовались? Какое из них было первым? Сколько сейчас сестричеств в Беларуси?

— Сейчас сестричеств больше 80-ти. Я никогда точно цифру не могу назвать, потому что информация доходит до меня с опозданием.

Первым было сестричество в честь праведной Софии Слуцкой при минском Кафедральном соборе. Где-то в 1988 году Митрополит Филарет обратился к прихожанам этого храма с проповедью, в которой призвал объединяться и помогать людям. А женщины по сути своей общественные натуры, отзывчивы и готовы придти на помощь. Вот и объединились.

Следующим было сестричество при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Еще не было храма, только палатка, а сестричество уже работало: и больным помогали, и гуманитарную помощь разносили… Храм рос на делах милосердия.

Эпопею по организации Союза сестричеств мы начали где-то в 1997 году с нескольких минских сестричеств (около четырех). В Витебской епархии по нашему образцу создали свой местный союз сестричеств. В Брестской епархии начинали с двух сестричеств, а сейчас их около 16-ти.

То есть развитие есть. Ведь сначала, на гребне перестройки, когда разрешили церковную деятельность, был всплеск, а потом пошел отток людей из сестричеств. Сейчас процесс идет медленнее, но, как, мне кажется, вернее. Люди более осознанно приходят, а не на основе какого-то сиюминутного порыва или восторга. Сестры стали грамотнее. Более 60% из них имеют высшее образование, даже кандидаты наук есть. В некоторых сестричествах ведется очень квалифицированная, грамотная работа по реабилитации, на профессиональном уровне. Плюс к этому религиозная мотивация. Все вкупе дает эффект потрясающий.

У каждого сестричества есть какая-то специфика, изюминка. Но если говорить в целом, то, чаще всего, это: уход за больными на дому; посещение больниц; опека над детьми в детских домах, приютах; работа с инвалидами; воспитательная работа с трудными подростками; просветительские беседы с молодежью в целях профилактики асоциальных форм поведения. И, конечно, каждое сестричество помогает в храме.

Есть такие сестричества, которые работают только в храме. Но, на мой взгляд, тогда несколько неправильно называть их «сестричеством милосердия».

— Какие из сестричеств Вы бы назвали ведущими, передовыми что ли?
— Софии Слуцкой при Кафедральном соборе, Свято-Евфросиньевское при приходе «Всех скорбящих Радость», Свято-Елисаветинское в Новинках, сестричество при Доме милосердия. Это в Минске.

По Беларуси – Свято-Евфросиньевское в Лиде. В конце прошлого года они отпраздновали свое 10-летие. У них очень хороший опыт работы с детьми-сиротами. Сестры начинают работать с подростками в детском доме, часто берут их к себе домой и учат готовить, шить, обслуживать себя, в общем, готовят к жизни.

Когда же подростки покидают детдом, сестры все равно продолжают их опекать, осуществляют так называемое «социальное сопровождение». Часто девочки-сироты становятся матерями-одиночками. Сестры уговаривают их не делать аборт и потом помогают ухаживать за ребенком, учат вести домашнее хозяйство. Для этих детдомовцев сестры как родственники.

Еще у этого сестричества есть летние лагеря. Группы они формируют наполовину из воспитанников детского дома (обычно это сложные дети, у которых какие-то проблемы со здоровьем) и наполовину из обычных детей, учеников воскресной школы.

— Имеет ли эта деятельность резонанс в обществе? Помогает ли вам государство?
— Вот, например, иппотерапия, которой занимается сестричество при храме в честь иконы «Всех скорбящих Радость», — там уникальные результаты. Внимание к ним проявляют многие общественные и государственные структуры.

Было время, когда нас не пускали в больницы. Теперь же не мы просимся, а врачи сами к нам обращаются! И это уже показатель. Когда в Лиде сестры начинали работу, то им приходилось просто «пробиваться» в детдом, а сейчас — зеленый свет, и сотрудничество идет на всех уровнях. Как-то мне звонит из больницы скорой помощи заведующий отделением и просит, чтобы туда приходили сестры милосердия. Оказывается, там какое-то время работала одна сестра, на которую батюшка епитимью наложил. Представляете, она, выполняя епитимью, так себя зарекомендовала! А если туда сестры по собственному желанию придут? В больницах не хватает младшего медицинского персонала (их труд плохо оплачивается), а сестры милосердия работают, и добросовестно.

Нам звонят люди и просят сиделок, даже предлагая плату за их труд, а мне не хватает сестер. А люди хотят именно верующую сиделку, потому что знают, какой эффект будет от их помощи.

— А есть ли проблемы? Есть ли планы? К чему хотелось бы стремиться?
— Проблемным вопросом остается материально-техническое обеспечение сестричеств: отсутствуют помещения, оргтехника и материальная поддержка. Иногда сестры сталкиваются с непониманием руководством приходов роли и функции сестры милосердия: сестер ориентируют не на оказание милосердной помощи, а на сбор пожертвований на строительство храмов, а также на выполнение послушаний по уборке и украшению храмов. Кстати, имеются случаи использования формы сестры милосердия для сбора пожертвований лицами, не имеющими к сестричествам никакого отношения.

Какие планы? Хотелось бы, чтобы сестры учились квалифицированно оказывать помощь. Они сами хотят этого, и часто во время собраний мы обсуждаем этот вопрос. Более того, сестры уже пришли к пониманию того, что им нужны знания по коммуникации, навыки общения.

Только порой бывает так, что сестры учатся больше, чем их руководители-священники. И иногда возникают конфликтные ситуации. Сестры узнают что-то новое, стремятся воплотить это в жизнь, а их батюшка еще находится во власти стереотипов. Думаю, что нужно не только сестер образовывать, но и священников — руководителей сестричеств, духовников. Это вполне осуществимо на базе Социального отдела Минского епархиального управления.

А еще хотелось бы большего внимания и уважения к сестрам милосердия. Потому что их труд очень тяжелый. Можно один день потерпеть какой-то тяжелый труд, а когда из года в год сестры сталкиваются с болью и страданием?.. Если бы труд сестер милосердия адекватно оценивался священством! Я не скажу, что все не ценят. Нет! Есть те, кто в меру своих сил старается где-то поощрить, отметить. Но иногда бывает и наоборот.

Главное – любовь

21 июня в Минске завершило свою работу общее собрание ССМ. В собрании приняли участие 102 делегата — сестры милосердия, духовники сестричеств, члены групп милосердия при приходских братствах, заинтересованные специалисты и волонтеры, представлявшие все епархии БПЦ.


Собрание представителей сестричеств милосердия всех епархий Беларуси предоставило удобный случай побеседовать с ними и, как говорится, из первых уст услышать о том, как живут и трудятся сестры в разных городах республики. Несколько старших сестер рассказали о своих сестричествах и ответили на три вопроса:
– Какие радости и достижения есть в их работе?
– Каковы основные проблемы, сложности?
– Что, на их взгляд, главное в служении сестры милосердия?

Инна КОСТЮКОВИЧ,
сестричество во имя
равноапостольной княгини Ольги,
г. Витебск (Витебская епархия)

– Наши сестры, от Свято-Покровского кафедрального собора, посещают детскую областную клиническую больницу. Беседуем с молодыми мамами, устраиваем крещение деток. Если ребенку нужна помощь, то сестра может перепеленать, переодеть его.

Помогаем одеждой, приносим памперсы, ползунки для отказных детей. Недавно к нам обратилась больница: нескольким отказным деткам нужно лечебное питание, которое очень дорого стоит. Собираем пожертвования в храме, просим людей: помогите! И так спасаем детей. В общем, разные виды помощи. Но, в основном, проводим беседы духовно-нравственного содержания, рассказываем о церковных Таинствах.

– Радость бывает тогда, когда удается кому-то помочь. Ты как бы делишься частичкой своей души. Вот встречаешься в больнице с молодой мамой, которая недавно родила и даже ребенка своего еще пеленать не умеет. Она не знает, как правильно отнестись к нему, она испугана его болезнью. Бывают очень тяжелые случаи. Начинаешь утешать эту мамочку, и она успокаивается, и уже по-другому, с любовью относится к своему очень неспокойному больному малышу. И радость этой мамы передается тебе.

Часто случается, что после того, как мама после бесед с сестрой милосердия пересматривает свое отношение к больному ребенку, он быстро поправляется.

– Проблемы бывают, когда, приходя в сестричество, человек не понимает, для чего пришел. И только когда сестра начинает выполнять послушание и сталкивается с трудностями, испытаниями, которые всегда встречаются на пути сестры милосердия, тогда только начинает понимать — ее это путь или нет. Если нет, то она уходит. Но нужно отметить, что если приходят молодые, то редко уходят.

– Мы, сестры, должны нести радость и любовь. Господь сказал: возлюби ближнего как самого себя. И это, я считаю, главное в служении сестры милосердия.

Зинаида ЛОБОСОВА,
Свято-Елисаветинское сестричество,
г. Минск (Минская епархия)

– Наше сестричество окормляет две больницы, два психоневрологических интерната и один интернат для детей, отстающих в развитии.

Я несу послушание в интернате для душевнобольных уже 12 лет. Трудно говорить об этих людях и не плакать. Многие в таком тяжелом состоянии! Но здесь создан домовой храм во имя блаженной Ксении Петербургской, куда больных приводят на службу. Батюшка приходит и в палаты, причащает лежачих. Мы помогаем, чтобы они смогли принять Святые Дары. Своих сил на служение с душевнобольными людьми не хватает, один Бог может помочь.

– Какие радости? Когда идешь на послушание, говоришь: Господи, Ты через меня действуй. И когда видишь, что Бог что-то полезное дает сказать людям, и что-то у них изменяется: они первый раз идут на Исповедь, на Причастие — слава Богу!

А в интернате вообще — такая нежность, любовь и ласка со стороны больных! Эти люди, как дети, искренне все проявляют. И это такая награда, такой подарок в жизни! Когда эти больные подходят, ласкаются, что-то спрашивают, я на них смотрю и думаю: а вот в жизни, в семье и с друзьями, от кого ты можешь получить столько любви и внимания?

Сам факт посещения психически больных людей, оказывается, имеет громадное значение для них. Каждый человек хочет внимания, а эти люди особенно. Общение и совместная молитва — это для них так утешительно, спасительно и желанно! И ведь это меняет их — у них уже есть ориентир на Бога. Слова «Господи, помилуй» для них уже естественны и имеют смысл.

– Я думаю, главная проблема для сестер — духовный рост. Мы же ходим к больным людям и видим, что нести служение сестры милосердия своими силами невозможно.

– Главное для сестры милосердия — служение ближнему, чтобы утешить, что-то сделать для ближнего, которого Бог послал. И сделать так, как этого хочет Бог.

Елена ДУБРОВСКАЯ,
духовно-просветительский центр
во имя святителя
Луки Войно-Ясенецкого,
г. Могилев (Могилевская епархия)

– Нашему сестричеству три года. Деятельность у нас и медицинская, и духовно-просветительская. Наш духовник, отец Сергий Белоус, настраивает сестер на то, чтобы проповедничеством мы не занимались, нужна практическая помощь больным: посещение больницы, дома престарелых, помощь немощным на дому, работа в воскресной школе.

– Душа радуется, что много больниц окормляем: начинали с городской больницы, потом добавилась областная, потом областной онкологический диспансер и медсанчасть предприятия «Химволокно». И молодежь к нам приходит — даже школьницы есть. Одна из сестер, которая недавно пришла к нам, — ученица 9 класса.

Радость, когда на водосвятном молебне в больнице отец Сергий щедро кропит всех водой, — и видишь сияющие лица и глаза! А эти бабушки, которые забыты даже своими собственными родственниками, которые думали, что они никому не нужны, и они видят, что Бог помнит всех.

– Проблемы. Пока мало кто из жителей Могилева да и из членов общественных организаций знают, что в Могилеве ведется работа сестричеств, что они есть.

Совсем недавно к нам приезжала сестра из Санкт-Петербурга, где много сестричеств, и рассказала об их опыте. Мы расспрашивали о принципе отбора сестер. Там по благословению отца Сергия Филимонова, доктора медицинских наук, доктора богословия, автора «Молитвослова для болящих», разработан целый чин посвящения. И серьезная проверка проводится, прежде чем принять кого-то в сестры милосердия. Вот этого нам, в Беларуси, не хватает — организованности. Пора уже на ноги вставать.

– Цель наша — Богу послужить. Служить не ради самоутверждения, не ради корыстной цели, не потому, что нет признания на работе, в семье или еще где-то… Наше служение — Христа ради.

Валентина КЛИМАШ,
сестричество в честь
святой праведной Софии Слуцкой,
г. Новогрудок (Новогрудская епархия)

– Мы оказываем помощь материальную и духовную престарелым людям, инвалидам на дому. Если требуется, устраиваем для них возможность исповедаться, причаститься. Порой бывает, что таким людям только позвонишь — и они уже рады, что о них вспомнили.

Есть у нас просветительская группа, она проводит лекции, беседы, готовит концертную программу, с которой выезжает на деревенские приходы. На летние сборы собираем детей из малообеспеченных семей. Очень много помощи продовольствием оказывает нам владыка Гурий (Апалъко), Жировичский монастырь. Благодаря этому в прошлом году мы около четырех тонн продуктов раздали людям.
В сестричестве я уже восемь лет. Живем мы дружно, вместе все праздники отмечаем, и владыка к нам приезжает — очень внимательно относится к сестричеству.

– Радость наша в том, когда человек доволен от того, что мы его поддержали, чем-то помогли. Наши сестры часто бывают в интернате для душевнобольных в Козловщине. Там больные с такой радостью, такой открытостью встречают!

– А трудности всегда есть, как владыка наш говорит, если что-то не получается: «Значит, Божье дело делаешь! Хуже, если все гладко».

– По-моему, Иоанн Кронштадтский сказал, что все дела, которые делаешь, пройдут, а вот дела милосердия останутся. Поэтому нужно делать добро людям. Это добро к нам возвращается. За свои 65 лет я убедилась, что если что-то для других делаешь, то и здоровье у тебя появится, и время, и силы.

Тамара ЕРМОЛАЕВА,
сестричество во имя прп. Иулиании Лазаревской,
г. Бобруйск (Бобруйская епархия)

– У сестричества две больницы (онкологическая и городская), социальный приют, посещаем болящих на дому. С 2002 года организовываем благотворительные акции «Пасхальная радость» и «Рождественский дар» — готовим подарки для детей. Сейчас еще окормляем молодежный центр в честь святого апостола Иоанна Богослова.

– Люди радуются, когда мы приходим, и от этого забываешь про свои трудности, радуешься от общения, не смотря на усталость, какие-то свои невзгоды, болезни. Эта радость озаряет изнутри. Скорбей и искушений много, но все-таки — и радостью посещает Господь.

– Какие сложности? Сестер бы побольше, ведь планов-то много. Я девять лет уже в сестричестве и знаю, что в нашем деле трудно не только придти, но и остаться. Меня в сестричество привело понимание того, что «вера без дел мертва».

– Главное в служении сестры милосердия — любовь. Служить Богу и помогать людям.

Светлана СЕМКЕ,
сестричество во имя
преподобномученика
Афанасия Брестского, г. Брест (Брестская епархия)

– В июне нашему сестричеству — 5 лет. А начиналось все с воскресной школы для взрослых, где до этого 6 лет трудились наши сестры. За эти годы в двух больницах устроены часовни, организован хор.

Сейчас сестричество опекает в Бресте три больницы. Сестры помогают священникам совершать Таинства Исповеди и Причастия, поют молебны. Перед этим обходят все палаты больниц и беседуют с больными. Это, образно говоря, Марии, а есть и Марфы, которые в больнице скорой помощи ухаживают за лежачими больными. Мы умеем помыть лежачего человека от пяток до головы, не поднимая его с постели, переодеть, перестелить постель, обрабатываем пролежни. И, конечно, когда ухаживаешь за больным, беседуешь с ним.

В первый год нас принимали за баптистов, не понимали: как это православные пошли проповедовать?! Теперь нас уже знают, и когда сестры приходят в отделение, например, в травматологию, то санитарка бежит по коридору, открывает двери и говорит: готовьтесь, ваши пришли!

– Главная трудность наша в том, что очень мало желающих идти работать в сестричество. С тех пор как организовалось сестричество, новых людей пришло совсем немного. Хотя многие говорят: «О, вы такие молодцы!» Я начинаю приглашать: «Приходите к нам, вакантные места всегда есть». В ответ: «Нет, вы знаете, я не готова». А что для этого нужно? Может, надо просто посмотреть, поинтересоваться, чем заняты сестры милосердия, и тогда сердце откликнется. И человек поймет, что он тоже может это делать, может больному хотя бы стакан воды подать. И потом на Страшном Суде будет что ответить Господу.

Еще проблема. У нас нет своей комнаты для собраний. А мы должны собираться, должны какое-то духовное окормление получать у священника.

С государственными учреждениями сложностей нет — нас везде принимают, помогают. Главврачи идут навстречу, разрешают по праздникам устраивать концерты для больных, и наш хор поет духовные песнопения. А когда открывается новое отделение или какой-то кабинет, просят, чтобы пришел священник и освятил.

– Главное в нашем служении — милосердие к людям. Наша страна столько лет не знала даже слова «милосердие». Мы сейчас еще не имеем такого статуса, какой имели сестры милосердия до революции, но, по крайней мере, социальная работа Церкви становится известной людям.

Я убеждена, что в наше время к душе человека мы должны идти через физическую помощь ему. Утешение — это большое дело! Когда поможешь человеку, например, вымоешь лежачего больного, или когда старенькая бабушка выплачется на твоей груди, и ты ее успокоишь, то она перестает бояться своей болезни и своего будущего. Сестра милосердия — это настоящий «анальгетик» для больного. Она поухаживает за больным, утешит, погладит по голове, прижмет к себе и даже, бывает, поплачет вместе с ним (ведь жалко его) — и больной начинает лучше себя чувствовать. А еще сестры милосердия несут людям слово Божие, и благодаря их трудам в храмах увеличивается количество прихожан.

Подготовила Елена НАСЛЕДЫШЕВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?