В сети недавно рассказали о громком мошенничестве: молодого и влюбленного человека обманула его «девушка»: попросила немалую сумму на «лечение от рака». Парень понял про обман, только когда отдал ей несколько сот тысяч рублей.
Комментирует психолог Катерина Дёмина
– Есть ли категории людей, которых чаще всего обманывают мошенники?
– Традиционно разводят молодых и пожилых, – людей у которых либо недостаточно жизненного опыта, либо хуже ориентированных в современных реалиях.
«Разводят» всегда на индивидуальные «крючки» человека.
У каждого человека есть набор своих болевых точек, на которые он реагирует особенно ярко.
Кто-то на котиков, кто-то на бедных брошенных сирот, кто-то на беременных девушек, которым не на что доехать домой, кто-то на политику. Болевые точки – это, как правило, фрагменты травматичного опыта, которые есть у нас самих.
Например, если я знаю, что значит быть оставленной с больным ребенком, с большой долей вероятности подам цыганке, которая подойдёт ко мне с гноящимся ребенком на руках. Хотя вроде бы здравый смысл должен кричать, что ребёнок не её, и что деньги ей нужны на наркотики.
Если у человека есть свой опыт беспомощности, он будет реагировать на аналогичные ситуации – бедность, болезнь, страдание, и не всегда неадекватно.
Поэтому нужно просто знать свои болевые точки, сложные темы, переходить в рациональный режим, следить, чтобы не руководили чувства. А иногда и вовсе не стоит вмешиваться, ведь непроработанный травматичный опыт вредит, а не помогает.
– Как предостеречь себя, своих своих близких от манипуляций?
– Мы можем постоянно рассказывать и молодым, и пожилым и всем остальным, какие бывают виды мошенничества.
Пожилого можно «испугать» – «знаешь, сколько сейчас обманщиков!».
Молодых эффективнее обучать обращаться к фактам: «Давай посмотрим, что там на самом деле происходило».
Ещё человека нужно обучать «включенному вниманию». С одной стороны, это – включённая внутренняя критика, которая требует проверить ситуацию прежде, чем тянуться за кошельком. И параллельно человек должен всё время отслеживать: «А что сейчас происходит со мной, что я чувствую? На каких моих особенно ярких чувствах могут поиграть?»
В случае, с молодым парнем в нашем примере, это, конечно, влюбленность.
Плюс классический прием мошенников – многоходовка, когда в поле вашего внимания одновременно забрасывается много разных ярких стимулов.
Девушка с одновременным «люблю», «умираю», «сама пытаюсь достать денег и не могу» и «за лекарство нужно заплатить в течение сорока минут!» Или толпа цыган с шумом: «дай на ребёнка», «будешь счастливым» или «прокляну!»
Мы склонны больше доверять тем, кому МЫ сделали что-то хорошее. (Поэтому первая просьба в многоходовом мошенничестве может быть небольшой, как в нашем примере с влюбленным парнем, где сначала девушка просила «немного денег в долг»).
К сожалению, у нас практически разрушена культура приватности, личных границ. Когда незнакомый человек вдруг проявляет к тебе интерес, это воспринимается как комплимент, удовольствие, подарок. Особенно если это сопровождается какими-то благами в адрес будущей жертвы мошенничества: «Только сегодня акция – утюг в подарок».
Постоянно включённая здоровая внутренняя критика как противовес мечтательности, отрыву от реальности должна быть частью сознания взрослого человека.