О приходской жизни в местах лишения свободы

Существует только лишь наказание, рождающее у осужденных глухую злобу и затаенную ненависть ко всем. Сильные осатанело издеваются над слабыми, а те, в свою очередь, либо затаиваются в ожидании мести, либо ломаются, становясь игрушкой в руках тех, кто сильнее. Если даже советская идеология имела хоть какую-то воспитательную цель лишения свободы, то на данный момент все потуги руководства меркантильными интересами увлечь осужденных, привлекая их на работы, или лишить их времени, заставляя шагать по плацу, приводят к еще более резкому различию положения и противопоставления сильных слабым

23 октября в приходе имени свт. Иннокентия Иркутского (Кульчицкого) колонии №6 г. Иркутска было совершено торжественное богослужение. Это действительно было настоящее, большое торжество небольшого по численности прихода.
После возвращения крестного хода вагона-храма Иркутской епархии по Восточной Сибири и Дальнему Востоку с мощами святителя Иннокентия, ковчег с частицей его мощей был принесен в колонию для поклонения верующим.
Своими размышлениями о приходской жизни в местах лишения свободы размышляет новый настоятель храма священник Филипп Макаров:

Приход существует вот уже несколько лет, но численность его остается все еще не большой. Недавно указом Архиерея был назначен постоянный священник для окормления верующих колонии. Богослужения стали совершаться достаточно регулярно. Комната, выделенная для проведения служб была отремонтирована силами верующих и постепенно наполняется предметами и книгами как для службы, так и для полноценной духовной жизни.
Конечно, полноценную духовную жизнь проводить в колонии чрезвычайно трудно.
Во-первых: тяжелейшая обстановка колонии.
Человек человеку – волк. Среда, в которой практически полное отсутствие всякой веры, порой переходящее в неприкрытые насмешки, кощунства, издевательства над верующими.
Во-вторых: отсутствие идеи перевоспитания человека.
Существует только лишь наказание, рождающее у осужденных глухую злобу и затаенную ненависть ко всем. Сильные осатанело издеваются над слабыми, а те, в свою очередь, либо затаиваются в ожидании мести, либо ломаются, становясь игрушкой в руках тех, кто сильнее. Если даже советская идеология имела хоть какую-то воспитательную цель лишения свободы, то на данный момент все потуги руководства меркантильными интересами увлечь осужденных, привлекая их на работы, или лишить их времени, заставляя шагать по плацу, приводят к еще более резкому различию положения и противопоставления сильных слабым.

По-сути, на данный момент колонии стали учреждениями по повышению квалификации преступников. И даже те, кто попал туда за «незначительные» преступления, в большинстве случаев на всю жизнь принимают волчьи законы преступной среды. И далее, выходя на свободу, насаждая эти законы во всем остальном обществе. «Дух творит себе формы», и вот мы видим формы слов и выражений блатного жаргона, прижившиеся в народе, формы безнравственного поведения, уже не только «простого народа», но и «интеллигенции», а также всевозможные формы иной грязи, льющиеся на нас через СМИ.
Не знает сегодняшнее руководство колоний, что борьба с духом зла возможна только Духом добра. Непонимание истинной цели человеческой жизни рождает бесцельное блуждание душ во тьме неведения, непонимание настоящего смысла жизни – бессмысленное времяпрепровождение: в лучшем случае – суету, в худшем – преступление, со всеми вытекающими последствиями. А недоговоренные фразы типа: «жизнь свою нужно прожить так, чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно прожитые годы» не имеют силы вследствие своей неопределенности. А когда это «потом»? А я не доживу до этого «потом» или «потом» даже не буду вспоминать о бесцельно прожитых годах. Не помнят прошлого, не знают будущего, не имеют настоящего.

«Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Забыли мы эту очевиднейшую истину, и потому падает наше общество в бездну порока. И бессильна бездуховная государственная система, потерявшая Царя в голове. «Гром не грянет, говорят, – мужик не перекрестится». И вот некоторые, оказавшись за решеткой, часто впервые серьезно задумываются о Боге. И Господь дает им прозрение. Видна цель жизни и сама жизнь наполняется смыслом. И годы заключения становятся временем закалки человека, становления его как личности. Теперь, когда человек возвращается домой, он знает уже что надо делать и как правильно поступать. Конечно, эйфория свободы и страстность натуры бывает, даже верующим дурманит головы, но это происходит с ними гораздо реже, чем с остальными.
Возвращаясь к службе рядом с мощами святителя Иннокентия надо сказать о трудности исповеди, сосредоточенности молитвы, благодати Причастия и безмерном милосердии Божьем, изливаемом на кающихся грешников.
Здесь мало улыбок, но много надежды на Божию благодать, помогающую верующим почти в нечеловеческих условиях сохранить в себе человечность, веру, стремление к чистоте и добру.
Нужно было бы еще развенчать миф о том, что «вера нужна только слабым, потерянным людям, которым нужно на кого-нибудь опереться», так как часто именно этим пытаются объяснить веру людей, но это тема отдельного, большого разговора.

Источник: Сайт Иркутской епархии

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?