Кроме знакомой и вызывающий постоянные споры аббревиатуры БОМЖ, есть еще одно слово – «оборванец». Наверное, рождению большинства из них когда-то радовались родители, родственники. Не исключено, что на праздники им дарили подарки, о чем-то мечтали, а потом что-то действительно оборвалось. Кого-то, как говорят, сгубила водка, кому-то «стало узко» и со страшной силой потянуло на кочевую жизнь, кому-то в свое время «помогли» стать бездомным. Многие скажут, что если разбираться в том, кто виноват, не исключено, что плюсиков в пункте «они сами» будет значительно больше. Дальше что?
«Скорая бездомная помощь» автобуса «Милосердие» забирает всех, кого видит замерзающими. Погрелись, избежали смерти, получили первую помощь. А действительно, что дальше? Сложно поверить, но большинство, если позволяет здоровье, снова хотят «на волю». Туда, где нет условностей, где есть лишь давно изученные правила улицы, где выживание физическое, каким бы ни было тяжелым, дается легче, чем выживание в обществе, в семье. Эти двери давно плотно закрыты, и хочется в них постучаться лишь в самых крайних случаях. Тогда глаза ищут людей из будто бы другого мира и привычное «помогите» с установкой на то, чтобы по-быстрому срубить на стаканчик меняется на «помогите!» отчаянное. Зимой второй вариант встречается значительно чаще. Имеет смысл прислушаться.
Есть другие, кого не звал ни ветер свободы, ни возможность жить лишь мыслями о поиске алкогольной дозы. К сожалению, возможно, это будет позже, если сейчас не помочь. Сейчас просто тупик. Жуткая невозможность найти выход из беды, из которой очень хочется выпутаться. Но пока, то ли нет такой внутренней силы, как у более благополучных братьев по разуму, то ли провинциальный взгляд на столичную жизнь, впервые столкнувшись с далеко не глянцевой ее стороной, дал болезненный укол. Обрывается жизнь обычная, начинается жизнь оборванца. Есть минутное межсезонье, возможность успеть взять за руку.
«Вы пойдите туда, вот я вам сейчас адрес напишу, вам надо заявление написать, потом сфотографироваться, потом оформляться, потом… », да никуда они не пойдут, вот в чем беда. Скомканные бумажки с адресами так и останутся в дырявых карманах худой одежды. Сознание парализовано, как под наркозом. Нужно как ребенка буквально взять за руку и всюду сопровождать до победного конца. Победа в этом случае – хотя бы ясность с местом жительства и относительный порядок с документами.
Изо дня в день бежать в паспортный стол, поднимать документы, искать, делать запросы, посещать и помогать бездомным в больницах – будни Службы помощи бездомным. Конечно же, сюда входит и работа автобуса «Милосердие». Есть скорая помощь – есть долговременная терапия. Иногда необходимо и то и другое. Часто утром «ночной пассажир» автобуса спрашивает: «А куда мне дальше идти?» Бывает, ситуация разрешается довольно просто – отправлением на родину, где ждут родные. Да, не сложилось с работой, думал заработать, а зарплаты так и не дождался. Но чаще, все намного сложнее. На родине никто не ждет, сам – болен, документов нет. Первая проблема – найти сначала временное жилье или поместить в больницу. Если более или менее здоров – в Московские социальные центры временного проживания, где можно остановиться не больше, чем на несколько дней. За это время нужно успеть найти родных, помочь оформить документы. В зависимости от результатов – определение в дом престарелых, приюты, дома инвалидов. В случае, если состояние здоровья совсем плачевное – определение в больницы, в которые могут принять бездомных только пойдя навстречу вашему горячему желанию помогать и поддерживать больного лично, их называют «подшефные бездомные». На их тумбочках, как и у остальных больных, лежат мыльница, минералка и апельсины.
«За время, пока бездомный временно где-то устроен, нужно решить, куда его определить: вернуть к нему домой, к родственникам или же направить в какие-то долговременные центры социальной адаптации. Опять же, где: в Москву или туда, откуда человек приехал, – говорит старший социальный работник Службы помощи бездомным в больницах Наталья Кузнецова. – Сейчас мы занимаемся устройством двадцатитрехлетнего парня из Амурской области, умственно отсталого, инвалида 2-ой группы. Он сам пришел к нам за помощью. Проводим довольно трудные переговоры с социальными центрами Амурской области. Скорее всего, отправим юношу в Благовещенский центр социальной адаптации. Таких людей много, и все ситуации довольно сложные. Недавно добились устройства в 8-ой Московский хоспис одной бездомной, у которой уже 4 стадия онкологии. Она без документов, администрацию хосписа с трудом удалось уговорить взять больную. Мы ее часто навещаем».
В Службе помощи бездомным в больницах работают 9 человек и несколько добровольных помощников. Сотрудники службы патронируют Московские больницы № 1,51, 56, 67, 14, 23,53,68, 29.
«Чаще всего мы сами находим нуждающихся в опеке людей, – делится Наталья Николаевна, – наши сотрудники регулярно обходят отделения, посещают одиноких, бездомных, брошенных. Иногда и врачи или персонал больницы просят нас обратить внимание на того или иного человека. В свое время мы рассылали во все московские больницы информацию о нашей службе. Часто люди к нам приходят просто переодеться и взять что-то из еды. А основная наша нагрузка – это бесконечный поиск возможностей восстановления документов. В большинстве случаев это пусть с большим трудом, но все же удается. Как бы ни было сложно – возможно «разрулить» ситуацию и пристроить человека. Хочу обратиться с просьбой к нашим гражданам: с наступлением морозов количество умирающих, замерзающих, голодных людей значительно возросло. Обратите на них внимание! В ночное время (с 9 вечера до 6 утра) наберите номер автобуса «Милосердия» (8-495-76-44-911, 8-985-76-44-911), в дневное время ваш вызов примет социальный патруль, в крайнем случае, можно вызвать скорую помощь или милицию, сотрудники этих служб знают, как действовать в подобных ситуациях. Но не оставайтесь безучастными!».
За пять месяцев в Службу помощи бездомным обратились 514 человек. В месяц сотрудники принимают около 100 человек. Всем им постарались помочь.