Создать моду
В третий четверг ноября весь мир традиционно отмечает День рекордов Гиннесса. Эта дата взята отнюдь не с потолка — в память того дня, когда «Книга рекордов Гиннесса» стала «самой продаваемой в мире книгой, защищенной авторским правом». Впервые праздник отмечался в 2005 году.
Именно к этой дате многие стараются приурочить свои странные подвиги — прыгают на одной ножке, убивают комаров на скорость, поедают сардельки. И все это — на скорость, на количество, на вес. Чтобы заткнуть за пояс предыдущего охотника за комарами, пожиратели сарделек или мастера попрыгать.
Но, помимо всех и всяческих курьезов, этот проект имеет самое прямое отношение к нашей теме — к теме благотворительности.
А начиналось все очень коммерчески. Некто Артур Гиннес, ирландец, в далеком 1765 году арендовал небольшую пивоварню. Дабы выделиться из общей массы пивоваров, и тем самым привлечь внимание к своему продукту, Артур поменял технологию. Начал использовать специальный вид дрожжей, перешел на родниковую горную воду. Пиво получилось необычным — черным, густым, ароматным. И при этом удивительно похожим на наш русский ржаной квас.
Осталось лишь самое главное — создать моду на новый напиток. Но и с этим проблем не возникло. В скором времени именно «Гиннесс» сделался во всем мире пивом номер один.
История получила неожиданное продолжение в 1955 году. Управляющий компанией «Гиннесс» сэр Хью Бивер отправился с приятелями на охоту. Взял на прицел птичку ржанку, прицелился — и не попал. И второй раз тоже не попал. Когда вечером, в любимом баре он рассказывал эту историю друзьям, те сразу же бросились его успокаивать — дескать, не переживай, ведь ржанка — самая быстрая птица на свете. Кто-то возразил. Завязался горячий спор. А где проверить — непонятно.
Бивер оказался, может быть, не лучшим стрелком, но прекрасным предпринимателем. Он сразу же смекнул: нужно под уже раскрученной маркой своего пива начать выпуск ежегодного издания, посвященного самым разнообразным рекордам. И серьезным, и курьезным — всяким. Так возникла знаменитая книга Гиннеса — которую по тиражу превосходят лишь Библия, Коран и цитатник Мао Цзедуна. Ее так и назвали — «Книга превосходных степеней. О самом высоком и самом низком, большом, маленьком, быстром, старом, новом, громком, горячем, холодном, сильном». Впоследствии название сделалось несколько скромнее — «Книга рекордов «Гиннесса».
Сама эта книга сделалась рекордом в тот же год — к рождеству она вышла на первое место по продажам в Великобритании. И в дальнейшем ей сопутствовал только успех.
Гиннес и благотворительность
Казалось бы, все это — и пиво, и мода, и ржанка, и охота, и сосиски, и прыжки — ужасно далеко от благотворительности. Но это лишь на первый взгляд. Широта интересов составителей «Книги рекордов Гиннеса» такова, что попадают в книгу факты самые разнообразные.
Вот, к примеру, один из рекордов. В 2015 году производитель стирального порошка и прочей бытовой химии «ОМО» во время проведенной им акции «Постирай, подумай и отдай», собрал рекордное количество вещей для передачи нуждающимся. Речь идет исключительно об одежде достойного качества для малоимущих семей. Сбор был организован очень просто. В супермаркетах — партнерах «ОМО» были установлены специальные стенды с пакетами. Больше не понадобилось вообще ничего.
В результате было собрано 153 240 предметов одежды. Этот факт зафиксировали в «Книге Гиннесса».
Попала в нее и компания PayPal, специализирующаяся на приеме онлайн-платежей. Ей удалось собрать рекордную сумму на благотворительность в течении суток — 45,8 миллионов долларов.Предыдущий рекорд компании был равен $19 млн. Это было в том же 2015 году.
А когда это произошло, в какое время? Во время #GivingTuesday, Щедрого вторника, к которому в этом году присоединилась и Россия.
В 2000 году в книгу вошел знаменитый певец Майкл Джексон — как «поп-звезда, ведущая наиболее широкую благотворительную деятельность». В то время Джексон материально поддерживал 39 благотворительных организаций и программ.
Впрочем, учитывался не одномоментный вклад, а благотворительная деятельность певца на протяжении всей его жизни. В частности, еще в 1985 году Майкл Джексон вместе с Лайонелом Ричи написали легендарную свою песню «We Are The World».
Но самым знаменитым благотворительным актом Майкла Джексона было приобретение в 1988 году ранчо Неверленд, в котором жил сам, и в котором постоянно приглашал и развлекал детей-инвалидов из окрестных больниц. В перке действовали специальные аттракционы, приспособленные для детей с ограничениями, кинотеатр, оборудованный в том числе и местами-кроватями и многое другое, недоступное детям за пределами Неверленда. Все это, в том числе и оплату труда специально подготовленного персонала, Джексон оплачивал сам.
Синдром Леди Годивы
Впрочем, «Книга рекордов Гиннесса» не только отмечает на своих страницах уже сделанные разными людьми пожертвования. Она их еще и сама генерирует, притом весьма активно. В частности, в «Книгу» вошел самый длинный торт «Наполеон», созданный швейцарскими кондитерами. Его протяженность составила 1 километр и 221 метр, а вес — 4 тонны. Для изготовления рекордсмена было задействовано 200 человек.
При чем же здесь благотворительность? Все очень просто. Гигантский торт был сразу же распродан по кускам, а всю выручку направили на счет швейцарской Ассоциации рака груди.
В этом году специально для того, чтобы попасть в «Книгу рекордов Гиннесса» сотрудники компании Aaron’s, которая специализируется на продаже вещей для дома, устроили шоу падающего домино. Это известная забава, в процессе которой сначала на определенном расстоянии друг от друга расставляют костяшки домино, затем толкают первую костяшку, и вся выстроенная последовательность медленно и красиво падает. Здесь же вместо домино использовались сами сотрудники компании, каждый из которых был снабжен матрасом из ассортимента Aaron’s. Директор компании Джон Робинсон толкнул первого человека — и 1200 сотрудников улеглись на матрасы на площади в 650 квадратных метров.
«Книга» пополнилась новой записью, Aaron’s получила свою долю славы, а малоимущие — 1200 новеньких матрасов, участвовавших в этом шоу, и еще не лишившихся полиэтиленовой упаковки.
А в Австралии, в городе Форрест Экт живет супружеская пара, герои, если можно так выразиться, «Книги рекордов Гиннесса» — Девид и Джейн Ричардс. Будучи владельцами небольшой усадьбы, они украсили свою недвижимость 331 038 фонариками. Нельзя сказать, что получилось очень уж красиво, но зато весьма оригинально. И из космоса видно. При том каждый желающий может осмотреть чудо-дом. Одно условие — перед экскурсией следует сделать пожертвование в благотворительный фонд помощи детям Sids and kids.
И, разумеется, здесь приведена лишь незначительная часть подобных сюжетов. В действительности, их значительно больше. Можно сказать, что «Книга рекордов Гиннесса» насквозь пронизана темой благотворительности.
Ради благих целей люди раздеваются, танцуют на табуретках, плавают с надувными утками, выдувают самые большие воздушные шары и мыльные пузыри, и совершают еще много привлекающих внимание действий — и мы не знаем — всегда ли цель оправдывает это человеческое своеволие? А благотворители, которые любят фотографироваться неглиже в различных календарях и пр. умеют свой легкий психологический диагноз — «Синдром леди Годивы».
Странная история
Странная какая-то история. Вот человек решил вдруг варить пиво. И у него это дело пошло. Деньги потекли в карман, а люди получили в свое распоряжение еще один, мягко скажем, не слишком полезный и не особенно способствующий нравственности продукт. Потом другой человек отправился на охоту — по сути, заняться убийством — но ничего у него не вышло, никого он убить не смог, пришел утопить свое горе в пивной, слово за слово, и родился еще один проект, способствующий обогащению кучки людей за счет засорения мозгов других людей всякой ненужной всячиной — несерьезной, отвлекающей от главных тем, от главных дел.
А в результате вдруг в семье малоимущих появляется новенький ортопедический матрас, и эти люди наконец-то могут выбросить тот кошмар из скомканной ваты, на котором они были вынуждены спать раньше. Кого-то оперируют, по сути, возвращают к жизни. Дети-инвалиды получают свой кусок счастья, о котором не могли даже мечтать.
Из мути, из ерунды, из мусора вдруг, словно бабочка из кокона произрастают благородные, действительно полезные дела.
Непостижимо.