Православный портал о благотворительности

Обитель веры и милосердия. Продолжение традиций Марфо – Мариинской Обители в медицинской сфере

В отношении восстановления в церковном клире чина диаконисс – вопроса, который активно обсуждался в начале ХХ века в преддверии Поместного Собора Российской Церкви – Елисавета Федоровна в письме профессору А. Дмитриевскому писала следующее: «…Прошу Вас поддержать в Святейшем Синоде мою мысль о даровании сестрам моей обители звания диаконисс <…> Если же будущий Собор Русской Церкви признает необходимым восстановить институт Диаконисс полностью, я, как верная дочь Церкви, готова подчиниться, но это отнимет у нас – усталых тружениц светлый маяк, то есть соединение с Богом уже на этой земле в ожидании Вечности». Таким образом, очевидно, что Елисавета Федоровна совершенно недвусмысленно высказывалась против восстановления чина диакониссы как степени церковного клира

Священник Валентин Жохов, врач высшей категории, Учебный центр сестер милосердия Марфо-Мариинской обители


Трагическая и славная история Марфо–Мариинской обители хорошо известна из жития ее основательницы преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны Романовой. Менее известно о медицинском служении обители, которая была для своего времени образцовым учреждением здравоохранения.
Из «Пояснительной записки о задачах и целях открывшейся в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия», собственноручно составленной Елисаветой Федоровной, известно, что медицинское послушание обители состояло из а) больницы для бедных женщин и детей на двадцать пять кроватей; б) больницы-убежища для чахоточных бедных женщин на восемнадцать кроватей; в) амбулатории для бедных, в которой имелись кабинеты хирургический, 2 терапевтических и гинекологический; г) аптеки. В больницах и амбулатории с марта 1909 года по ноябрь 1910 года принято на лечение бесплатно с бесплатной же выдачей лекарств более 1500 бедняков [1, c.96]. О высоком уровне организации медицинской помощи в больнице обители говорит факт проведения в 1909 году успешной операции чревосечения одной из Высочайших Особ Императорского Дома Романовых.
Кроме больниц и амбулатории, медицинские сестры работали в домах малоимущих горожан. Наряду с медицинской помощью, они исполняли работу по хозяйству и по уходу за детьми, заменяя больного члена семьи.
Елисавета Федоровна особо отмечала, что «каждую поступающую больную духовник и сестры располагают к молитве, которую дежурная сестра утром и вечером читает в палатах, к частому приобщению Святых Таин и соборованию. Довольно часто в больнице, особенно чахоточной, служатся молебны и ведутся духовные беседы. Это делается не только для того, чтобы молитвой, таинствами и словом назидания укрепить немощи души и тела больного, но и для приготовления его к христианской кончине» [1, c.97].
Сестры, исполнявшие послушание вне обители, имели при себе походную аптечку, Евангелие с Апостолом и Псалтирью, маленькую духовную библиотечку, несколько шейных образков и крестиков и чековую книжку на случай могущих поступить пожертвований, без записи же сестра не могла ничего принять. Находясь на послушании, сестра должна была найти время и возможность не только самой совершать положенное обительское молитвенное правило, но «с мудрой кротостию расположить к молитве и святому чтению людей, среди которых она работает»[1, c.98].
Медицинские сестры проходили годичный курс лекций, а все остальные сестры трехмесячный курс по оказанию первой помощи заболевшим и в несчастных случаях. «Для сестер медицинских ежедневно от 6-7 1/2 ч. докторская лекция. В понедельник обительский врач Никитин читает о внутренних болезнях и уходу за больными, во вторник доктор Корнилов – гигиену, в среду Мясоедов – анатомию, в четверг Березкин – хирургию, в пятницу Никитин – уход. 29-го Мая 1910 года был произведен экзамен тем и другим, показавший достаточную подготовку сестер к делу» [1, c.91] – писала в «Записке» Елисавета Федоровна.


Марфо-Мариинская Обитель. 1910-е годы

Таким образом, в медицинском служении обители имелись следующие направления – собственно медицинское послушание в учреждениях обители; послушание вне стен обители, именуемое сейчас патронажем, и подготовка медицинского персонала. Попечение о душах пациентов было основой любого служения – сестры всегда помнили слова Христа: «Без Меня не можете творити ничесоже» (Ин 15:5).
В отношении восстановления в церковном клире чина диаконисс – вопроса, который активно обсуждался в начале ХХ века в преддверии Поместного Собора Российской Церкви – Елисавета Федоровна в письме профессору А. Дмитриевскому писала следующее: «…Прошу Вас поддержать в Святейшем Синоде мою мысль о даровании сестрам моей обители звания диаконисс (выделено свящ. В.Ж.) <…> Если же будущий Собор Русской Церкви признает необходимым восстановить институт Диаконисс полностью, я, как верная дочь Церкви, готова подчиниться, но это отнимет (выделено свящ. В.Ж.) у нас – усталых тружениц светлый маяк, то есть соединение с Богом уже на этой земле в ожидании Вечности» [1, с.124]. Таким образом, очевидно, что Елисавета Федоровна совершенно недвусмысленно высказывалась п р о т и в восстановления чина диакониссы как степени церковного клира, а из ее письма проф. А.Дмитриевскому следует а) только лишь желание усвоения звания диаконисс сестрам ее обители; б) прямое возражение к восстановлению в полноте степени церковного клира диаконисс, поскольку она находила сие несоответствующим характеру служения сестер обители.
Возрождение служения обители Богу и людям началось в конце ХХ века. Сестричество, собранное протоиереем Борисом Гузняковым, только de jure получило комплекс зданий обители, поэтому служение сестер началось вне стен дома Марфы и Марии и преимущественно средствами доброго самаритянина – возливанием на телесные и душевные раны «впадших в разбойники» сограждан России освященного елея и слез вместо вина. Медицинского образования почти ни у кого не было, поэтому сразу нужно было учиться; теория изучалась одновременно с практикой. Жертвенное служение сестричества имело общественный резонанс, появились со–жертвователи, из которых наиболее надежными оказались немцы, почитающие память прпмч. Елисаветы Федоровны не менее, чем ее православные соотечественники. Благодаря сотрудничеству с диаконической службой евангелической церкви Германии удалось продолжить традиции медицинского служения обители.
Возобновление медицинского послушания началось с воссоздания благотворительного учебного центра. Елисавета Федоровна особо заботилась о малоимущих городских и сельских девушках, не имеющих возможности получить образование. Медицинские курсы обители готовили сестер милосердия, они были нужны и обители, и обществу. Елисавета Федоровна не стесняла своих сестер в выборе дальнейшего образа служения Богу – избравших путь мирских попечений она всегда отпускала с миром. В новых условиях жизни Обители ее настоятельница монахиня Елизавета (Крючкова) желала возродить не просто медицинские курсы, например, по подготовке младшего медперсонала, что требовало бы меньших расходов, но создать первоклассное образовательное учреждение с воспитанием в ученицах качеств сострадательной любви к болящему человеку.
С марта 1999 года удалось сделать следующее: на основе Соглашения о сотрудничестве, ранее подписанного Святейшим Патриархом Алексием и министром здравоохранения РФ, обитель заключила договор с Государственным образовательным учреждением Всероссийским учебно-научным медицинским центром Министерства здравоохранения РФ (ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ), по которому были образованы благотворительный учебный центр обители на базе медицинского колледжа ВУНМЦ РФ и сестричество из воспитанниц обители с проживанием их в отдельном блоке общежития. Сестры живут большой семьей, исполняя (наряду с учебными) послушания, обычные в любой киновии. Обучение проходит в соответствии с образовательной программой по специальности 0406 «Сестринское дело». В программу по согласованию с руководством ГОУ ВУНМЦ включен блок дисциплин духовного содержания.
При доброй воле администрации учебная программа любого медицинского колледжа может быть модифицирована, поскольку в ней предусмотрены дисциплины, включаемые в программу по выбору студента, именуемые факультатив, электив, а также региональный компонент в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, что позволяет вполне законно проводить замены в учебной программе в разделе гуманитарных дисциплин.
Учебная программа по духовному воспитанию составлялась в соответствии с программами для духовных учебных заведений, утвержденными Учебным комитетом Священного Синода РПЦ. В блок духовных дисциплин включены религиоведение (история религий); катихизис Православной Церкви; введение в литургику; Священное писание Ветхого и Нового завета; общая история Церкви; история Русской Православной Церкви; святоотеческая антропология; основы допастырского душепопечения. Всего в 2004–2005 учебном году в трех группах сестер милосердия для блока духовных дисциплин было выделено для 10 предметов 544 учебных часа, что составляет 10,5 % от максимальной учебной нагрузки по разделу теоретического обучения. В июне 2005 года впервые проведен экзамен, который de facto можно именовать государственным. Администрацией колледжа принято решение внести в диплом медицинской сестры результаты аттестации по блоку духовных дисциплин. В настоящее время программы по предметам этого блока Учебной программы дорабатываются с тем, чтобы представить их на утверждение в Министерство образования РФ.
Относительно новым предметом в блоке духовного образования является допастырское душепопечение. Предмет назван по аналогии с доврачебной медицинской помощью. Аналогия исключительно внешняя; смысл душепопечительного служения сестры милосердия в том, чтобы подготовить больного к встрече со священником, это есть служение миссионера. С содержательной стороны в предмете также нет ничего нового – в настоящее время нет недостатка в книгах по православному свидетельству внешним; наша задача состояла только в том, чтобы систематизировать информацию в отношении допастырской заботы о душе болящего человека. Выбор учебных тем по данному предмету связан с основной задачей – развитием дара сострадательной любви к ближнему.
Другой особенностью воспитательного процесса в учебном центре обители является обет послушания, который приносится Богу на период обучения (три года). Смысл обета исключительно духовный и состоит в том, чтобы молитва и свободное волеизъявление воспитанницей послушания Богу укрепили ее в особенном состоянии перехода от жизни в семье на попечении родителей к жизни в общежитии. Смена жизненного стереотипа выявляет в человеке немало немощей, без духовной опоры в таком состоянии неизбежны срывы, особенно в городских условиях. Поступившая воспитанница находится в состоянии, духовной немощи (стресса), врачебным средством для которой, кроме молитвы и церковных таинств, является своеобразная жертва в виде обета послушания. Признание воспитанницей своей немощи врачуется Божественной благодатью, которая «всегда немощная врачует и оскудевающая восполняет». Временный обет послушания не является аналогичным монашескому обету отсечения своей воли, а более сравним с обетами, которые приносятся Богу именно в немощах, например, с обетом паломничества к мощам святого угодника Божия, известного как целителя брачного бесплодия или подателя дара трезвения и т.п. Обет послушания воспитанниц ни в коем случае не является торжественным обещанием начальствующим слушаться и исполнять их любое повеление: обет приносится Богу.
Образцом для чинопоследования обета послушания воспитанниц послужил чин «како приимати обет сестрам Марфо-Мариинской обители» [1, c.105]. Изъявление обета воспитанницами происходит после продолжительной духовной подготовки в течение шести недель. Чинопоследование совершается на молебном пении, которое служится до литургии в день Покрова Пресвятой Богородицы – престольного праздника обители.
В 2002–04 годах дипломы получили 50 воспитанниц обители, 12 из них закончили специальное образование «с отличием». 6 воспитанниц продолжают дальнейшее образование в вузах, в том числе по квалификации «Медицинская сестра с высшим образованием». 5 воспитанниц принято в сестричество обители, одна – приняла монашеский постриг. На трех курсах в настоящее время обучается 70 воспитанниц.
Развитие медицинского служения обители, как полагает настоятельница, монахиня Елизавета, должно идти через возрождение амбулатории и аптеки. Корпус, в котором располагалась амбулатория, отреставрирован. Оказалось, что это менее чем половина дела – с одной стороны, в современных условиях требуется пройти процедуру лицензирования; с другой стороны, жертвенность в медицинской среде стала ослабевать. Препятствием является и то, что сестринский корпус обители не освобожден арендаторами, поэтому сестричество обители не в состоянии принять большее количество выпускниц. Несомненно, однако, что со временем ядром амбулатории обители будут воспитанницы Учебного центра – дипломированные сестры милосердия.

Литература:
1. ВДАЛИ ОТ МИРСКОЙ СУЕТЫ. О служении женщин в Русской Православной Церкви. – Сост. М.Склярова – Н.Новгород, Нижегородское епарх. управление, 1996. – 223 с.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version