Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Об итальянском благотворителе на Донбассе говорят: «Есть семьи, которых без его помощи уже бы не было»

В конце 2022 года среди потока новостей о санкциях, запретах и отмене всего русского вдруг промелькнула новость: итальянец собирает средства в помощь мариупольской больнице. Корреспондент портала «Милосердие.ru» встретилась с Эннио Бордато, главой ассоциации Aiutateci a Salvare i Bambini («Помогите спасти детей!») и узнала, для чего он это делает

Областная больница интенсивного лечения Мариуполя пострадала от обстрелов, но не переставала работать ни на один день. Сейчас туда приезжают врачи и добровольцы из России (в том числе из московской больницы святителя Алексия), а весной 2022-го попадали те, кто прятался в подвалах и получал ранения во время уличных боев. Фото корпусов в яркой оранжево-синей гамме с разбитыми и наспех заколоченными фанерой окнами стало одним из символов Мариуполя. 

Исходно в больнице не было роддома, но после обстрелов пришлось организовать родблок и создать импровизированное отделение неонатологии. «Не хватало лекарств и самых элементарных вещей – бинтов, антисептиков», – вспоминает Ольга Сорокина, учредитель донецкого фонда «Время добрых». Сорокина с коллегами была в Мариуполе, как только бомбежки стихли и город открыли для въезда. Благодаря Эннио Бордато, общественному деятелю из небольшого городка Роверето, они смогли собрать наборы для рожениц: лекарства, памперсы, мыло, присыпки, словом, необходимый минимум.

На этом итальянец не остановился: с ноября прошлого года он собирает среди своих соотечественников средства, чтобы помочь вновь созданному на базе Областной больницы интенсивного лечения Мариуполя отделению неонатологии. Необходимы гелевые матрасы, неонатальные стетоскопы, глюкометры и аппарат для измерения уровня билирубина в крови, мобильный цифровой рентгеновский аппарат, аппарат УЗИ и несколько люлек для новорожденных.  «Сумма огромная – порядка 190 000 евро. Но надеемся ее осилить», – говорит господин Бордато. Мы общаемся с ним по-русски. Языком, культурой и судьбой нашей страны Эннио увлечен больше 40 лет, с тех пор, как приехал в Москву в 1981 году.

«Это было страшно холод минус 20, снег, а люди живут в палатках»

Эннио в Школе № 1 Беслан, 2005 год 
Эннио в Школе № 1 Беслан, 2005 год 

В Москву его позвал друг. Первый визит, конечно, был связан с экзотикой: первомайская демонстрация, борщ и черная икра. Но было и много совпадений, которые, как потом выяснилось, можно было считать знаками из будущего. Например, обедая в ресторане «Арагви», Эннио Бордато увидел храм Космы и Дамиана в Шубине, с добровольцами которого из группы отца Александра Меня позднее познакомился в РДКБ, а его гостиница находилась на Ленинском проспекте, напротив того места, где вскоре возникнет детская больница, а его поддержка будет особенно необходимой. 

История в целом банальная – Эннио влюбился в язык, в культуру и стал приезжать: Санкт-Петербург, круизы по Волге, затем – курсы изучения русского языка.

«Шаг за шагом узнавал Россию, чудо, какая красивая страна, но в ней много проблем. Я застал Брежнева, Андропова, Черненко, Горбачева, Ельцина… Распад СССР был, конечно, ужасен. Я видел, что в стране становится все хуже, хуже и хуже», – говорит итальянец. 

Самое страшное воспоминание – 1990 год, когда недалеко от Кремля, напротив гостиницы «Россия» Эннио увидел несанкционированный палаточный городок. Место было выбрано не случайно: мимо каждый день ходили депутаты Верховного Совета, и бастующие могли встретиться с ними лицом к лицу. «Представляете, зима, холод минус 20, идет снег, а там живут люди… и ночью, и днем, старики, дети, взрослые. И таблички: «У меня украли дом», «Я потерял работу»», – вспоминает господин Бордато. И внезапно почти точно цитирует не самого, в общем-то, популярного у иностранцев русского писателя, ударяя его фамилию на «А»: «Знаете, как у Радищева? «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». У меня тоже так. Поэтому я начал думать, что могу делать, как могу помогать».

«В РДКБ сказали: Нам нужно все. Спасибо, если сможете помочь хоть чем-то»

Эннио Бордато с Галиной Чаликовой
С Галиной Чаликовой

В 90-х его друг-историк создал сайт о истории Русской Православной Церкви в Италии и показал его Эннио. В конце страницы появилась реклама, он нажал на баннер и перешел в «Группу милосердия Александра Меня», прочитал о волонтерской деятельности в РДКБ. «Для меня это был как гром! Это то самое, вот кому я могу помочь». На работе он предложил сотрудникам не покупать подарки на Рождество, а собрать деньги и отправить их в Москву. 

«Мы собрали около 7 млн лир (примерно 7000 долларов. – Ред.). Не огромная, но хорошая сумма. Написал им: «Я итальянец, мы собрали для вас деньги, как могу их вам отправить?» Они ответили: «Это хорошие новости, у нас ничего нет, а помогать детям надо». Думаю, на эти деньги они купили лекарства», – вспоминает Эннио. 

Благодаря «Группе милосердия Александра Меня» он познакомился с Галиной Чаликовой, той самой, которая через много лет создаст фонд «Подари жизнь».

«Как-то написал ей, что буду в Москве, хотел бы встретиться. А она сказала: у меня есть место, можно остановиться. Представляете, мы не были лично знакомы, частный дом, она женщина, я мужчина. Но Галя открыла мне свои двери без проблем. Это было просто чудо. Я прожил у нее три дня». 

Вместе они приехали в РДКБ в отделение онкогематологии. Эннио Бордато увидел то, что ему поначалу было дико даже представить: старые и грязные стены, плесень, грибок, убийственные для детей после химиотерапии. Стал разговаривать с врачом Дмитрием Витальевичем Литвиновым, будущим главой РДКБ. «Я спросил: «Что вам нужно?» Он сказал: «Все, нам нужно все. Спасибо, если сможете помочь хоть чем-то»». Вернувшись домой, Эннио Бордато организовал ассоциацию Aiutateci a Salvare i Bambini («Помогите спасти детей»). Ее первым проектом стала покупка инфузоров для химиотерапии для РДКБ.

«С детьми Беслана мы общаемся до сих пор»

С Сусанной Дудаевой, президентом фонда «Матери Беслана»
С Сусанной Дудиевой, президентом фонда «Матери Беслана»

За 22 года работы ассоциация Aiutateci a Salvare i Bambini, основанная Эннио Бардато, помогла приобрести лекарства и оборудование для РДКБ, организовала в больнице первую в России комнату встреч детей и родителей, а в Подмосковье открыла «Дом надежды» для реабилитации детей после тяжелого лечения. Вместе с «Группой милосердия Александра Меня» был запущен проект «Ты не один!», который помогал детям-сиротам и социальным сиротам с ограниченными возможностями, нуждающимся в лечении в клинике РДКБ. Десятки детей после лечения были усыновлены. С 2011-го ассоциация помогает Архангельску в работе скорой педиатрической помощи и врачам-неонатологам. И это не считая адресных сборов на лечение конкретных детей – таких было сотни.

В 2004 году Эннио Бордато не смог остаться в стороне от бесланской трагедии. После освобождения многих заложников отправили на лечение в РДКБ, а затем ассоциация Aiutateci a Salvare i Bambinii организовала поездку 33 детей и 30 взрослых на два месяца в Италию. Это был первый опыт приема пострадавших бесланцев в Европе. 

«Они жили в здании бывшего монастыря, им помогали врачи, была организована работа с психологами из университета Падуи.

Мне было радостно слышать от мам, что их дети до и после поездки в Италию – это разные дети, за недолгое время они вылечились, насколько это было возможно», – рассказывает Эннио. 

Когда он говорит о детях Беслана, заметно, что взгляд его теплеет, на сосредоточенном лице появляется улыбка. Так говорят о тех, кого очень любят, о ком беспокоятся и кем гордятся: «Они уже выросли, стали врачами, военными, юристами, журналистами. У меня со многими из Беслана сохранились теплые отношения, когда я приезжаю в Москву, мы встречаемся, идем в ресторан и говорим, много говорим. Это Элина, Залина, которые живут в столице. Мы переписываемся и созваниваемся. Не каждый день, но достаточно часто». 

«Сейчас Донбасс – это Беслан, но в несколько раз больше»

Эннио Бордато и Анна Тув в Венеции 
Анна Тув в Венеции 

Спустя 10 лет новым Бесланом для Эннио Бордато стал Донбасс. В интернете он наткнулся на историю Анны Тув из Горловки. В 2015 году у многодетной мамы погибла старшая дочь-школьница и супруг, а сама Анна потеряла левую руку. 

«Вышла в огород, на мгновение подняла голову вверх и только успела подумать, как низко летит беспилотник… через секунды услышала дикий свист и несколько взрывов. Когда очнулась, все в ушах звенело, – рассказывала Анна, – Муж успел завести детей в дом, я пробралась внутрь, увидела половину тельца старшей дочки, она была разорвана пополам. Муж еще дышал, но его быстро не стало. Мир рухнул…»

Ассоциация Aiutateci a Salvare i Bambini собрала деньги Анне на протез, помогла приехать в Италию на лечение. А в Донбассе контакты итальянских благотворителей стали передавать из рук в руки, на адрес Эннио полетели письма с просьбами о помощи. 

Волонтер из ДНР Елена Дерюга рассказывает, что итальянец помог огромному количеству семей Донбасса, но больше всего – маленькому поселку Шахты имени Гагарина, он находится недалеко от Горловки, в 500 метрах от линии фронта. 

«У нас обстрелы с 2014 года. Каждый ребенок знает: если услышал залп, то есть 47 секунд, чтоб забежать в дом или спрятаться в подвале. Эннио просто спросил, чем помочь. Сначала мы вывезли около 20 детей на море в Туапсе. Вы даже не можете представить, как это помогает… приехать и получить мирное небо, их психика хоть немного успокаивается. Они могут спать спокойно без выстрелов, есть спокойно, столько, сколько хотят».  

«Тут нужно все. И продукты питания, и одежда, и средства гигиены, и лекарства… любая помощь. Бывает приходишь, а семье нечем накормить детей, – продолжает Елена Дерюга. –

Пишу Эннио, и когда получаю в ответ: «Помощь будет», это такие эмоции, до слез… Эннио у нас как отец многодетный, за восемь лет многие родились и выросли на его глазах. Есть семьи, которых бы уже не было без его помощи.

Например, 15-летняя девочка осталась без родителей, живет с бабушкой, ей 76 лет, и он их курирует постоянно. Другая женщина родила двойняшек, роды были сложные, огромная потеря крови, надо было и ее спасать, и грудничков, врачи опускали руки, а Эннио перечислил приличную сумму, и мы смогли найти доноров, кровь, капельницы, малышей выкормили. Он далеко, но душой живет вместе с нами». 

«После 24 февраля пожертвования стали расти» 

Табличка «Дом надежды» РДКБ
«Дом надежды» РДКБ

Эннио Бордато объясняет, что он сам и другие члены его ассоциации (всего их около ста, и функции самые разные – кто-то помогает с рекламой сборов, кто-то может организовать жилье для подопечных, пребывающих в Европу на лечение, и т. д.) работают на волонтерских началах, они не получают зарплату. У Эннио есть вторая главная профессия, он правозащитник, который оказывает консультационные услуги в области трудового права, защищает права сотрудников, помогает грамотно составить контракты с работодателями. 

У ассоциации нет государственной поддержки, грантов и иной помощи, разве что полная свобода от налогов. Организовать благотворительную организацию в Италии очень быстро и просто: надо написать заявление о создании организации, в налоговой службе взять codice fiscale (аналог ИНН), потом прописать устав, и можно начинать собирать деньги. Отчеты в налоговую необходимо отправлять раз в год. Существенные налоговые льготы, кстати, получают и жертвователи: если они направляют деньги через банк, то через год имеют право вернуть 35% от суммы.  

Чаще всего ассоциации Aiutateci a Salvare i Bambini помогают те, кто так или иначе связан с Россией: например, итальянцы, имеющие русскую супругу, или те, кто работал в России, учил русский язык в университете, у кого есть русскоязычные друзья. Жертвуют кто сколько может, часто немного: кто-то 10–20 евро, но есть платежи и по 100–500 евро. 

«Наша ассоциация существует только на пожертвования, мы делаем все максимально прозрачно и просто, без посредников. Мы вне политики и вне религии. Мы помогаем детям, помогаем там, где помощь особенно нужна», – формулирует свое кредо Эннио.

Он уточняет, что после 24 февраля 2022 года пожертвования не только не прекратились, но и стали расти. «У людей, которых интересует мир, отношение к русским не меняется, и, наверное, сейчас их больше любят, чем раньше. Народ Италии всегда был с Россией, наша историческая связь всегда хорошая. Верю, что со временем она станет только крепче». 

Фотографии из личного архива г-на Эннио Бордато

При поддержке фонда президентских грантов
Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?